Мотивационный процесс включает (рис.3):
- оценку неудовлетворенных потребностей;
- формулирования целей, направленных на удовлетворение потребностей;
- определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.
-
Рисунок 3. Элементы процесса мотивации
Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.
В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т.п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение). Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой. Например, мотив достижения, познания или мотив страха.
Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека. Основная задача менеджера - создавать или активизировать те потребности персонала, которые могут быть удовлетворены в рамках системы управления предприятия.
|
|
Существует достаточно большое количество мотивационных теорий. Их можно разбить на 2 группы: содержательные и процессуальные (рис. 4).
Рисунок 4. Классификация мотивационных теорий
Теории мотивации
Содержательные теории:
Ø Теория потребностей А. Маслоу
Ø Теория приобретенных потребностей Д. Мак Клелланда
Ø Двухфакторная модель Ф. Герцберга
Процессуальные теории:
Ø Теория ожиданий В. Врума
Ø Теория справедливости С. Адамса
Ø Модель Л. Портера -Э. Лоулера