Вопросы для самоконтроля

1. Какие методы применяются для изучения функций ЦНС?

2. Перечислите главные нисходящие пути спинного мозга

3. Какую структуру мозга называют ретикулярной формацией?

4. Назовите главные ядра среднего мозга.

5. Назовите функции спинного мозга.

6. Сформулируйте закон Белла-Мажанди.

7. Назовите главные рефлекторные центры спинного мозга.

8. Откуда начинается вестибулоспинальный путь?

9. Какую функцию выполняют передние и задние бугры четверохолмия?

10. Перечислите главные восходящие пути спинного мозга.

11. Что называется децеребрационной ригидностью?

12. Откуда начинаются пирамидные пути?

13. Перечислите функции продолговатого мозга.

14. Какие образования ЦНС входят в состав лимбической системы?

15. В чем заключается атетоз при повреждении полосатого тела?

16. Как изменяется функция бледного ядра при повреждении полосатого тела?

17. Какие ядра таламуса вам известны?

18. Что произойдет при поражении бледных ядер у человека?

19. Где находится центр терморегуляции?

20. Какие ядра головного мозга входят в стриопаллидарную систему?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

 

1. ретикулярная формация ствола мозга на спинной мозг оказывает

1) только активирующее влияние

2) и активирующее, и тормозящее влияния

3) только тормозящее влияние

2. При перерезке передних корешков спинного мозга в иннервируемых этими корешками областях наблюдается(ЮТСЯ)

1)  потеря чувствительности

2)  потеря двигательной активности

3)  потеря двигательной активности и незначительная потеря чувствительности

3. Таламус

1) служит главным коллектором сенсорной информации

2) участвует в регуляции мышечного тонуса, координации движений, регуляции вегетативных функций

3) служит главным подкорковым центром вегетативной нервной системы

4. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

1) возбуждение синапса

2) активация коры больших полушарий

3) действие стимулов на рецепторы

4) возбуждение эфферентных нервов

5. В ГИПОТАЛАМУСЕ РАСПОЛАГАЮТСЯ ЦЕНТРЫ

1) регуляции водно-солевого обмена

2) регуляции произвольных движений

3) всех видов чувствительности

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. При перерезке ствола мозга в эксперименте возник гипертонус мышц-разгибателей всего тела.

1. Определить, на каком уровне была произведена перерезка ствола мозга, чтобы получить данный эффект?

2. Указать, как называется это явление?

 

Задача № 2. У больного травматический разрыв спинного мозга на уровне Тh6-Тh7сегментов.

1. Указать, возможны ли произвольные движения после травмы?

2. Определить, какие структуры головного мозга осуществляют регуляцию движений?

 

Задача № 3. У животного разрушена ретикулярная формация ствола мозга.

Указать, может ли в этих условиях проявиться феномен сеченовского торможения?

 

Задача № 4. В клинику поступил больной с кровоизлиянием в структуры продолговатого мозга.

1. Указать, какие симптомы наблюдаются у больного?

2. Определить, в чем заключается опасность поражения продолговатого мозга?

 

Задача № 5. У новорожденного ребенка повреждение спинного мозга между грудным и поясничным отделами.

Указать, какие изменения произойдут со стороны рефлексов мочеиспускания и дефекации?

 

Занятие № 4

Общая концепция организации движений и целевых

Функций двигательной системы

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Иметь представление об общей схеме регуляции двигательной активности.

2. Знать роль отделов ЦНС в регуляции двигательной активности.

3. Освоить методы оценки состояния двигательных центров ствола мозга с помощью исследования статических и статокинетических рефлексов.

4. Уметь проводить мозжечковые пробы у человека.

Вопросы для самоподготовки

1. Общая концепция организации движений и целевых функций двигательной системы.

2. Роль спинальных, шейных и вестибулярных рефлексов.

3. Произвольные движения: функциональные блоки, их организация.

4. Роль коры больших полушарий, мозжечка, базальных ганглиев, лимбической системы, таламуса, ствола, спинного мозга в организации и осуществлении двигательных актов.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: « Физиология органов движения», «Первые шаги».

Плакаты: Локализация двигательных функций в коре. Представительство двигательных функций тела в передней центральной извилине. Представительство чувствительных и двигательных функций в коре.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

РАБОТА № 1

Исследование статических рефлексов

Необходимо: морская свинка, салфетка из полиэтиленовой пленки.

Учебно-исследовательская цель работы:  наблюдение статических рефлексов на интактной морской свинке.

Ход работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: