Тема: Русь на пути к возрождению. Начало возвышения Москвы

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Уметь:

Раскрыть причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Аргументировать и оценить деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III. Раскрыть роль Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Составить характеристику Ивана III.

Знать: на исторической карте рост территории Московской Руси. Определение «Москва – «третий Рим».

Учебная цель: определить причины объединения русских земель вокруг Москвы.

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

1.Учебно-методическая литература:

 Артѐмов В.В, Лубченков Ю.Н. §28, 29 с. 104-111.

Задание 1: Используя учебник ответьте на приведенные ниже вопросы. (1б)

1. В чем причины возвышения Московского княжества?

2. Каковы итоги Куликовской битвы?

3. При каком правителе из династии Рюриковичей (Имя, годы правления) завершится процесс объединения Русского государства, ознаменовавший окончание феодальной раздробленности и ордынского ига?

Задание 2:«Да – Нет» (2б)

вопрос ответ
1 За политическое лидерство Москва соперничала с Тверью  
2 Московским князем в период наивысшего расцвета княжества был Александр Невский  
3 Первым собирателем земли русской называют московского князя Ивана Калиту  
4 В 1367 году в Москве был построен каменный Кремль. С тех пор Москву называют белокаменной  
5 Основной формой крупного феодального землевладения на Руси с 14 века являлось поместье  
6 В 1472 году овдовевший Иван III, женился на племяннице византийского императора Софье Палеолог. Государственным гербом стал византийский двуглавый орел  
7 Формирование единого централизованного государства завершилось при Иване Красном, сыне первого московского князя Даниила  
8 В 14-15 веках на Руси появились помещики  
9 1521 год считается датой образования централизованного государства, получившего название Россия  
10 Первым сводом законов единого государства стал «Судебник», принятый Иваном Ш  
11 «Стояние» на реке Угра завершило почти 250-летнее иго Золотой Орды над Русью  
12 «Юрьев день», установленный один срок в году для перехода крестьян к другому хозяину является началом крепостничества на Руси  

 

Задание 3: Кроссворд по теме: «Возвышение Москвы» (2б)

Инструкция: Среди буквенной абракадабры отыщите ответы на вопросы. В скобках указано число букв, в правильном решении. Первое слово выделено

 

Д Р У А Д К Т В Е Р Ь С
О О К Н А А В Р Е Л Л Е
Л Г И И Л Л И О В Т И Р
О К Й Н Н И З Я А В Л Г
Л Н А А О Т А И И М А И
О М И В Д А Н Т Р И Д Й

 

1. Московский князь, имевший несметные богатства (6 букв)

2. Русский князь, считающийся основателем Москвы (10 букв)

3. Главная соперница Москвы (5 букв)

4. Младший сын Александра Невского, которому досталась в наследство Москва (6 букв)

5. Город, которым завладел Даниил (7 букв)

6. Имя Калиты (4 буквы)

7. Священник, благословивший русское войско перед Куликовской битвой (6 букв)

8. Столица Северо-Восточной Руси (8 букв)

9. Страна, преемницей которой считала себя Москва (8 букв)

10. Река, в устье которой произошла битва с монголо-татарами в 1380 г. (3 буквы)

11. Новый символ на гербе России, появившийся в 15 веке (4 буквы)

12. Государство, западная соседка России (5 букв)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема: Смута в России начала XVII в.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Уметь: Объяснить смысл понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально­-освободительное движение».

Раскрыть сущность и причины Смутного времени. Охарактеризовать личности и деятельность Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II.

Знать: Сущность Смуты и возрождение российской государственности

Учебная цель: проследить влияние периода смутного времени на развитие России в 17 веке

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

Учебно-методическая литература:

Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н., параграф 43 с.151-155

Задание1: заполните таблицу «События Смутного времени», указав в правом столбце минимальное количество фактов, которые надо знать. (2б)

«События Смутного времени»

Исторический деятель Кто такой? Что сделал? (1) Что с ним произошло? (2)
Борис Годунов    
Лжедмитрий I    
Василий Шуйский    
Иван Болотников    
Прокопий Ляпунов    
Лжедмитрий II    
Сигизмунд III    
Владислав    
Марина Мнишек    
Филарет    
Козьма Минин    
Дмитрий Пожарский    
Михаил Романов    

Задание 2: Укажите даты событий Смутного времени: (1б)

1. Восстание И. Болотникова -

2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию –

3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию –

4. Второе ополчение –

5. Избрание Михаила Романова на царство –

6. Первое ополчение –

7. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –

8. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –

9. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –

10. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –

 

Задание 3: Используя материал учебника, дайте определение следующим понятиям.

Смута –

Народное ополчение –

Задание 4: заполнить таблицу: (1б)

Последствия Смуты:

Отрицательные Положительные
   
   
   

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: