Средневековая христианская концепция человека

Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья. Но это не означает, что человеку не уделяется внимания. Средневековая философия, провозгласив, что человек свободное и разумное создание Бога впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы. Библейское учение глубоко антропоцентрично: в отличие от античной картины мира, здесь человек - не часть, а средоточие бытия. Человек есть часть божественного миропорядка. Он создан по образу и подобию Бога. Внутренне раздвоен в результате грехопадения, есть единство божественной и человеческой природы, причем каждый имеет возможность приобщения к божественной благодати и стать сверхчеловеком. В социальном плане человек есть ничтожество и винтик, его задача приобщиться к богу и найти спасение. Три составляющие внутреннего мира человека – это разум-сердце-воля.

 

Проблема человека в философии Нового времени

На смену Средневековью пришла эпоха Возрождения, для которой было характерно возвращение к идеалам Античности. Однако антропоцентризм эпохи Возрождения не просто восхвалял человека во всей совокупности его телесных и духовных качеств, он ставил человека вровень с Богом за такую великую способность, которой он обладал, как и Бог, как творчество.

Философия Нового времени в силу своей специфики ставит человека во главе всей природы как мастера и хозяина, цель которого «приручить» ее, взять от нее все, что необходимо ему для улучшения собственного существования. Ф. Бэкон полагал, что человек должен с помощью науки как инструмента взять от природы все возможное. Таким образом, человек воспринимался как полный хозяин не только природы, но и своей жизни. И главная способность, которая давала ему неограниченные способности, это разум.

Разум приобретает принципиальное значение в философии Р. Декарта. Выдвигая на первый план мышление, делая cogito ergo sum принципом всех принципов философии и науки, Декарт осуществляет реформу, имеющую глубинный смысл и непреходящее значение для человека и его культуры. Смысл этой реформы: в основание человеческого бытия, существования и действия теперь положены не только такие ценности, как духовность человека, его бессмертная, устремленная к Богу душа (что было характерно и для средневековой мысли); новизна в том, что эти ценности теперь были тесно увязаны с активностью, свободой, самостоятельностью, ответственностью каждого индивида.

Вместе с тем некоторые мыслители этого периода, такие как Б. Паскаль, признавая величие человека, тем не менее, обращали внимание на его уязвимость, которая проявляется прежде всего в том, что человек смертен. «Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает... Человек чувствует себя ничтожным, ибо понимает, что он ничтожен: этим он и велик».

Возвышая человека над природой в силу того, что человек есть существо «мыслящее» философы XVII  века, отдавали себе отчет и в том, что он остается частью природы. Человек движим желанием к самосохранению, полагает Т. Гоббс, его действия эгоистичны и инстинктивны, только разум помогает человеку осознать необходимость наличия всеобщих моральных норм и правил.

Представления о человеке складывались во французском Просвещении в установке на натуралистически понятую природу: человек понимался как природное существо, все свойства и потребности которого телесны и определены природой, а ум, здравый смысл выглядит так же, как «естественный свет». Теория общества строилась по модели природы. И даже религию — верующие просветители, например Ж.-Ж. Руссо, — объявляли «естественной религией». Подобная методологическая установка была определена, как уже говорилось, тем, что апелляция к природе, к природному равенству людей обосновывала борьбу просветителей за социальное равенство.

Идеи философов Нового времени и эпохи Просвещения были в дальнейшем разработаны в рамках немецкой классической философии. Человек здесь понимался как духовное существо, причем под духом в свою очередь понимался прежде всего разум. Разумность – суть человека для классической западной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: