Ст..ю я в в..ротах. Вдруг гл..жу — Таня идёт

 

Я сразу вр..тарскую позу прин..л. И одной рукой защ..-щаюсь от со(?)нца.

И всё (из)за со(?)нца вышло. Со(?)нца-то (не)было. И (из)за позы всё.

И тут мне — бац! — гол з..били. Я прыгнул — поз(?)но. На уроке Таня з..писку мне пиш..т: «Ты очень здор..во

Пад..ешь».

Ох и раз..злился я! Знач..т, я только пад..ю здор..во, а вр..тарь, знач..т, я н..кудышный? (Не)буду (с)ней разг..вар..-вать.

Целый мес..ц (с)ней (не)разг..вар..вал.

Через мес..ц стал разг..вар..вать. Ей и вправду п..нрав..-лось, как я пад..л. Как в кино, г..в..рит.

Зря я мес..ц (с)ней (не)разг..вар..вал.

(В. Голявкин)


 


170


§ 28. Особенности языка фольклорных текстов

 

 

227. 1) Выразительно прочитайте начало былины «Три поездки Ильи Муромца» от сказителя Ивана Павловича Сивцева. Какие особенности языка этого фольклорного произведения вы можете назвать?

 


Да ездил там Илья да по чистому полю, От младости ездил до старости.

 

Да хорош был у старого добрый конь: За реку-то перевоза мало спрашивал. Да наехал на дороге на горючий камень, Да на камешке подпись подписана…

 

2) Прочитайте материал рубрики «Лингвистические заметки» и выясните, все ли языковые особенности фольклорного текста вы от-метили.

 

3) Вспомните надпись на камне, лежащем на перепутье трёх

дорог.

 

4) Рассмотрите репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». Устно опишите картину.

 

Лингвистические заметки

 

Язык фольклорных произведений имеет свои особенности.

В фольклорных произведениях часто встречаются:


 


171


Оригин́льный, -ая, -ое. Здесь: подлинный.

Толковый словарь

yyпостоянные эпитеты: чистое поле, добрый конь, горючий ка-мень;

yyусилительно-выделительные частицы: что за, да, -то, -ка;

yyлексические повторы: ездил — ездил, да — да;

yyсочетания однокоренных слов: подпись подписана, чудо чуд-ное, диво дивное;

yyсинонимы: не знаю, не ведаю; путь-дорога; грусть-тоска;

yyантонимы: от младости до старости; долго ли, коротко ли;

yyслова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: каме-шек, думушка, волюшка, головушка;

yyряды однородных членов: мачеха с сёстрами меня бьют-жу-рят, хлеба не дают, плакать не велят;

yyсравнения: налететь чёрным вороном, улететь ясным со-колом;

yyгиперболы (художественные преувеличения): одним скоком реки перескакивает; растёт не по дням, а по часам;

yyсинтаксический параллелизм (одинаковое построение пред-ложений и их частей): не туман с поля подымается, не белы снега в поле белеются.

Часто фольклорные произведения ритмизованы, имеют сти-хотворную форму или включают рифмованные строки.

228. 1)Выразительно прочитайте начало былины «Три поездки ИльиМуромца» в обработке Ирины Валериановны Карнауховой. Проанали-зируйте особенности языка этого фольклорного текста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: