Торгово-оперативная деятельность магазинов складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям, ведение финансовых операций.
Специфика торгово-технологического процесса, осуществляемого в магазинах от фирм-производителей (промышленных предприятий), состоит в некоторых смещениях акцентов с одних традиционных операций на другие, присущие только фирменным магазинам. В частности, в соответствии с основными задачами, выполняемыми фирменной торговлей, первостепенная роль принадлежит операциям связанным с изучением и формированием покупательского спроса, рекламой новых видов товаров, обеспечением высокой культуры торговли.
Основными направлениями достижения рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине является:
1. - широкое внедрение прогрессивных методов и технологии продажи товаров и обслуживания покупателей;
|
|
2. - рациональная планировка помещений магазина и применение современного высокопроизводительного торгово-технологического оборудования;
3. - обеспечение бесперебойного снабжения магазина товарами, пользующимися устойчивым потребительским спросом;
4. - разработка оптимальных схем размещения и выкладки товаров в торговом зале;
5. - механизация и автоматизация трудоемких процессов;
6. - применение современных технологических средств управления товародвижением, его компьютеризация.
Все технологические операции, выполняемые в магазине, делятся на три группы:
1. - связанные с продажей и обслуживанием покупателей - выкладка товаров в торговом зале, отборка или отпуск товаров, расчетно-кассовые операции, предоставление дополнительных услуг;
2. - связанные с хранением товарных запасов - приемка товаров, их перемещение к месту хранения, хранение запасов в установленном размере и ассортименте;
3. - связанные с подготовкой товаров к продаже - обработка товаров, перемещение в торговый зал.
Между всеми технологическими операциями, совершаемыми в магазине, существует тесная взаимосвязь, поэтому рациональный торгово-технологический процесс обеспечивается применением наиболее целесообразных и экономичных способов и приемов выполнения как отдельных операций, так и процесса в целом.
Необходимым условием рационализации торгово-технологического процесса в фирменном магазине является широкое внедрение прогрессивной технологии продажи товаров, сущность которой заключается в том, что товар полностью подготавливается к продаже еще в сфере производства или в складском звене, где осуществляется превращение производственного ассортимента в торговый.
|
|
Важнейшим условием решения задачи совершенствования торгово- технологического процесса в фирменном магазине является широкое применение таких прогрессивных методов продажи товаров, как самообслуживание, продажа товаров по образцам и предварительным заказам, продажа по накопительным бонусным карточкам и в кредит, применение гибкой дифференцированной системы скидок.