Остряков Николай Алексеевич – командующий Военно-воздушными силами Черноморского флота, генерал-майор авиации.
С декабря 1936 по октябрь 1937 года - участник Национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов. Воевал в Испании лётчиком, командиром отряда и эскадрильи. На скоростном бомбардировщике «СБ» он выполнил более 250 успешных боевых вылетов. Экипаж его самолёта в одном из боёв сбил вражеский истребитель.
28 мая 1937 года в Средиземном море, на траверзе Малаги, Остряков атаковал германский линкор «Дойчланд» и попал в него двумя бомбами. Линкор получил серьёзные повреждения: была сбита передняя башня главного калибра, взорвался один из котлов. К вечеру «Дойчланд» с трудом дошёл до Гибралтара.
На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года, когда был назначен командующим ВВС Черноморского флота. Флотские лётчики под командованием генерал-майора авиации Н.А. Острякова в воздушных боях только с декабря по апрель 1942 года сбили 354 вражеских самолёта. Генерал лично принимал участие в обороне Севастополя, в Керченско-Феодосийской десантной операции, часто летал на сопровождение бомбардировщиков. Несмотря на запрет Военного Совета Черноморского флота, произвёл лично 100 боевых вылетов. Сбил 6 самолётов противника.
|
|
Генерал-майор авиации Н.А.Остряков погиб 24 апреля 1942 года. В этот день, находясь в осаждённом Севастополе месте с заместителем командующего авиацией ВМФ генерал-майором авиации Коробковым Ф.Г., осматривал авиационные мастерские в Круглой бухте. Примерно через полчаса после их приезда на объект со стороны моря со снижением прошла группа «Юнкерсов» и отбомбилась прямо по мастерским. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в один из ангаров были убиты оба генерала, часть сопровождавших их офицеров, несколько десятков работников мастерских.
Похоронен в городе-герое Севастополе на кладбище Коммунаров.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Острякову Николаю Алексеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Имя Н.А. Острякова навечно занесено в списки личного состава управления авиации Краснознамённого Черноморского флота. Именем его названы: проспект в Севастополе, улицы во Владивостоке, Москве и других населённых пунктах, железнодорожная станция под Симферополем и судно Морского рыболовного хозяйства СССР.
Памятник Матросу Кошке
В длинной череде героев Севастопольской обороны 1854-1855 годов особое место занимает человек с запоминающейся фамилией Кошка.
|
|
Петр Маркович Кошка был реальным человеком, который совершал совершенно реальные подвиги. Судьба отвела ему 54 года жизни.
Но за эти полвека он успел совершить такое количество подвигов, слава о которых широко разошлась во всей России.
Сын крепостных крестьян, с детства отличавшийся не только крепким здоровьем и ловкостью, но и сметливым умом, он был непоседлив.
Как гласит легенда, именно острословие и довело Кошку до беды: дескать, он как-то особенно ядовито прошелся по барским замашкам помещиков, за что и был отдан в рекруты. Решением местного воинского начальника Петр Кошка попал в рекрутскую команду, которая отправлялась в Севастополь.
И мириться бы Кошке с тоскливой службой и офицерскими придирками, если бы не перевод на новый линейный корабль «Ягудиил», на котором матрос принял участие в Синопском сражении в 1853 году.
Однажды матрос Кошка, вооруженный одним ножом, сумел взять в плен трех французских солдат. Другой раз он под обстрелом вытащил с бруствера неприятельской траншеи тело своего сослуживца сапера Степана Трофимова и уцелел лишь потому, что все пули, выпущенные в храбреца, принял в себя мертвый товарищ. Кроме того, именно матросу Кошке был обязан жизнью адмирал Владимир Корнилов: моряк выхватил бомбу, упавшую под ноги командующему обороной Севастополя, и выбросил ее из окопа. Этот поступок быстро стал легендарным: рассказывали, что бомбу Кошка бросил в котел с кашей, отчего у снаряда погас фитиль, и он не взорвался. Так ли все было, сейчас уже не установить, но на памятнике легендарному Корнилову матрос Кошка изображен именно с бомбой в руках.
В общей сложности матрос второй статьи Петр Кошка участвовал в 18 ночных вылазках, считавшихся самыми опасными предприятиями в дни обороны Севастополя. Сколько пленных он сумел привести за это время, увы, неизвестно: то ли такая статистика не велась, то ли бумаги не сохранились. Зато сохранились рассказы о находчивости моряка, который однажды криком «Ура! В атаку!» спугнул варивших говядину французов и вернулся на бастион с горячей говяжьей ногой наперевес, а другой раз добыл сорвавшегося с привязи и бродившего между русскими и английскими позициями коня, прикинувшись перебежчиком.
Последние четыре года прослужил сверхсрочно по собственному желанию. Отставной квартирмейстер Петр Кошка работал объездчиком в лесничестве, но даже на такой сугубо мирной службе сумел совершить настоящий подвиг. Поздней осенью он бросился спасать двух девчушек, провалившихся под тонкий еще лед, и после этого слег с горячкой, от которой и скончался 25 февраля 1882 года.
Южная бухта
Свое название бухта получила за то, что она вытянута в южном направлении. Раньше, во времена крымско-татарского господства, Южная бухта носила название Карталы-Кош, что в переводе означает «Бухта Коршунов». Также известно еще одно ее название: Чабан-Лиман (Пастушья бухта).
Длинную и вытянутую вглубь Южную бухту местные жители и заезжие мореплаватели издревле использовали как место для стоянки кораблей. Более тихого и спокойного места для этого и придумать было нельзя. Все дело в том, что когда в открытом море бушует шторм, то даже в большой Севастопольской бухте становится неспокойно. А вот в узкой Южной бухте, прикрытой с трех сторон высокими холмами, штормов не бывает никогда, даже в самые суровые зимние дни.
К тому же, глубина гавани позволяет заходить в нее даже сильно груженым кораблям и без опаски причаливать к берегу.
Длина гавани от выхода в Севастопольскую бухту до крайней южной точки в районе 113-го причала, составляет 2,4 км. Это вторая по своим размерам городская бухта после Севастопольской. Географически она вытянута строго с севера на юг.
|
|
Южная бухта очень удобно расположена в плане транспортной доступности. Буквально в двух шагах от нее находится ж/д вокзал Севастополя, что позволяет с наименьшими затратами производить перегрузку товаров с морского транспорта на железнодорожный и наоборот.
Южная бухта является естественной географической границей, разделяющей Южную сторону Севастополя на две большие части – Центральную и Корабельную.
Интересный факт: до революции в акватории Южной бухты работала ферма по выращиванию устриц, которые пользовались спросом даже среди петербургских рестораторов.
С севера границы бухты определяются двумя мысами: Николаевским и Павловским. Южная оконечность гавани находится в районе 113-го причала, недалеко от ж/д вокзала Севастополя.
Морские прогулки по акватории Южной бухты – один из самых востребованных туристических маршрутов в Севастополе. Отдыхающие с большим интересом осматривают большие и маленькие военные корабли, которые стоят у причалов.
Большинство экскурсионных катеров, совершающих прогулки по Южной бухте, отчаливают от знаменитой Графской пристани, которая стала последней пядью родной земли для 150 000 наших соотечественников, навсегда покинувших Россию в 1920 году.