Ул. Генерала Острякова

Остряков Николай Алексеевич – командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота, генерал-майор авиации.

 

С декабря 1936 по октябрь 1937 года - участник Национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов. Воевал в Испании лётчиком, командиром отряда и эскадрильи. На скоростном бомбардировщике «СБ» он выполнил более 250 успешных боевых вылетов. Экипаж его самолёта в одном из боёв сбил вражеский истребитель.

 

28 мая 1937 года в Средиземном море, на траверзе Малаги, Остряков атаковал германский линкор «Дойчланд» и попал в него двумя бомбами. Линкор получил серьёзные повреждения: была сбита передняя башня главного калибра, взорвался один из котлов. К вечеру «Дойчланд» с трудом дошёл до Гибралтара.

 

На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года, когда был назначен командующим ВВС Черноморского флота. Флотские лётчики под командованием генерал-майора авиации Н.А. Острякова в воздушных боях только с декабря по апрель 1942 года сбили 354 вражеских самолёта. Генерал лично принимал участие в обороне Севастополя, в Керченско-Феодосийской десантной операции, часто летал на сопровождение бомбардировщиков. Несмотря на запрет Военного Совета Черноморского флота, произвёл лично 100 боевых вылетов. Сбил 6 самолётов противника.

 

Генерал-майор авиации Н.А.Остряков погиб 24 апреля 1942 года. В этот день, находясь в осаждённом Севастополе месте с заместителем командующего авиацией ВМФ генерал-майором авиации Коробковым Ф.Г., осматривал авиационные мастерские в Круглой бухте. Примерно через полчаса после их приезда на объект со стороны моря со снижением прошла группа «Юнкерсов» и отбомбилась прямо по мастерским. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в один из ангаров были убиты оба генерала, часть сопровождавших их офицеров, несколько десятков работников мастерских.

 

Похоронен в городе-герое Севастополе на кладбище Коммунаров.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Острякову Николаю Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Имя Н.А. Острякова навечно занесено в списки личного состава управления авиации Краснознамённого Черноморского флота. Именем его названы: проспект в Севастополе, улицы во Владивостоке, Москве и других населённых пунктах, железнодорожная станция под Симферополем и судно Морского рыболовного хозяйства СССР.

 

Памятник Матросу Кошке
В длинной череде героев Севастопольской обороны 1854-1855 годов особое место занимает человек с запоминающейся фамилией Кошка.

Петр Маркович Кошка был реальным человеком, который совершал совершенно реальные подвиги. Судьба отвела ему 54 года жизни.

 

Но за эти полвека он успел совершить такое количество подвигов, слава о которых широко разошлась во всей России.

 

Сын крепостных крестьян, с детства отличавшийся не только крепким здоровьем и ловкостью, но и сметливым умом, он был непоседлив.

 

Как гласит легенда, именно острословие и довело Кошку до беды: дескать, он как-то особенно ядовито прошелся по барским замашкам помещиков, за что и был отдан в рекруты. Решением местного воинского начальника Петр Кошка попал в рекрутскую команду, которая отправлялась в Севастополь.

 

И мириться бы Кошке с тоскливой службой и офицерскими придирками, если бы не перевод на новый линейный корабль «Ягудиил», на котором матрос принял участие в Синопском сражении в 1853 году.

 

Однажды матрос Кошка, вооруженный одним ножом, сумел взять в плен трех французских солдат. Другой раз он под обстрелом вытащил с бруствера неприятельской траншеи тело своего сослуживца сапера Степана Трофимова и уцелел лишь потому, что все пули, выпущенные в храбреца, принял в себя мертвый товарищ. Кроме того, именно матросу Кошке был обязан жизнью адмирал Владимир Корнилов: моряк выхватил бомбу, упавшую под ноги командующему обороной Севастополя, и выбросил ее из окопа. Этот поступок быстро стал легендарным: рассказывали, что бомбу Кошка бросил в котел с кашей, отчего у снаряда погас фитиль, и он не взорвался. Так ли все было, сейчас уже не установить, но на памятнике легендарному Корнилову матрос Кошка изображен именно с бомбой в руках.

 

В общей сложности матрос второй статьи Петр Кошка участвовал в 18 ночных вылазках, считавшихся самыми опасными предприятиями в дни обороны Севастополя. Сколько пленных он сумел привести за это время, увы, неизвестно: то ли такая статистика не велась, то ли бумаги не сохранились. Зато сохранились рассказы о находчивости моряка, который однажды криком «Ура! В атаку!» спугнул варивших говядину французов и вернулся на бастион с горячей говяжьей ногой наперевес, а другой раз добыл сорвавшегося с привязи и бродившего между русскими и английскими позициями коня, прикинувшись перебежчиком.

 

Последние четыре года прослужил сверхсрочно по собственному желанию. Отставной квартирмейстер Петр Кошка работал объездчиком в лесничестве, но даже на такой сугубо мирной службе сумел совершить настоящий подвиг. Поздней осенью он бросился спасать двух девчушек, провалившихся под тонкий еще лед, и после этого слег с горячкой, от которой и скончался 25 февраля 1882 года.

 


Южная бухта

Свое название бухта получила за то, что она вытянута в южном направлении. Раньше, во времена крымско-татарского господства, Южная бухта носила название Карталы-Кош, что в переводе означает «Бухта Коршунов». Также известно еще одно ее название: Чабан-Лиман (Пастушья бухта).

 

Длинную и вытянутую вглубь Южную бухту местные жители и заезжие мореплаватели издревле использовали как место для стоянки кораблей. Более тихого и спокойного места для этого и придумать было нельзя. Все дело в том, что когда в открытом море бушует шторм, то даже в большой Севастопольской бухте становится неспокойно. А вот в узкой Южной бухте, прикрытой с трех сторон высокими холмами, штормов не бывает никогда, даже в самые суровые зимние дни.

 

К тому же, глубина гавани позволяет заходить в нее даже сильно груженым кораблям и без опаски причаливать к берегу.

 

Длина гавани от выхода в Севастопольскую бухту до крайней южной точки в районе 113-го причала, составляет 2,4 км. Это вторая по своим размерам городская бухта после Севастопольской. Географически она вытянута строго с севера на юг.

 

Южная бухта очень удобно расположена в плане транспортной доступности. Буквально в двух шагах от нее находится ж/д вокзал Севастополя, что позволяет с наименьшими затратами производить перегрузку товаров с морского транспорта на железнодорожный и наоборот.

 

Южная бухта является естественной географической границей, разделяющей Южную сторону Севастополя на две большие части – Центральную и Корабельную.

 

Интересный факт: до революции в акватории Южной бухты работала ферма по выращиванию устриц, которые пользовались спросом даже среди петербургских рестораторов.

 

С севера границы бухты определяются двумя мысами: Николаевским и Павловским. Южная оконечность гавани находится в районе 113-го причала, недалеко от ж/д вокзала Севастополя.

 

Морские прогулки по акватории Южной бухты – один из самых востребованных туристических маршрутов в Севастополе. Отдыхающие с большим интересом осматривают большие и маленькие военные корабли, которые стоят у причалов.

 

Большинство экскурсионных катеров, совершающих прогулки по Южной бухте, отчаливают от знаменитой Графской пристани, которая стала последней пядью родной земли для 150 000 наших соотечественников, навсегда покинувших Россию в 1920 году.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: