Тема 4. Этапы интеграции в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС)
Состав участников | Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Российская Федерация, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. | |
Формирование Таможенного союза | 6 января 1995 г. (Россия–Белоруссия) 20 января 1995 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан) 29 марта 1996 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан–Киргизия) 26 февраля 1999 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан–Киргизия–Таджикистан) 25 января 2006 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан–Киргизия–Таджикистан–Узбекистан) | |
Дата образования ЕврАзЭС | 10 октября 2000 г. | |
Основные базовые документы | Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы и Мероприятия по их реализации, утвержденные главами государств Сообщества в феврале 2004 г. | |
Руководящие органы | Межгосударственный Совет ЕврАзЭС Интеграционный Комитет ЕврАзЭС Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС Организацию работы и информационно-техническое обеспечение органов ЕврАзЭС осуществляет Секретариат Интеграционного Комитета, возглавляемый Генеральным секретарем. |
|
|
Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия.
Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:
завершение формирования зоны свободной торговли;
формирование таможенного союза;
формирование единого экономического пространства.
Формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС
В соответствии со статьями 8 и 9 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, реализация режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между Сторонами двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле предусматривает:
а) неприменение тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны, и предназначенных для свободного обращения на таможенной территории Сторон;
б) применение единой системы взимания косвенных налогов;
в) беспрепятственное временное применение защитных мер в отношении ввоза товаров из другой Стороны в соответствии с общепринятыми международными нормами и правилами или национальным законодательством;
|
|
г) непредоставление без согласия Сторон любому третьему государству, не являющемуся участником настоящего Договора, торгового режима, более благоприятного, чем Стороны взаимно предоставляют друг другу;
д) устранение ограничений конкуренции, вызванных поведением хозяйствующих субъектов или вызванных вмешательством общегосударственных и территориальных органов, в той мере, в какой это может воздействовать на взаимную торговлю хозяйствующих субъектов Сторон.
В настоящее время между странами ЕврАзЭС в соответствии с дву- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами.
Применение во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регламентируется протоколами от 17 февраля 2000 г. и 28 октября 2003 г. и не противоречит нормам Генерального соглашения по тарифам и торговле (ВТО), Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации от 08.12.2003 № ФЗ-164.
В торговле между государствами Сообщества применяется единый принцип взимания косвенных налогов – по стране назначения.
В настоящее время Стороны договорились о необходимости разработки проекта договора о зоне свободной торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС, которая поручена российской стороне (отв. – ДТП Минэкономразвития России).
Формирование таможенного союза ЕврАзЭС
В соответствии со статьей 21 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения предполагает наличие:
а) единой таможенной территории;
б) общего таможенного тарифа;
в) режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором;
г) упрощения и последующей отмены таможенного контроля на внутренних таможенных границах;
д) однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
е) органов управления, обеспечивающих условия функционирования и развития таможенного союза;
ж) единой таможенной политики и применения единых таможенных режимов.
В целях формирования единой внешнеторговой политики государств-членов ЕврАзЭС в отношении третьих стран проводится унификация законодательства государств Сообщества в основных сферах внешнеторгового регулирования: таможенно-тарифной и нетарифной.
1. К таможенно-тарифной сфере относятся:
- применение единых таможенных пошлин на импортируемые из третьих стран товары – формирование Общего таможенного тарифа (ОТТ);
- применение унифицированных торговых режимов в торговле с третьими странами и применение единой системы преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами.
17 февраля 2000 г. подписано Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза. На его основе сформирован Базовый перечень (БП) Общего таможенного тарифа России, Белоруссии и Казахстана. Уровень унификации составляет 60%. Таджикистан проводит работу по унификации своего таможенного тарифа и в настоящее время таджикские тарифы унифицированы на 80% по отношению к БП ОТТ. Киргизия, являющаяся членом ВТО, проведет унификацию тарифов после формирования БП ОТТ и присоединения государств ЕврАзЭС к ВТО. Для этого Киргизия должна пересмотреть свои тарифные обязательства, принятые ею при присоединении к ВТО. Тариф Республики Узбекистан унифицирован с БП ОТТ на 30%.
|
|
В настоящее время в рамках ЕврАзЭС торговые режимы, применяемые государствами Сообщества в отношении третьих стран, и перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами не унифицированы.
2. К сфере нетарифного регулирования относятся:
- лицензирование импорта и экспорта товаров;
- техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
- введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
- экспортный контроль.
В ЕврАзЭС действуют:
Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного Союза от 22 октября 1997 г.;
Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз и/или вывоз государствами-участниками Таможенного союза во внешней торговле с третьими странами от 22 января 2004 г.;
Протокол о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров, а также связанных с этим отдельных видов деятельности государств-членов Евразийского экономического сообщества от 25 октября 2004 г.;
Протокол о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники соглашений о Таможенном союзеот 28 января 1999 г.;
Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 г.;
Перечень подлежащих разработке первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г.;
Механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-членов ЕврАзЭС определен в Протоколах от 17 февраля 2000 г. и 28 октября 2003 г.;
Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г.;
|
|
Типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (утверждены 21 сентября 2004 г.).
Утверждены Правила оформления лицензии на осуществление внешнеэкономических операций, связанных с вывозом товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (27 сентября 2005 г.).
В сфере нетарифного регулирования проведена унификация основных положений законодательств государств-членов ЕврАзЭС в области квотирования, лицензирования, технического регулирования, применения санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических мер.
Предстоит продолжить унификацию перечней товаров, подлежащих квотированию и лицензированию, разработку и введение единых санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических мер и технических регламентов. Планируется разработка документа по унификации условий выдачи лицензий по группам товаров, подлежащих лицензированию (кроме товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль).
В целях создания условий для формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Сообщества Межгоссоветом ЕврАзЭС в 2002 году было принято решение, согласно которому условия присоединения России к ВТО должны быть приняты за основу другими государствами-членами ЕврАзЭС на переговорах с ВТО.
Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершенность переговоров по присоединению к ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трех стран в рамках процесса присоединения к ВТО.
В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза, а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран – России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.
В соответствии с указанным решением Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подготовлен пакет из 13 документов и проект Плана действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, который устанавливает последовательность действий по его практической реализации в течение 2007-2010 годов.
На 19-м заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. главами трех государств Сообщества подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств:
Договор о Комиссии таможенного союза;
Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;
Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.
Утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Главы всех государств Сообщества подписали Протоколо внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.
В ходе 20 заседания Межгоссовета ЕврАзЭС, состоявшегося 25 января 2008 г.,главами правительствРеспублики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны остальные 9 документов, формирующих правовую базу таможенного союза трех государств:
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании;
Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран;
Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров;
Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран;
Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер;
Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;
Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;
Соглашение о ведении таможеннойстатистики внешней и взаимной торговли товарамитаможенного союза;
Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.