Информационный материал

Классификация методов исследования в психологии. Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Существуют различные классификации методов исследования в психологии.

Г. Д. Пирьов, разделил «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.), 2) методи­ческие приемы и 3) методические подхо­ды (генетический, психофизиологиче­ский и пр.).

С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических ме­тодов выделил наблюдение и экспери­мент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблю­дение), эксперимент – на лаборатор­ный, естественный и психолого-педа­гогический плюс вспомогательный ме­тод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод ус­ловных рефлексов). Кроме того, он вы­делил приемы изучения продуктов дея­тельности, беседу (в частности, кли­ническую беседу в генетической пси­хологии Пиаже) и анкету.

Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.

Первую группу организационных методов составляют сравнительный метод, лонгитюдный и комплексный. Данные методы действуют на протяжении всего исследования, определяя его организацию. Сравнительный метод подразумевает сопоставление различных объектов или различных сторон объекта в некоторый момент времени лонгитюдный метод используется при сопоставлении данных об одном и том же объекте в процессе его развития, например, при сравнении объема памяти одного и того же ребенка на протяжении ряда лет. Комплексный метод подразумевает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. Данный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных областей науки. Такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (психическими, физиологическим, социальными и т.п.)

Вторую группу методов можно разделить на основные (наблюдение и эксперимент) и дополнительные (вспомогательные) методы (метод опроса, моделирования, анализа продуктов деятельности и т.д.)

К методам обработки данных относятся методы количественной и качественной обработки данных. Количественная обработка – это работа с числовыми характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка позволяют выявить наиболее существенные стороны изучаемого объекта, данные методы позволяют обобщить и систематизировать полученные данные.

Наконец, четвертую группу составили интерпретационные методы. Методы данной группы позволяют проанализировать обработанные результаты психологического исследования.

Метод наблюдения, его возможности и ограничения. Этот метод является одним из основных методов исследования. Наблюдением называется целенаправленное, организованное вос­приятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Данный метод исследования несет ряд возможностей. Он позволяет сохранять естественные условия для испытуемого. С помощью метода наблюдения можно собрать широкую базу проявлений объекта в наблюдаемых ситуаций.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистема­тическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Для экспериментатора, проводящего несистематическое наблюдение, важны создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследова­тель выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифи­цирует условия внешней среды.

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследова­тель (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступ­ные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает вни­мание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблю­дательных приборов и средств фиксации результатов.

Включенное наблюдение предполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

Самонаблюдение – субъект исследования становится объектом, вид наблюдение,объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

Процедура исследования методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации; 2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных; 3) строится план наблюдения (ситуации – объект – время); 4) выбирается метод обработки результатов; 5) проводится обработка и интерпретация полученной ин­формации.

Однако метод наблюдения несет в себе ряд ошибок, которые искажают полученные данные и делают их не объективными.

Типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприя­тию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку про­исходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Основные виды экспериментов. Эксперимент один из основных методов в психологии. Метод эксперимента позволяет внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. С момента внедрения Вильгельм Вундтом метода эксперимента в психологию и открытия в 1879 году первой лаборатории стало возможным приобщить психологию к области научного познания.

  Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. Эксперимент – основной метод современного естествознания и естественнона­учно ориентированной психологии. Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

Классически принято различать три вида эксперимента: естественный, лабораторный и формирующий.

В естественном эксперименте испытуемый и экспериментатор находятся в ситуации непосредственного общения, а роль искусственных средств (приборов, заданий и пр.) невелика, хотя и «имеет место быть». Вследствие его специфики в нем применимо лишь ограниченное число сигнальных и регистрирующих устройств, а потому его результаты в значительной доле выражаются в описательной форме.

Формирующий эксперимент – это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Главная сфера применения данного вида эксперимента – педагогика, возрастная психология, педагогическая психология. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании условии в которых проявляются исследуемые явления и происходит целенаправленное их изменение и формирование. Роль данного эксперимента исключительно велика при изучении познавательных возможностей, учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т. д.

Лабораторный эксперимент отличается максимальным использованием «искусственных» средств эксперимен­та (специальные помещения, приборы, задания и пр.), между тем влияние исследо­вателя в процессе выполнения испытуемым экспериментального задания стремят­ся минимизировать. 2-й вид эксперимента обычно проводится в специально оборудованных сигнальными и регистрирующими устройствами помещениях – лабораториях.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В. В случае, если существует информация о качественной связи между двумя пере­менными, выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий эксперимент.

В психологической исследовательской практике для характеристики различных видов экспериментального исследования используются также понятия «пилотажное исследование», или «пилотажный эксперимент», «полевое исследование». Термин «пилотажный эксперимент» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д.

Полевой эксперимент проводится для изучения связи между реальными пере­менными в повседневной жизни, например, между статусом ребенка в группе и ко­личеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате.

Метод эксперимента позволяет проверить предположения о взаимосвязях явлений и процессов. Однако, полученные данные не всегда являются продуктом экспериментального воздействия, существует ряд факторов, которые влияют на результат протекания эксперимента. Д. Кэмпбелл выделял следующие факторы и эффекты, которые влияют на недостоверность получения результатов эксперимента:

- Естественное развитие – изменение испытуемых, являющееся следствием те­чения времени, без связи с конкретными событиями изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накоп­ление опыта и др.).

- Эффект «истории» – конкретные события, происходящие в период меж­ду начальным и итоговым тестированием помимо экспериментального воздей­ствия.

- Эффект тестирования – влияние предварительного тестирования на результат итогового.

- Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на экс­перимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимав­ших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокуп­ность, кроме экспериментальной выборки.

Основные фак­торы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть моти­вирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смыс­ла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих про­явлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных – «эффект плацебо», «Хоторнский эффект», «эффект аудитории», «эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)»

Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что пре­парат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улуч­шение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Хоторнский эффект проявился при проведении социально-психологических иссле­дований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обна­ружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экс­периментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу.

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)» заключается в том, что исследователь неосознанно подталкивает/направляет ход исследования так, чтобы получились те результаты, которые он ожидает.

Опросные методы исследования. Опрос – метод целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые исследователем вопросы. Различают несколько форм проведения опроса: беседа, интервью, анкетный опрос.

Беседа – специфичный для психологии метод исследования чело­веческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на пер­вом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом. Эффективность беседы зависит от уровня знаний и опыта исследователя. особенно большое значение имеет умение установить контакт с учащимися и создать атмосферу доверия, доброжелательности, а так же умение поддерживать нужное направление разговора.

К проведению беседы необходимо тщательно готовится, прежде всего стоит определить цель - исследователь должен ясно представлять, что он хочет получить от беседы. Важно продумать примерный список вопросов, которые предполагается задать в ходе беседы. Вопросы формулируются с учетом индивидуально-возрастных особенностей человека. Существенным моментом является выбор места и времени беседы. Обстановка должны быть привычной, естественная для исследуемого среда.

Исследователи различают клиническую беседу, со­ставную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» – интервью.

Клиническая беседа – тер­мин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную ин­формацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содер­жании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводит­ся в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психоло­гической консультации или психологического тренинга.

Целенаправленным опросом называют интервью. Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен по­мнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле. Особенностью интервью является наличие строго определенного плана ведения беседы. В социальной психологии интервью относят к одному из видов метода опроса.

Анкетный опрос один из основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). Анкетный опрос позволяет исследовать отношение человека к тем или иным видам деятельности, моральные, эстетические, духовные ценности, а так же некоторые стороны личности. Достоинством этого метода является возможность в короткое время провести массовое обследование и собрать фактический материал, поддающийся статистической обработке. Этот метод позволяет сделать «снимок» психологического состояния, особенностей отдельной личности или групп. Однако, данные метод не позволяет исследователю проникнуть в суть изучаемого явления, не гарантирует верность и объективность ответов. Поэтому анкетирование стоит проводить не изолировано, а в комплексе с другими методами эмпирического исследования.

Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии и т. д.

Психологические тесты применяют, когда надо, например, выяснить степень психологической подготовленности космонавта к космическому полету, когда необходимо установить, как усвоили знания испытуемые в экспериментальной группе, где использовались особые приемы обучения, и во многих других случаях. Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом был сконструирован данный тест, - явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

Метод изучения продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин «архивный ме­тод» для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и других видов деятельности ребенка и школьника.

Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как «анализ продуктов деятельности». Этот метод заключается в изучении различных материальных изделий и творческих достижений, которые являются результатом деятельности исследуемого. К числу таких изделий относят детские рисунки, разного рода технически поделки, сочинения (особенно на свободную тему) и другие продукты деятельности. Их внимательное изучение может очень многое сказать об особенностях и развитии детской психики. Так, учитель литературы, постоянно проверяя и анализируя школьные сочинения, с достаточно высокой степенью вероятности устанавливает, у кого из учащихся есть определенные литературные способности, каков словарный запас и уровень образного мышления у того или иного школьника. Изучая детские рисунки, постройки, изделия из пластилина и конструктора, воспитатель получает хорошую возможность для выяснения особенностей восприятия и представлений у детей, степень развития их творческого воображения и т.д.

Метод анализа продуктов деятельности дает также возможность судить об умениях и навыках ребенка, о его склонностях и интересах, об отношении к работе. Этот метод, как беседа и наблюдение, доступен любому учителю и воспитателю. Он дополняет другие методы исследования и в совокупности с ним позволяет получить более разностороннюю психологическую информацию об особенностях личности ребенка и школьника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: