Формирование таможенного союза ЕврАзЭС

Тема 4. Этапы интеграции в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС)

Состав участников   Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Российская Федерация, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан.  
Формирование Таможенного союза   6 января 1995 г. (Россия–Белоруссия) 20 января 1995 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан) 29 марта 1996 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан–Киргизия) 26 февраля 1999 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан–Киргизия–Таджикистан) 25 января 2006 г. (Россия–Белоруссия–Казахстан–Киргизия–Таджикистан–Узбекистан)  
Дата образования ЕврАзЭС     10 октября 2000 г.  
Основные базовые документы   Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.   Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.   Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы и Мероприятия по их реализации, утвержденные главами государств Сообщества в феврале 2004 г.  
Руководящие органы   Межгосударственный Совет ЕврАзЭС   Интеграционный Комитет ЕврАзЭС   Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС Организацию работы и информационно-техническое обеспечение органов ЕврАзЭС осуществляет Секретариат Интеграционного Комитета, возглавляемый Генеральным секретарем.  

 

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия.

Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:

завершение формирования зоны свободной торговли;

формирование таможенного союза;

формирование единого экономического пространства.

Формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС

В соответствии со статьями 8 и 9 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств,  реализация режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между Сторонами двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле предусматривает:

а) неприменение тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны, и предназначенных для свободного обращения на таможенной территории Сторон;

б) применение единой системы взимания косвенных налогов;

в) беспрепятственное временное применение защитных мер в отношении ввоза товаров из другой Стороны в соответствии с общепринятыми международными нормами и правилами или национальным законодательством;

г) непредоставление без согласия Сторон любому третьему государству, не являющемуся участником настоящего Договора, торгового режима, более благоприятного, чем Стороны взаимно предоставляют друг другу;

д) устранение ограничений конкуренции, вызванных поведением хозяйствующих субъектов или вызванных вмешательством общегосударственных и территориальных органов, в той мере, в какой это может воздействовать на взаимную торговлю хозяйствующих субъектов Сторон.

В настоящее время между странами ЕврАзЭС в соответствии с дву- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами.

Применение во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер регламентируется протоколами от 17 февраля 2000 г. и 28 октября 2003 г. и не противоречит нормам Генерального соглашения по тарифам и торговле (ВТО), Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации от 08.12.2003 № ФЗ-164.

В торговле между государствами Сообщества применяется единый принцип взимания косвенных налогов – по стране назначения.

В настоящее время Стороны договорились о необходимости разработки  проекта договора о зоне свободной торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС, которая поручена российской стороне (отв. – ДТП Минэкономразвития России).

 

 

Формирование таможенного союза ЕврАзЭС

В соответствии со статьей 21 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения предполагает наличие:

а) единой таможенной территории;

б) общего таможенного тарифа;

в) режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором;

г) упрощения и последующей отмены таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

д) однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

е) органов управления, обеспечивающих условия функционирования и развития таможенного союза;

ж) единой таможенной политики и применения единых таможенных режимов.

 

В целях формирования единой внешнеторговой политики государств-членов ЕврАзЭС в отношении третьих стран проводится унификация законодательства государств Сообщества в основных сферах внешнеторгового регулирования: таможенно-тарифной и нетарифной.

 

1. К таможенно-тарифной сфере относятся:

- применение единых таможенных пошлин на импортируемые из третьих стран товары – формирование Общего таможенного тарифа (ОТТ);

- применение унифицированных торговых режимов в торговле с третьими странами и применение единой системы преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами.

17 февраля 2000 г. подписано Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза. На его основе сформирован Базовый перечень (БП) Общего таможенного тарифа России, Белоруссии и Казахстана. Уровень унификации составляет 60%. Таджикистан проводит работу по унификации своего таможенного тарифа и в настоящее время таджикские тарифы унифицированы на 80% по отношению к БП ОТТ. Киргизия, являющаяся членом ВТО, проведет унификацию тарифов после формирования БП ОТТ и присоединения государств ЕврАзЭС к ВТО. Для этого Киргизия должна пересмотреть свои тарифные обязательства, принятые ею при присоединении к ВТО. Тариф Республики Узбекистан унифицирован с БП ОТТ на 30%.

В настоящее время в рамках ЕврАзЭС торговые режимы, применяемые государствами Сообщества в отношении третьих стран, и перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами не унифицированы.

 

2. К сфере нетарифного регулирования относятся:

- лицензирование импорта и экспорта товаров;

- техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

- введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

- экспортный контроль.

В ЕврАзЭС действуют:

Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного Союза от 22 октября 1997 г.;

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз и/или вывоз государствами-участниками Таможенного союза во внешней торговле с третьими странами от 22 января 2004 г.;

Протокол о единых правилах лицензирования импорта и экспорта товаров, а также связанных с этим отдельных видов деятельности государств-членов Евразийского экономического сообщества от 25 октября 2004 г.;

Протокол о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства-участники соглашений о Таможенном союзеот 28 января 1999 г.;

Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 г.;

Перечень подлежащих разработке первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г.;

Механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-членов ЕврАзЭС определен в Протоколах от 17 февраля 2000 г. и 28 октября 2003 г.;

Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г.;

Типовые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (утверждены  21 сентября 2004 г.).

Утверждены Правила оформления лицензии на осуществление внешнеэкономических операций, связанных с вывозом товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (27 сентября 2005 г.).

В сфере нетарифного регулирования проведена унификация основных положений законодательств государств-членов ЕврАзЭС в области квотирования, лицензирования, технического регулирования, применения санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических мер.

Предстоит продолжить унификацию перечней товаров, подлежащих квотированию и лицензированию, разработку и введение единых санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических мер и технических регламентов. Планируется разработка документа по унификации условий выдачи лицензий по группам товаров, подлежащих лицензированию (кроме товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль).

В целях создания условий для формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Сообщества Межгоссоветом ЕврАзЭС в 2002 году было принято решение, согласно которому условия присоединения России к ВТО должны быть приняты за основу другими государствами-членами ЕврАзЭС на переговорах с ВТО.

Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершенность переговоров по присоединению к ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трех стран в рамках процесса присоединения к ВТО.

 

В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза, а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран – России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.

В соответствии с указанным решением Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подготовлен пакет из 13 документов и проект Плана действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, который устанавливает последовательность действий по его практической реализации в течение 2007-2010 годов.

На 19-м заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 г. главами трех государств Сообщества подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств:

Договор о Комиссии таможенного союза;

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;

Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Главы всех государств Сообщества подписали Протоколо внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.

В ходе 20 заседания Межгоссовета ЕврАзЭС, состоявшегося 25 января 2008 г.,главами правительствРеспублики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны остальные 9 документов, формирующих правовую базу таможенного союза трех государств:

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании;

Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран;

Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров;

Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран;

Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер;

Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;

Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза;

Соглашение о ведении таможеннойстатистики внешней и взаимной торговли товарамитаможенного союза;

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: