Мотивация – это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека

Мотивационный процесс включает (рис.3):

- оценку неудовлетворенных потребностей;

- формулирования целей, направленных на удовлетворение потребностей;

- определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

-

 

 



Рисунок 3. Элементы процесса мотивации

Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.

В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т.п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение). Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания или мотив страха.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека. Основная задача менеджера - создавать или активизировать те потребности персонала, которые могут быть удовлетворены в рамках системы управления предприятия.


Существует достаточно большое количество мотивационных теорий. Их можно разбить на 2 группы: содержательные и процессуальные (рис. 4).

Рисунок 4. Классификация мотивационных теорий

Теории мотивации

Содержательные теории:

Ø Теория потребностей А. Маслоу

Ø Теория приобретенных потребностей Д. Мак Клелланда

Ø Двухфакторная модель Ф. Герцберга

Процессуальные теории:

Ø Теория ожиданий В. Врума

Ø Теория справедливости С. Адамса

Ø Модель Л. Портера -Э. Лоулера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: