Музыкальное воспитание и образование в Афинах

 

Ионийское племя заняло восточную окраину Средней Греции, так называемую Аттику. Именно в Аттике получил развитие культ бога Аполлона и девяти муз. Центром развития науки, искусства и философии, начиная с V века, стали Афины.

В Афинах, где были развиты торговля, ремесло, культура, воспитание во многом отличалось спартанского. Одинаковыми были только педагогические факторы: религия, искусство и гимнастика.

Воспитание в Афинах не имело государственного режима, как в Спарте: оно было индивидуальное и свободное.Семье было предоставлена полная свобода в воспитании. Государство следило только за тем, чтобы воспитание было дано, и контролировало нравственность учащихся в школах с помощью софронистов – особых государственных чиновников, наблюдавших за обучающимися юношами.

Конечная цель воспитания определялась многозначным понятием «калокагатхиа», которое встречается у Геродота, Платона и Аристотеля. Воспитание состояло не только в одном развитии выносливости и мощи. Оно было направлено к развитию духовных дарований личности: развитию ума, художественного вкуса, нравственных устоев и чувств. Идеал аттического воспитания – «прекрасно – доброе» составляло характерную черту афинского образования.

Образование в Афинах было больше частным, чем государственным. Каждый афинянин, если хотел стать образованным человеком, должен был пройти курс у грамматиста, обучиться чтению, письму и счету, пройти курс музыки в школе кифариста и курс гимнастики в школе педотриба.

Главным воспитательным средством для афинян являлись гимнастика и музыка. Занимаясь музыкой, мальчики изучали также законы стихосложения, ритмики и мелодии. Они выучивали большое количество песен и приобретали навык исполнять драмы и говорить застольные речи.

Древние греки считали музыку одним из основных элементов общего образования. «Музы» ведали образованием и в широком, и в узком смысле. Наряду с Аполлоном их считали покровительницами всего процесса обучения.

Музоугодное воспитание заимствовало свое название от муз, сопровождавших бога Аполлона. Музыка считалась подлинной гимнастикой не только слуха, голоса, но и духа. Считалось унижением говорить, что цель музыки состоит в игре на струнном инструменте или на флейте, а не в нравственном образовании, не в укрощении страстей при помощи мелодии и гармонии. Музыка была самой сущностью грека, тесно сливаясь с жизнью, глубоко проникая в государственные и общественные отношения. Не любить и не понимать музыку в Греции считалось признаком варварской грубости и внутренней порчи.

В Афинах мальчики и девочки обучались отдельно: мальчики – с семи лет под опекой отца или наставника, девочки – под руководством матери. До 7 лет ребенок воспитывался дома, много играл (в кости, камешки, с мячом). Интересно отметить, что в этот период философом Архитасом была изобретена погремушка – один из первых музыкальных инструментов. С 7 лет афинянин начинал посещать школу. В школе он учил буквы, читал, писал, считал. Одновременно или вслед за школой дети посещали мусическую школу (школу кифариста), где их обучали пению и музыке.

В Афинах существовало несколько типов школ:

1) «мусические» школы для мальчиков 7-15 лет, где обучали письму, чтению, арифметике, игре на музыкальных инструментах;

2) «палестры» – школы, где мальчики занимались гимнастикой;

3) «гимнасии» – школы для юношей 16-18 лет, где для бесед приглашались известные философы и государственные деятели;

4) «эфебии» – школы, в которых с 18 до 20 лет юноши обучались военно-гимнастической подготовке.

Первые два типа школ были частными. «Гимнасии» и «эфебии» относились к общественным учреждениям и предназначались для молодежи из знатных семей.

Мусическая школа была «общеобразовательной» школой, ставящей своей задачей дать ученикам, прежде всего литературное и музыкальное образование, а также познакомить с элементами других наук. Интересные данные по истории преподавания в афинских школах находятся у Аристотеля в «Политике». В книге 8 он поднимает проблему «воспитания молодежи», и указывает, что существует четыре основных обучающих предмета, без которых «сам государственный строй терпит ущерб». К ним относятся:

· грамматика;

· гимнастика;

· музыка;

· рисование.

Он пишет, что после греко-персидских войн «введено было в круг школьного воспитания обучение игре на флейте… Впоследствии, однако, на основании полученного опыта, флейта была выведена из употребления, после того как (наши предки) научились лучше судить о том, что относится к добродетели, а что к ней не относится. Ту же самую участь испытали и многие другие старинные инструменты, как, например, пектиды, барбиты, и вообще те инструменты – семиугольники, самбики – игра на которых щекочет чувства слушателей и требует специальной виртуозности».

До IV в. до н. э. обучение на флейте (авлосе) было также распространено, как и обучение на лире. Она была введена в школьное музыкальное обучение после греко-персидских войн в период резкого повышения благосостояния аристократии. Аристотель в «Политике» пишет, что флейта настолько хорошо конкурировала с лирой, что на ней играло едва ли не большинство афинских свободнорожденных граждан. Однако обучать игре на флейте философ не советовал, поскольку она лишает исполнителя возможности пользоваться речью.

В результате в IV в. до н. э. флейта постепенно была выведена из употребления и ее перестали изображать на античных вазах. Причину такого положения Аристотель видел в том, что «обучение на флейте не имеет никакого отношения к развитию интеллектуальных качеств». Эта мысль Аристотеля еще раз показывает неразрывную связь литературного и музыкального образования в мусической школе. В то же время философ указывает, какие именно музыкальные инструменты должны чаще всего употребляться в школах. Такими инструментами, считает Аристотель, должны стать лира и кифара.

В Афинах не стремились воспитывать музыкантов-виртуозов. В музыкальном обучении ставили более простые цели: выучить детей народно-религиозным и застольным патриотическим песням, чтобы они могли принять участие в хоре, и спеть песню с несложным мотивом.

С 12-13 лет подростки занимались в палестре, где в течение нескольких лет занимались гимнастикой. Школы грамматиста, кифариста и палестра были частными и платными. С 16-18 лет юноши из наиболее состоятельных и знатных семей, готовящихся к государственной службе, посещали гимнасий. Здесь они получали знания по философии, литературе, политике, и продолжали заниматься гимнастикой.

Философия – высшее из всех искусств – была высшим и идеальным завершением «мусического» воспитания каждого грека. Гимнастика и музыка вместе с поэзией служили лишь почвой для изучения философии в гимнасиях и эфебиях. На высшей ступени образования занятия музыкой не предусматривались.

В конце V в. до н. э. в Афинах возникло первое профессиональное объединение «дионисийских художников», которое взяло в свои руки обучение актеров, певцов и музыкантов. Вскоре его влияние распространилось на всю Грецию.

Многие страницы античной философско-политической литературы (диалоги «Протагор», «Государство», «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля и др.) посвящены профессиональному и любительскому музицированию. Последовательно проведенное в них разделение задач общего и профессионального музыкального образования отразило, по существу, рабовладельческую природу античного общества. Вместе с тем во многом оно исходит из практических задач древнегреческого государства. Исключительно важная роль агонов (соревнований) определяет собой, по мысли Аристотеля, основную цель обучения профессиональных музыкантов: «Под профессиональным мы понимаем такое обучение, которое готовят для выступления в состязаниях». Изучающий музыку во имя победы на агоне профессионал занимается ею не ради того, чтобы доставить удовольствие своим слушателям и, тем самым, обращается «в ремесленника, претерпевающего изменения и со стороны своих внутренних качеств, и со стороны телодвижений». Аристотель заключает, что профессионально заниматься музыкой следует лишь рабам и несвободным людям. В то же время заниматься музыкой с целью усовершенствования в добродетели – удел свободнорожденного гражданина.

Сведения о первых музыкальных школах античности относятся ко второй половине VII в. до н. э. Среди первых основателей школ – поэты острова Лесбос Сапфо и Алкман. В основанную школу Сапфо принимались девушки из знатных родов, обучавшиеся до замужества поэтическому искусству, музыке и хоровому пению. В эпоху классической античности хоровые школы эволюционировали в школы игры на лире или кифаристские школы. Приобретенные в хоровых и кифаристских школах элементарные навыки пения и игры на инструменте получили дальнейшее развитие при изучении образцов эпической поэзии.

Таким образом, в Древней Греции создается целостная система воспитания и музыкального образования, направленная на формирование гармонически цельной личности. При этом умственное воспитание не заменяет нравственного, музыкального воспитания, как в школе, так и в семье, и ставится на одну ступень по степени важности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: