Характеристика подразделов практической части

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ По направлению Социально-культурная деятельность

 

Объем выпускной квалификационной работы составляет не менее 50 (для красного диплома не менее 70) страниц (не включая приложения) через 1,5 интервала размером шрифта 14, поля слева - 3 см., справа - 1,5, сверху и снизу листа - по 2 см.

На обложке переплетенного ВКР вытесняется только одна надпись - ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.

В переплетенный экземпляр ВКР бакалавров вкладывается, но не прошивается, отзыв научного руководителя.

Выпускная квалификационная работа должна включать следующие обязательные элементы:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть, поделенную на главы и параграфы;

- заключение;

- список использованных источников и литературы;

- приложение (при необходимости);

- список опубликованных научных работ (при их наличии).

 

ТРЕБОВАНИЯ К ТИТУЛЬНОМУ ЛИСТУ

Титульный лист, первый лист выпускной квалификационной работы оформляется по установленной форме (форма заполненного титульного листа ВКР приведена в Приложении 1).

Титульный лист считается первой страницей, но номер не ставится.

Тема ВКР печатается прописными (заглавными) буквами, полужирным шрифтом Times New Roman, кегль – 14, через один интервал, выравнивание по центру. Уточнение «на примере» приводится в круглых скобках, тоже прописными буквами.

В написании темы не допускаются сокращения или аббревиатуры, все названия выписываются полностью. Например, не «г. Краснодар», а «город Краснодар».

Если населенный пункт малоизвестен или это станица (село, хутор, деревня), то необходимо привести район и (или) край (область, республику), в котором он находится. То же относится и к учреждениям или коллективам, местонахождение которых указывается точно.

В то же время можно не приводить всё официальное название учреждения или населенного пункта, а указать общепринятое наименование. Например, не «муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа №47», а «средняя общеобразовательная школа №47, город Краснодар».

Фамилия, имя и отчество студента и научного руководителя, зав.кафедрой шрифтом не выделяются.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Вторая страница ВКР - это содержание, которое является планом всей работы.

Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (см. Приложение).

Названия ГЛАВ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ печатаются заглавными буквами, полужирным шрифтом Times New Roman, кегль – 14, через полтора интервала. 

Название подразделов приводятся строчными буквами (как в тексте), обыкновенным шрифтом Times New Roman, кегль – 14, через полтора интервала.

Сокращения и аббревиатуры в описании содержания так же, как на титульном листе, не применяются.

В нумерации подпунктов после второй цифры точка не ставится. Например, 1.1 или 2.3 и т.д.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» располагается по центру. От него до остальных пунктов плана - один полуторный интервал. Дальше названия пунктов печатаются с левого края без отступа, выравнивание по ширине, через полтора интервала. Напротив названия глав и приложений страницы не указываются.

Страницы обозначаются арабскими цифрами. Пространство до номера страницы заполняется точками.

Заголовки не должны заходить под предыдущие или последующие номера страниц, поэтому лучше печатать все, кроме СОДЕРЖАНИЯ, в таблице на 2 колонки со скрытыми границами, что позволит соблюсти все правила и расположить текст на листе красиво.

Страница с СОДЕРЖАНИЕМ ВКР уже нумеруется арабской цифрой 2 вверху листа посередине. Дальше такая же нумерация страниц ВКР продолжается через весь текст ВКР, кроме приложений.

ТРЕБОВАНИЯ

К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ

Во введении студент обосновывает актуальность выбранной темы, делает обзор литературы, определяет объект и предмет исследования, обосновывает цели и задачи, которые он решает, описывает инструментарий исследования - указывает методы, которые будут использованы для достижения поставленной цели, дает краткую характеристику базы исследования, его практическую значимость, структуру выпускной квалификационной работы.

Структура ВВЕДЕНИЯ выпускной квалификационной работы состоит из:

1) актуальность исследования - т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества и людей, для улучшения развития социально-культурной деятельности, возрождения традиционных направлений и форм СКД и выработки новых и т.д.

В актуальности обычно сначала описываются общие политические, экономические, социальные, нравственные, демографические и т.п. факторы или ситуации, влияющие на состояние выбранной проблемы исследования. Затем необходимо указать, в чем заключается проблема, каков может быть выход из нее и сделать вывод, что исследования именно по этой теме являются важными и значимыми.

Объем текста не должен быть большим, содержать подробную историю вопроса или определения - им место в основном тексте ВКР. Хорошо, если актуальность не будет превышать 1,5 - 2 страницы.

Пример

Тема «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КЛУБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА»

Актуальность исследования. Изменения в социально-политической, экономической ситуации в стране, модернизация современного образования, процессы, происходящие в детском и подростковом движении заставляют уделять более пристальное внимание проблемам организации досуговой деятельности подрастающего поколения, в том числе, в период летнего отдыха. Сегодня как никогда важно заполнить социальную нишу потребностей детей и подростков в развивающем и творческом досуге.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов личности в значимых сферах деятельности.

Важную роль в системе организации досуговой деятельности играют клубные учреждения. Они являются не только местом отдыха и коммуникаций, но и решают важные социальные задачи в области духовного и патриотического воспитания молодого населения.

Грамотно организованный досуг – это в первую очередь профилактика правонарушений и бездуховности, эмоциональной бедности и интеллектуальной ограниченности.

Министерство культуры Российской Федерации считает организацию плодотворного, интересного и познавательного досуга детей и подростков в летний период одним из приоритетных направлений деятельности учреждений культуры субъектов Российской Федерации.

Через систему творческих проектов, при активной взаимосвязи с организациями, специалистами медицинских, юридических, социальных служб, клубные учреждения вносят свой вклад в профилактику безнадзорности, детской и подростковой преступности, формирование здорового образа жизни среди несовершеннолетних.

Комплексное решение организации досуговой деятельности детей и подростков в клубном учреждении в летний период может обеспечить создание условий для целесообразного, эмоционально привлекательного досуга подрастающего поколения, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, общении, а также для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Все это обусловливает необходимость разработки данной темы.

 

2) Степень разработанности проблемы - это описание философских, культурологических, социокультурных, педагогических и т.д. трудов, на которые опирается студент при раскрытии темы и приведение историографии вопроса и основных точек зрения авторов по конкретной проблематике ВКР.

Пример

Степень разработанности проблемы. Большое значение придают организации досуговой деятельности в своих научных трудах отечественные педагоги и психологи: Л. А. Акимова, Е. И. Григорьева, Е. И. Добрынская, В. З. Дуликов, А. Д. Жарков, Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, В. Е. Новаторов, Г. Н. Новикова, Н. М. Нужнова, А. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др.

На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвященных и проблемам организации досуга подрастающего поколения (Н. В. Апажихова, Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова, О. Бузырева, М. Б. Зацепина, Р. В. Овчарова и др.).

Методологические аспекты изучения клубной деятельности представлены в трудах В. З. Дуликова, Н. Н. Ерошенко, А. В. Каменец, А. С. Каргина, В. В. Полукарова, Е. И. Сафронкиной, В. В. Туева и др.

Программно-вариативный подход к организации отдыха детей и подростков в клубных учреждениях, в последнее время приобретающий все большее число сторонников среди ученых (А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, М. Б. Зацепина, В. В. Полукаров, О. С. Романова, М. В. Созинова, С. А. Шмаков и др.).

Проблема организации летнего отдыха детей и подростков частично рассматривалась в исследованиях Н. В. Апажиховой, Н. И. Бочаровой, О. Г. Тихоновой, О. Бузыревой, М. Е. Сысоевой, представленных в электронных источниках.

 

3)   объект исследования - это область изучения нашей темы, часть реальности (процесс, явление, знание, порождающие проблемную ситуацию), которая изучается и (или) преобразуется исследователем.

Например, для вышеуказанной темы Объект исследования – досуговая деятельность подрастающего поколения в летний период.

 

4)   предмет исследования - находится в рамках объекта, это те его стороны и свойства, которые непосредственно рассматриваются в данном исследовании;

Пример

Предмет исследования – специфика организации летнего досуга детей и подростков в клубном учреждении.

 

5)   цель исследования - то, ради чего пишется дипломная работа (решение поставленной научной проблемы, получение нового знания о предмете и объекте). Цель обычно уже заложена в теме ВКР.

Пример

Цель – теоретическое и практическое исследование особенностей организации досуговой деятельности детей и подростков в клубном учреждении в период летнего отдыха для разработки социокультурного проекта «Летний калейдоскоп».

 

6) задачи исследования - определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы исследования. Обычно совпадают с планом, но более подробно описывают, что именно вы хотите сделать в своей работе. Это рассмотрение теоретических понятий, анализ состояния социально-культурной практики по решаемой проблеме; изучение запросов, интересов, общественного мнения по избранному кругу вопросов; экспериментально-методическая работа; разработка рекомендаций и предложений по усовершенствованию существующей практики социально-культурной деятельности.

Задач не должно быть слишком мало или много. Как правило, количество задач совпадает с количеством подпунктов в содержании ВКР. Чаще всего их формулировка начинается с глаголов: описать, рассмотреть, изучить, дать, выявить, охарактеризовать, провести, создать и т.д. Но это могут быть и существительные: описание, рассмотрение, изучение и т.д. Желательно формулировки не повторять.

Пример

Общая цель работы конкретизируется в следующих задачах:

или

Задачи исследования:

1. Рассмотреть досуговую деятельность детей и подростков как социально-культурный феномен.

2. Выявить основные формы досуга несовершеннолетних в клубных учреждениях в период летнего отдыха.

3. Дать краткую характеристику основных направлений работы Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры с.Архипо-Осиповка», в том числе в летний период.

4. Провести социологическое исследование с целью определить удовлетворенность детей и подростков организацией досуговой деятельности в летний период в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Дом культуры с.Архипо-Осиповка».

5. Разработать социокультурный проект организации досуговой деятельности детей и подростков «Летний калейдоскоп» с учетом результатов анкетирования.

 

7) база исследования - какие конкретно учреждения культуры (или другие учреждения, организации и коллективы) какого региона послужили базой исследования.

Пример

База исследования – муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры с. Архипо-Осиповка».

 

8) методы исследования - указываются все методы, которые применял студент в своей работе.

Например, общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение, моделирование и т.д.; эмпирические и социологические методы: анализ социологической и управленческой документации, наблюдение, анкетирование, опрос, интервью, экспертные оценки, эксперимент и т.д., в зависимости от использованных методов.

Указывая методы надо помнить, что все они должны быть отражены в тексте ВКР. Например, указывая в качестве метода анкетирование, надо привести анкету с ее обоснованием, описать и проанализировать полученные результаты.

 

9) практическая значимость исследования - где и как могут быть применены результаты работы.

Например, разработанные автором рекомендации, предложения и выводы могут быть использованы (или уже использованы) в деятельности учреждений культуры, центров и клубов общения и т.п. (конкретизировать, если уже использованы), для построения теории СКД (указать, в каком аспекте) и т.д.

 

10) апробация результатов исследования. Этот пункт включается во введение, если обучающийся является автором статей, тезисов докладов и др. по теме ВКР, имеет акты о внедрении результатов дипломного исследования в практическую деятельность учреждения культуры или образования. Тогда приводится перечень публикаций и актов о внедрении.

Пример

Основные положения проведенного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Кондратьева, Л. Н. Студенческий педагогический отряд как организационно-педагогическая система: генезис, функции / Л. Н. Кондратьева, К. А. Козарезенко. – Текст (визуальный): непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. – Ч. 1. – С. 183-186.

2. Аула, В. Г. Определение организационной культуры: сравнительный анализ научных подходов / В. Г. Аула, Е. Б. Оселедчик. – Текст (визуальный): электронный // Культура и время перемен. - 2018. - № 1(20). - URL: http: timekguki.esrae.ru/36-354.

Результаты проведенного исследования подтверждены актом о внедрении (Приложение 3).

 

11) структура выпускной квалификационной работы – из каких частей состоит выпускная квалификационная работа (введение, сколько глав и параграфов, заключение, сколько использованных источников и  литературы, есть ли приложения и сколько).

Пример

Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования и состоит из введения, двух глав (4 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы (52 наименования), 4 приложений.

Оформление введения.

Введение и остальной текст ВКР печатается шрифтом Times New Roman, кегль – 14, через полтора интервала. 

Название ВВЕДЕНИЕ располагается по центру страницы без отступа. Оно печатается полужирным шрифтом. От него до текста - 1 пустая строка.

Все пункты введения пишутся в вышеприведенной последовательности без перестановки, изменения или добавления.

Каждый структурный элемент введения начинается с нового абзаца и обозначается отдельно. Его название выделяется полужирным шрифтом (см. примеры выше).

Ссылки на источники во введении к ВКР бакалавров не делаются, за исключением прямых цитат.

Общий размер введения примерно 4 - 6 страниц.

Надо помнить, что введение отражает содержание всей работы, поэтому на него обращают внимание в первую очередь.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВКР.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

Основной текст ВКР формируется в зависимости от цели проводимого исследования. Он состоит из двух частей, включающих теоретический и практический материал, и делится на главы с параграфами.

В первой части ВКР (теоретической) описываются объект и предмет исследования. В более широком плане должны быть рассмотрены:

- основные понятия, вскрывающие сущность предмета исследования;

- сопоставление взглядов отечественных и зарубежных ученых на изучаемое явление;

- генезис (возникновение и историческое развитие) исследуемой проблемы, ее социокультурное значение;

- проанализирован наиболее интересный российский и зарубежный опыт;

- прослежены тенденции и обозначены проблемы развития на современном этапе;

- приведены предложенные теоретиками и практиками пути решения проблем.

Теоретическому освещению материала обычно посвящена одна глава. Методологически правильно выстроить материал теоретической главы «от общего к частному», т.е. сначала раскрыть более общие понятия исследуемой темы (см. объект во введении), а затем частные, т.е. предмет исследования.

Например, по теме «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КЛУБНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ОТДЫХА»

 

ГЛАВА 1. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КЛУБНОЙ ПРАКТИКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

1.1 Досуговая деятельность детей и подростков как социально-культурный феномен

1.2 Основные формы досуга несовершеннолетних в клубных учреждениях в период летнего отдыха

Или

тема «СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕЦЕНАТСТВА, СПОНСОРСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ»

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЦЕНАТСТВА СПОНСОРСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

1.1 Специфика меценатства, спонсорства и благотворительности: исторические и современные аспекты

1.2 Роль благотворительности, спонсорства и меценатства в развитии современных учреждений культуры

 

Материал для написания этой главы берется из научной и учебной литературы и компилируется согласно плану.

Автором при написании научной работы оформляются библиографические ссылки на источник, откуда заимствуется материал или отдельные результаты. Ссылки в тексте работы (не путать со списком литературы!) выполняются по ГОСТ Р7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».

Поэтому после определений, цитат, любых статистических или социологических данных, упоминаний каких-либо авторов обязательно приводятся постраничные (подстрочные) сноски на источники согласно списку литературы.

Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз полосы.

В подстрочной библиографической ссылке повторяют имеющиеся в тексте документа библиографические сведения об объекте ссылки. Для аналитических записей допускается при наличии в тексте библиографических сведений о составной части в подстрочной ссылке указывать только сведения об идентифицирующем документе:

Адорно, Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - N 10. - С. 76-86.

или, если о данной статье говорится в тексте документа:

Вопр. философии. 1992. N 10. С. 76-86.

Ссылки на электронные ресурсы составляют с учетом следующих особенностей.

Если ссылки на электронные ресурсы включают в массив ссылок, содержащий сведения о документах различных видов, то в ссылках, как правило, указывают общее обозначение материала для электронных ресурсов.

Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator - унифицированный указатель ресурса).

Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т.п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса. После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» ставят двоеточие и указывают число, месяц и год:

Жизнь прекрасна, жизнь трагична...: 1917 год в письмах А. В. Луначарского, А. А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое о-во». М., 2001. – URL: http://www.auditorium.ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2020).

Весь Богородский уезд: форум // Богородск - Ногинск. Богородское краеведение: сайт. Ногинск, 2006. – URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/forum/ (дата обращения: 20.02.2020).

Инвестиции в человеческий капитал // PROGNOSIS.RU: ежедн. интернет-изд. 2006. 25 янв. – URL: http://www.prognosis.ru/print.html?id=6464 (дата обращения: 19.03.2020).

Жилищное право: актуальные вопросы законодательства: электрон. журн. - 2007. - N 1. – URL: http://www.gilpravo.ru (дата обращения: 20.02.2020).

Повторную ссылку на один и тот же документ (группу документов) или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него. Выбранный прием сокращения библиографических сведений используется единообразно для данного документа.

В повторной ссылке указывают элементы, позволяющие идентифицировать документ, а также элементы, отличающиеся от сведений в первичной ссылке.

Предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, в повторной библиографической ссылке заменяют точкой.

В повторной ссылке, содержащей запись на документ, созданный одним, двумя или тремя авторами, приводят заголовок, основное заглавие и соответствующие страницы.

В повторной ссылке, содержащей запись на документ, созданный четырьмя и более авторами, или на документ, в котором авторы не указаны, приводят основное заглавие и страницы.

Допускается сокращать длинные заглавия, обозначая опускаемые слова многоточием с пробелом до и после этого предписанного знака.

 

Подстрочные ссылки:

  Первичная Геоинформационное моделирование территориальных рынков банковских услуг / А. Г. Дружинин [и др.]. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006.
  Повторная Геоинформационное моделирование... С. 28.
  Первичная Концепция виртуальных миров и научное познание / Рос. акад. наук, Ин-т философии. - СПб., 2000. - 319 с.
  Повторная Концепция виртуальных миров... С. 190.

 

Для записей на электронные ресурсы допускается, если о данной публикации уже говорилось в тексте документа, и ранее была сделана полная ссылка, указывать:

URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html

 

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию по всему тексту.

 

Для того, чтобы скомпилированный материал не распадался на отдельные фрагменты, не повторялся одинаково несколько раз внутри параграфа или в разных местах главы, надо составить план, который выстроит логически каждый подраздел. В конце его должен быть «мостик» или логическая подводка к следующему параграфу. Так же, в конце главы делаются общие выводы, позволяющие перейти к практической части.

Во второй части ВКР (практической) раскрывается специфика проблемы в данном регионе и даются пути ее решения. Обычно это вторая и/или третья главы. Если рекомендации и разработанные комплексы мероприятий имеют небольшой объем, их не имеет смысла выделять в отдельную главу. В этом случае к второй главе добавляют отдельный параграф с рекомендациями и разработками. Необходимо соблюдать пропорциональность объема параграфов и глав.

Практическая часть содержит описание базы исследования, а также выполненного социокультурного проекта или проведенного социологического исследования и последующих методических рекомендаций.

В этой части обязательно приводятся характеристики выбранного региона исследования.

Дальше по выбору студента может быть представлено развернутое социологическое (маркетинговое) исследование или социокультурный проект (социокультурная программа).

Возможно совмещение, например, когда в обоснование социокультурного проекта приводятся данные социологического исследования. Кроме того, если социологическое исследование выявит наличие положительного опыта, который нуждается в распространении, возможно написание методических рекомендаций вместо проекта.

В виде исключения студент в качестве эксперимента может провести и описать мероприятие. В этом случае предварительное социологическое исследование обязательно, т.к. мероприятие должно опираться на его результаты.

Пример

ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ДОМ КУЛЬТУРЫ с. АРХИПО-ОСИПОВКА»: ОПЫТ РАБОТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 

2.1 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дом культуры с. Архипо-Осиповка» в досуговом обслуживании подрастающего поколения

2.2 Социокультурный проект организации досуговой деятельности детей и подростков «Летний калейдоскоп»

Или

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, СПОНСОРСТВА И МЕЦЕНАТСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРА)

 

2.1 Функционирование сферы благотворительности, спонсорства и меценатства в г. Краснодаре

2.2 Социологическое исследование факторов и мотивов участия сотрудников компании ООО «Аквасток» в благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности

Или

 

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В МБДОУ МО г. КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД № 105»

 

2.1 Общая характеристика МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №105»

2.2 Мониторинг по образовательной области «Музыка» в подготовительной группе (от 6 до 7 лет)

2.3 Методические рекомендации по музыкально-творческому и физическому развитию старших дошкольников с использованием средств музыкального фольклора и физической культуры в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 105»

 

Или

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В КЛУБ-ОТЕЛЕ «АКВАТОРИЯ ЛЕТА» г. ЕЙСК

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика клуб-отеля «Акватория Лета»

2.2 Анализ спортивно-анимационных услуг клуб-отеля «Акватория Лета»

2.3 Разработка спортивно-анимационного тура «Пираты Азовского моря»

Характеристика подразделов практической части

В первом параграфе обычно дается общая и социокультурная характеристики выбранного для исследования региона.

Например, для темы «Специфика организованных форм социально-культурной деятельности людей пожилого возраста (на примере Динского района)» - уместно рассмотреть географическое положение, климатические особенности района, общее количество населения и пожилых людей; дифференциация по возрасту и социальному статусу среди пожилых людей; источники и размеры доходов, основные рабочие и досуговые занятия, традиции, соотношение домашних и организованных форм СКД; количество учреждений культуры и доля в них клубов, коллективов пожилых людей, количество участников; основные модели досуга, досуговые потребности и возможности их удовлетворения и т.д. и т.п.

Таким образом, автор получает материал, позволяющий судить о необходимых направлениях и формах организации СКД пожилых людей в учреждениях культуры, об эффективности их деятельности и т.д.

К каждой характеристике указываются источники получения информации, которые помещаются в список литературы, например, статистический отчет (конкретно указать чей и за какой год), анкетирование (подробное описание среди кого, когда и как проводилось анкетирование, как обрабатывались результаты и т.д.), то есть обосновывается достоверность исследования.

В следующих параграфах могут быть:

1. Программа социологического исследования и его результаты с анализом. Сначала обоснование соц. исследования: что хотели узнать (основную гипотезу), почему выбрали именно эти методы, по каким признакам была сделана выборка реципиентов, для чего служит каждый вопрос анкеты и т.д. (см. приложение).

Дальше приводятся полученные фактические данные и делается их анализ: имеющиеся проблемы в данном регионе, например, однообразие форм и скудность модели досуга пожилых людей и т.д.; факторы и условия, приведшие к возникновению проблемы и влияющие на ее разрешение; как соотносятся проблемы исследуемого региона с общими, в чем совпадают или не совпадают, какие появляются новые и почему.

Если подобные исследования уже описаны в научной литературе, то указывается источник и сравниваются результаты. Заканчивается эта часть общими выводами по исследованию и конкретными рекомендациями.

В приложении студент помещает весь инструментарий, который был им использован в работе над исследованием (опросные листы, вопросы к проведению бесед, интервью, дневники и карточки наблюдений и т.д.).

2. Проект может быть в разных видах: 1) социокультурная программа развития учреждениях культуры или по отдельному направлению СКД. 2) развернутый бизнес-план по предложению нового культурного продукта.

Структура социокультурного проекта не имеет строго утвержденной формы (см. приложение). Но обычно содержатся следующие разделы:

- указание наименования проекта, учебного заведения, организации или предприятия, авторов, срока реализации;

- резюме на 1-2 страницах с указанием предложений потенциальному инвестору (благотворителю);

- описание продукции, товаров и услуг;

- маркетинговые исследования и стратегия;

- организационный план;

- производственный план;

- сметно-финансовое обоснование принятых в проекте решений;

- перспективы развития, риски и меры их предупреждения.

- рекомендации по решению проблемы и выполнению проекта.

- критерии эффективности, позволяющие судить об успешности будущих результатов.

Как видим, социологическое исследование может включаться в проект. Какие-то разделы, например, производственный план, могут исключаться.

Критерии оценки социокультурного проекта:

- реальность проекта;

- социальная и культурологическая значимость проекта для конкретной целевой аудитории;

- вовлечение в деятельность местного населения (то есть социальная направленность проектов);

- оптимальность сметно-финансового (либо технико-экономического) обоснования принятых в проекте решений;

- полнота, структурность;

- перспективность проекта, направленность проекта на создание и сохранение социокультурных ценностей и традиций.

Если проект (программа) были уже реализованы, то описываются полученные результаты (социальные, педагогические, социокультурные, экономические и т.д.), которые также можно подтвердить социологическим исследованием.

3. Описание проведенного мероприятия. Сценарий приводится в приложении, а в основную часть выносится:

- обоснование выбора темы, включающее в себя характеристики аудитории (где, когда, кем и с кем проведено мероприятие), основные социальные, педагогические, социокультурные задачи, предполагаемые результаты (какая проблема должна быть решена, какие личностные качества развиты и т.п.);

- предварительный режиссерский замысел представления;

- идейно-тематический анализ будущей творческой работы (тема, идея, конфликт, драматургическое развитие сценарной разработки, сверхзадача режиссера и эмоционально-образное зерно постановки);

- какие художественные и технические средства были задействованы и почему, какой эффект они должны были дать;

- анализ результатов проведенного мероприятия: какие возникали проблемы при подготовке и проведении мероприятия и как решались, освещение хода мероприятия и его восприятие аудиторией (можно привести протокол наблюдения); получен ли желаемый эффект (интервью с посетителями), резюме – какие задачи оказались выполненными, какие из примененных средств воздействия были наиболее уместны и наоборот – малоэффективны, какие обнаружились недостатки и пути их искоренения, что заслуживает распространения как позитивный опыт и т.д.

Обязательно приводятся и обосновываются маркетинговые мероприятия, финансовое обеспечение. Если есть возможность просчитать экономический эффект, то приводятся и методика расчета, и результаты. Находит освещение и деятельность директора проекта, программы (подготовка и выпуск распоряжений мэра города или губернатора о проведении мероприятия, работа с административными органами и департаментами, трудовыми коллективами, организациями, заинтересованными в осуществлении проекта, программы; аренда помещения, техники, реквизита, костюмов).

- в конце даются конкретные рекомендации по решению проблемы дипломного исследования и проведения подобных мероприятий.                            

Если студентом в качестве экспериментальной части было выбрано мероприятие, то в приложении также должны быть:

- монтажный лист эпизодов представления, игрового спектакля, праздника (режиссерская разработка);

- партитура выразительных средств спектакля, представления (текст, музыка, шумы, видеоряд, декорации);

- монтировочные схемы (чертежи), эскизы оформления игрового пространства, грим, костюм, образное решение действа, представления, праздника;

- планы репетиций с участниками спектакля, монтировочных репетиций и технических прогонов;

- сетевой график выпуска спектакля;

- протоколы, приказы, распоряжения административной части;

- финансовые сметы;

- афиши, рекламные плакаты и проспекты, пригласительные билеты и т.п.;

- публикации и рецензии внешние (газеты, журналы, видеопресса) и внутренние (книга отзывов, приказы и распоряжения администрации, протоколы худсовета; дипломы и грамоты);

- видео, аудио и фотоотчеты (слайд-шоу или электронная презентация) организации и постановки творческой работы.

 

4. Методические рекомендации  - это раскрытие одной или нескольких частных методик (технологий), выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности.

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Содержание методических рекомендаций не имеет строго регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

- описать опыт деятельности и что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);

- дать советы по решению:

1) организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.);

2) материально-техническому обеспечению (скажем, Интернет-ресурсы);

3) финансовому обеспечению (источники и примерные суммы финансирования),

4) кадровому обеспечению (требования к экспертам);

- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).

Структура методических рекомендацийможет быть и такой:

1. Вступительная часть. В ней даётся обоснование актуальности и краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; указывается адресат, которому предназначены рекомендации; разъясняется характер помощи, предложенной в данной публикации.

2. Изложение главного тезиса - общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы.

3. Методические указания по содержанию и организации педагогического (управленческого) процесса.

4. Примерные варианты осуществления эффективных видов деятельности.

5. Описание результатов и перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности.

6. Рекомендации адресату по организации работы, направленной на использование рекомендации в практике деятельности:

- условия, необходимые для внедрения предложенных рекомендаций;

- конкретные действия по определению результатов и их анализу;

- планирование и коррекция работы;

- возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления.

Конкретно, что включать в методические рекомендации дипломник определяет вместе с научным руководителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: