Маркетинговая среда предприятия — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на разработку маркетинговых решений.
Макросреда предприятия – не зависит от организации, более стабильна, вынуждает предприятие приспосабливаться.
Микросреда предприятия - это те элементы из окружения фирмы, на которые она может оказывать непосредственное влияние.
Элементы
Элементы макросреды: Социально-демографические, Экономические, Природные, Технологические, Социально-культурные, Политические, Международные.
Элементы микросреды: клиенты, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории (финансовые круги, СМИ, государственные учреждения, общественные организации, местные сообщества и др.).
Характеристика элементов микросреды организации. Детерминанты поведения субъектов микросреды
• Клиенты — покупатели (потребители) продукции и услуг предприятия
• Поставщики — организации и отдельные лица, обеспечивающие предприятие различными видами ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров и услуг.
|
|
• Посредники — это организации, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров и услуг.
• Конкуренты – организации, соперничающие с предприятием.
• Контактные аудитории — структуры, которые проявляют интерес к предприятию или оказывают на него влияние.
Ø финансовые круги,
Ø СМИ,
Ø Государственные учреждения
Ø Общественные организации,
Ø Местное сообщество и др.
Характеристика элементов макросреды организации. Индикаторы, отражающие действие факторов
Социально-демографические
--Половозрастной состав и численность населения,
--соотношение городского и сельского населения,
--уровни смертности и рождаемости,
--социальная мобильность,
--этнический состав,
--стиль жизни,
--отношение к труду и отдыху,
--уровни образования,
--характеристики семьи, социальная политика государства и др.
Экономические
--состояние экономики и финансовой системы, бюджетные дефициты (профициты), уровень инфляции, конвертируемость и курс национальной валюты,
--покупательная способность населения, безработица, уровень жизни (реальная зарплата, уровень сбережений, стоимость потребительской корзины, уровень обеспеченности основными благами),
--распределение доходов, налоговая политика,
--производительность труда в различных сферах народного хозяйства и др.
Природные
--Климат,
--наличие сырьевых ресурсов, источников энергии,
--экология (состояние окружающей среды, уровень государственного регулирования и контроля природопользования, система санкций),
|
|
--общественные экологические движения и их поддержка со стороны населения и государства
Технологические
--внедрение и распространение новых видов технологий и продуктов, характер инноваций, скорость устаревания инноваций
--специализация промышленных исследований
--стандарты производства и безопасности новых технологий для человека и окружающей среды,
--государственная поддержка науки, национальные проекты
Социально-культурные
--культурные ценности, традиции, обряды,
--вероисповедание,
--менталитет,
--морально-этические нормы, стереотипы поведения, субкультуры
Политические
--Расстановка политических сил и общественных движений,
--особенности законодательной системы и ее исполнения,
--экономические и торговые блоки, отношение к международным союзам,
--политическая стабильность, преобладающие в обществе политические взгляды,
--характер регулирования и согласованность законодательной базы,
--уровень правовой грамотности и правовой защищенности рыночных субъектов,
--степень и характер влияния общественных организаций на законотворчество
Международные
--отдельные международные события (войны, региональные конфликты, отдельные решения международных организаций), влияющие на мировые уровни добычи природных ресурсов,
--внешние связи, история взаимоотношений между странами и др.
Анализ благоприятности / неблагоприятности маркетинговой среды
Проанализировать благоприятность маркетинговой среды можно следующим образом:
Составляем следующую таблицу:
В ней выписываем факторы, оказывающие влияние на фирму, такие как: темп снижения спроса, стабильность цен, количество конкурентов и др., и ситуации с разной степенью благоприятности. Таким образом сравнив текущее положение с таблицей можно сделать выводы о благоприятности / неблагоприятности маркетинговой среды.