Истоки различий психологии мужчин и женщин в теории К. Юнга (К. Юнг «Анима и Анимус»)

Юнг считал, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими, чрезмерно принципиальными, направленными вовне решениями, а анима — с влиянием эмоций, настроений и направленностью вовнутрь. В аналитической психологии К.Г. Юнга Анима и Анимус играют важную роль в понимании особенностей психологии мужчины и женщины. Анима представляет собой архетип жизни и воспринимается мужчиной в качестве духа; это соединение чувствований, влияющих на мужское миропонимание; способствует созданию настроения; по выражению К.Г. Юнга, – это иррациональное чувство; По своей природе Анима эротически-эмоциональна; с её помощью мужчина пытается постичь природу женщины. Анимус – рассуждающе-критичен; является духовным образом женщины, но принимается ею за Эрос; соединение спонтанных взглядов, оказывающих воздействие на эмоциональную жизнь женщины; ведет к возникновению мыслей; рассуждающе-критичен. Благодаря Анимусу женщина пытается понять мужчину. При этом следует иметь в виду, что, женщина как бы имеет образ мужчин, в то время как мужчина – образ одной женщины. В своей основе Анима направлена на единение, а Анимус – на обособление. В реальной жизни образы Анимы и Анимуса могут способствовать установлению гармонических отношений между мужчиной и женщиной. Но они могут вести и к конфликтам в силу искажений, связанных с тем, что они являются персонифицированными комплексами, удерживающими человека в своей власти и порождающими чувства враждебности. Оба образа олицетворяют собой бессознательное и могут выступать в качестве падшей женщины и недостойного мужчины, вызывая тем самым раздражение, порождая неустойчивое настроение и агрессивность. В качестве негативных образов Анима и Анимус часто появляются в сновидениях человека.

 

А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин (А. Адлер «Мужское и женское начало»).

Мужское главенство. Разделение труда представляет собой важнейший фак­тор в жизни человеческого общества. По чисто физическим причинам женщины не допускались к неко­торым видам деятельности, и в то же время иные дела не поручались мужчинам на том основании, что они найдут себе лучшее применение на других работах. Разделение труда становится таким, что привилегирован­ной группе - а именно мужчинам – гарантируются опре­деленные преимущества, и результатом этого является их господство над женщинами в разделении труда. Домини­рующее мужское начало направляет деятельность жен­щин таким образом, что мужчины, как кажется, получа­ют от жизни максимум удовольствия, в то время как женщинам поручают те дела, которых мужчины предпо­читают избегать. Мнимая неполноценность женщин. Мужчины обыкновенно оправдывают свое господ­ствующее положение не только тем, что оно якобы явля­ется естественным, но и тем, что их главенство с неизбежностью вытекает из неполноценности женщины. Для подтверждения женской неполноценности мужчи­ны не останавливаются ни перед чем. Пренебреже­ние женщинами и их работой повсеместно демонстрирует тот факт, что женщинам зачастую платят меньше, чем муж­чинам, даже в тех случаях, когда их работа имеет одинако­вую стоимость.При сравнении результатов тестов интеллектуальных способностей и одаренности было обнаружено, что к некоторым предметам, например математике, мальчики про­являют больше таланта, в то время как девочки более способны к другим предметам – например, языкам. Отказ от женской роли. Три вида реакции жен­щин на современный стереотип женщины. Первый тип девочка, развивающаяся в активном, “муж­ском” направлении. Она становится чрезвычайно энер­гичной и честолюбивой и постоянно борется за преус­пеяние в жизни. Зачас­тую она избегает всяческих любовных и брачных связей. Такая женщина может ис­пытывать сильную неприязнь ко всякого рода работе по дому. Женщина этого типа стремится компенсировать зло мужского отношения к женщинам “по-мужски”. Второй тип реакции бывает у тех женщин, которые идут по жизни с социальной установкой покорности, которые проявляют почти невероятную приспособляе­мость, послушание и безропотность. Третий тип женщина, которая никак не восстает против женской роли, но несет в себе мучительное сознание того, что она обречена всю жизнь быть существом низшего порядка и подчиняться другим. Она твердо убеждена в неполноценности женщин, а также в том, что сделать в жизни что-либо достойное – это судьба одних мужчин.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: