Реквизиты игры: карточки с заданиями, фонограммы песен, мячики, шнурки. Суть игры: в город не приехал цирк, а зрители уже собрались в зале и ждут начала представления. Что делать?! Конферансье предлагает сидящим в зале самим устроить представление. На столе или на полу раскладываются карточки с заданиями, надписью вниз. Выходит доброволец и вытягивает любую карточку. Ему дается время на подготовку, а потом под гром аплодисментов он выполняет задание. И так — пока не закончатся задания. Примеры заданий: спеть песню под фонограмму, показать фокус, жонглировать мячами и т. п. Игра позволяет выявить творческий потенциал ребят и помогает детям стать более раскованными.
9. Отрядные дела по возрастам:
Для младшего возраста:
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЗАМОК
Играющие делятся на две команды. Первая должна расколдовать «замок», а вторая команда – помешать им в этом. «Замком» может служить дерево или стена. Около «замка» находятся ворота – двое ребят из второй команды с завязанными глазами. У всех игроков второй команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им захочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать «замок», по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к воротам. Их задача – незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до «замка». Задача второй команды – постараться дотронуться до тех, кто движется к «замку», – тогда те выбывают из игры. Игра считается оконченной, когда до «замка» дотронется хотя бы один игрок перой команды. По окончании игры ребята меняются ролями.
|
|
Перед началом игры надо оговорить одно условие: будут ли ребята из второй команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.
ЦВЕТОЧНАЯ АЗБУКА
Азбука – это книга, которая знакомит детей с буквами. Каждой букве отводится своя страничка. Цветочная азбука очень похожа на обыкновенную, только в ней нарисованы цветы. На странице с каждой буквой свой цветок. А – астра, Б – багульник, В – василек, Г – гладиолус и т.д. Здесь же можно поместить стихи о цветах. Предлагаем ребятам создать такую цветочную азбуку. Для этого понадобятся листы из альбома для рисования, карандаши, фломастеры. А еще – знания цветов и фантазия. Разделите ребят на маленькие группы по 3–4 человека. Каждой группе достанется одна буква – одна страничка азбуки. Перед началом работы нужно будет вспомнить название цветка на доставшуюся букву, нарисовать этот цветок и сочинить о нем стихотворение.
Стихотворение красиво пишется на красиво оформленных страничках. А когда работа будет окончена, приколите готовые листочки на большой планшет – у вас получится выставка. Через три дня все работы можно снять и сделать из них книжку. Не забудьте за самые интересные странички поблагодарить ребят.
|
|
Для ребят среднего возраста:
КОМИЧЕСКИЙ ЦИРК
Задание: подготовить и показать шуточный цирковой номер. Какой это будет номер, могут решить сами ребята, или это будет указано в задании. Тогда можно провести жеребьевку. Сделаем это так: название номеров напишем на отдельных листочках, свернем их трубочкой и вложим в еще не надутые воздушные шарики. Шарики надуем и завяжем. Приготовим все это заранее. А теперь пришла пора получить задание: группы должны выбрать шар, сделать так, чтобы он лопнул, и вытащить записку с названием циркового номера. Номера могут быть разнообразными.
Проведет цирковую программу клоун-конферансье, который свяжет эти номера воедино. Не забудьте про цирковой оркестр. Попробуйте изобразить его все вместе: одна группа изображает пианино, вторая – барабаны, третья – гитары, четвертая – трубы и т.д. В качестве победителя можно выбрать самый оригинальный или самый веселый номер.
В качестве более спокойного отрядного дела можно предложить ребятам решить какую-либо «данетку» в коллективном обсуждении: такие задачки не только укрепляют ум, но и позволяют весело провести время и узнать много нового о воспитанниках лагеря и вожатых.
Для ребят старшего возраста:
В качестве отрядного дела можно предложить ребятам организовать творческое выступление для более младших отрядов, например, как и в случае ребят среднего возраста – организовать цирковое представление.
В качестве второго варианта отрядного дела можно предложить им провести профориентационный тренинг: в этом возрасте подростки озабочены выбором дальнейшего образа жизни, профессии.
Отрядные дела по периодам:
Организационный период:
Предложить детям вести «отрядный дневник» с первого или второго дня смены, совместно описывая самые яркие события дня. Дневником можно оформить отрядный уголок.
Основной период:
В основной период происходит большое количество событий, иногда отряду тяжело сплотиться из-за ряда конфликтов. В качестве одного из приемов их предотвращения можно использовать психологические тренинги, например, веревочный курс.
В качестве другого тренинга можно провести ряд упражнений на доверие, например, упражнение «свободное падение». В нем группа детей сцепляет руки таким образом, чтобы поймать падающего на них человека. Такое упражнение укрепляет доверие в группе, сплачивает ребят, позволяет им снять стресс от смены окружения, почувствовать свою важность для коллектива и уверенность в своих силах.
Итоговый период:
В некоторых лагерях особенно ярко проявляется традиция отрядной песни, и этим можно воспользоваться или же ввести её в своем отряде: собираться по вечерам у костра, если есть такая возможность, или в помещении, вокруг свечи или при свете дня на свежем воздухе петь придуманную отрядную песню под гитару или известные детские и лагерные песни – такая традиция подойдет всем возрастам, и особенно лирически воспринимается именно в итоговый период смены, хотя её можно (и даже нужно) вводить в основной период смены)
Отрядное дело «Обмен письмами»: вожатый до начала смены готовит всё необходимое и в один из последних дней предлагает детям написать письма друг другу, самым близким друзьям. При условии нехватки времени или большого количества человек в отряде, каждый может написать одно письмо, а вожатый, вывесит написанные ребятами письма на отрядном месте.