Юнг считал, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Юнг связывал анимус с категоричными, жёсткими, чрезмерно принципиальными, направленными вовне решениями, а анима — с влиянием эмоций, настроений и направленностью вовнутрь. В аналитической психологии К.Г. Юнга Анима и Анимус играют важную роль в понимании особенностей психологии мужчины и женщины. Анима представляет собой архетип жизни и воспринимается мужчиной в качестве духа; это соединение чувствований, влияющих на мужское миропонимание; способствует созданию настроения; по выражению К.Г. Юнга, – это иррациональное чувство; По своей природе Анима эротически-эмоциональна; с её помощью мужчина пытается постичь природу женщины. Анимус – рассуждающе-критичен; является духовным образом женщины, но принимается ею за Эрос; соединение спонтанных взглядов, оказывающих воздействие на эмоциональную жизнь женщины; ведет к возникновению мыслей; рассуждающе-критичен. Благодаря Анимусу женщина пытается понять мужчину. При этом следует иметь в виду, что, женщина как бы имеет образ мужчин, в то время как мужчина – образ одной женщины. В своей основе Анима направлена на единение, а Анимус – на обособление. В реальной жизни образы Анимы и Анимуса могут способствовать установлению гармонических отношений между мужчиной и женщиной. Но они могут вести и к конфликтам в силу искажений, связанных с тем, что они являются персонифицированными комплексами, удерживающими человека в своей власти и порождающими чувства враждебности. Оба образа олицетворяют собой бессознательное и могут выступать в качестве падшей женщины и недостойного мужчины, вызывая тем самым раздражение, порождая неустойчивое настроение и агрессивность. В качестве негативных образов Анима и Анимус часто появляются в сновидениях человека.
|
|
А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин (А. Адлер «Мужское и женское начало»).
Мужское главенство. Разделение труда представляет собой важнейший фактор в жизни человеческого общества. По чисто физическим причинам женщины не допускались к некоторым видам деятельности, и в то же время иные дела не поручались мужчинам на том основании, что они найдут себе лучшее применение на других работах. Разделение труда становится таким, что привилегированной группе - а именно мужчинам – гарантируются определенные преимущества, и результатом этого является их господство над женщинами в разделении труда. Доминирующее мужское начало направляет деятельность женщин таким образом, что мужчины, как кажется, получают от жизни максимум удовольствия, в то время как женщинам поручают те дела, которых мужчины предпочитают избегать. Мнимая неполноценность женщин. Мужчины обыкновенно оправдывают свое господствующее положение не только тем, что оно якобы является естественным, но и тем, что их главенство с неизбежностью вытекает из неполноценности женщины. Для подтверждения женской неполноценности мужчины не останавливаются ни перед чем. Пренебрежение женщинами и их работой повсеместно демонстрирует тот факт, что женщинам зачастую платят меньше, чем мужчинам, даже в тех случаях, когда их работа имеет одинаковую стоимость.При сравнении результатов тестов интеллектуальных способностей и одаренности было обнаружено, что к некоторым предметам, например математике, мальчики проявляют больше таланта, в то время как девочки более способны к другим предметам – например, языкам. Отказ от женской роли. Три вида реакции женщин на современный стереотип женщины. Первый тип девочка, развивающаяся в активном, “мужском” направлении. Она становится чрезвычайно энергичной и честолюбивой и постоянно борется за преуспеяние в жизни. Зачастую она избегает всяческих любовных и брачных связей. Такая женщина может испытывать сильную неприязнь ко всякого рода работе по дому. Женщина этого типа стремится компенсировать зло мужского отношения к женщинам “по-мужски”. Второй тип реакции бывает у тех женщин, которые идут по жизни с социальной установкой покорности, которые проявляют почти невероятную приспособляемость, послушание и безропотность. Третий тип женщина, которая никак не восстает против женской роли, но несет в себе мучительное сознание того, что она обречена всю жизнь быть существом низшего порядка и подчиняться другим. Она твердо убеждена в неполноценности женщин, а также в том, что сделать в жизни что-либо достойное – это судьба одних мужчин.
|
|