Дисметаболические энцефалопатии

Деменция может развиться вследствие дисметаболических изменений. При этом имеется определенная временная связь с фактором, вызвавшим нарушения. Наиболее частые причины дисметаболической энцефалопатии следующие: соматические заболевания (сердечно-легочная, печеночная и почечная недостаточность, анемия); эндокринопатии (гипотиреоз); интоксикации, в том числе обусловленные солями тяжелых металлов, приемом лекарственных препаратов; дефицитарные состояния: (дефицит витамина В12, фолата); гипоксическое повреждение головного мозга (например, при отравлении угарным газом, при неадекватном проведении искусственной вентиляции легких и др.); длительная гипогликемия.

Отношение к старикам в императиве любви и критерий профессионализма

 

В основе профессиональной врачебной этики лежит принцип доброжелательности и милосердия по отношению к пожилым людям и старикам. Данная идеальная норма отношения человека к человеку, изначально ориентированная на любовь, заботу, помощь, поддержку, непосредственно связана с практическим отношением врача к больному человеку, которое должно выстраиваться независимо от его расовой, этнической, национальной принадлежности, возрастных характеристик, социального, экономического и иного положения. Эта специфическая способность любить любого пациента в профессиональной врачебной сфере является реальным критерием и для выбора профессии, и для определения меры врачебного искусства. "Где любовь к людям, - писал Гиппократ, - там любовь и к своему искусству". Фокусом, средоточием подлинного этического отношения к пациенту, эталоном профессионализма является отношение к особо беспомощным пациентам, специальную категорию среди которых составляют дети и старики. Данный принцип, как этическая норма социальных отношений, формировался под влиянием понимания сущности человека и человеческих отношений в христианской антропологии с первых веков нашей эры.

Ключом к пониманию человека и человеческого бытия в христианской антропологии являются формы отношения человека к Богу и к другому человеку, которые в свою очередь чрезвычайно значимы: они определяют самосознание и судьбу человека. Такая значимость возводит основную форму этих отношений - любовь - в ранг естественного нравственного закона - императива, и означает, что любовь к ближнему - не только желательная норма поведения, но и принцип бытия, закон устроения мира.

Качественная определенность отношения к старикам в императиве любви состоит в направленности воли врача к благу пациента, осуществляемой в доброделании врача. Врачевание - это осмысленное социально организованное осуществление добра, и в связи с этим - одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой предельно сближены с христианскими ценностями человеколюбия, милосердия. Это во многом определяет социальное доверие к врачу. "Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть" (свт. Иоанн Златоуст). "Всякое даяние доброе... нисходит свыше, от Отца светов" (Иак. 1, 17).

"Даяние доброе" и человеколюбие врача находят свое проявление в его деятельности в домах престарелых и хосписах. Несмотря на различия в условиях и формах организации данной помощи, объемах государственного финансирования в разных странах, общество делегирует медицинским работникам выполнение функции социальной опеки над престарелыми людьми. Врачи и социальные работники данного профиля берут на себя исполнение обязанностей родных (детей и родственников) по уходу за престарелыми больными людьми. Решение чрезвычайно важной социальной задачи заботы о бездетных одиноких стариках в условиях нашей цивилизации, для которой эффективность деятельности (экономической, социальной и т. п.) является высшей мерой ценности человека, имеет тенденцию превратиться в специальную форму социальной изоляции стариков, даже имеющих благополучных детей. Данная тенденция, как вариант возможного будущего существования большинства пожилых людей, усиливает чувство страха и обреченности на одиночество. Одиночество - осевая проблема современной старости, которая выявляет связь духовной и социальной жизни. Современные социальные и медицинские службы обеспокоены неутешительной статистикой. Заброшенность и одиночество стариков, уровень которых особенно высок на селе - опасное духовное явление. В христианской антропологии одиночество - это переживание отсутствия любви к себе и к другим, - одно из последних и сильнейших искушений человека в конце его жизни.

Знания о человеческой природе и многовековой нравственный опыт, накопленный христианской антропологией, может и должен использоваться врачами-профессионалами в их повседневной работе с больными стариками, в рекомендациях родным и близким престарелых пациентов - им во благо и себе во спасение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: