Принцип равенства интересов сторон и свободы выбора действий. Он подразумевает, во-первых, равенство всех экономических агентов в доступе к услугам, оказываемым частными компаниями в сфере общественных услуг, во-вторых, равенство всех частных компаний в праве заключения контрактов ГЧП и, в-третьих, свободу партнеров выбирать формы и методы достижения целей, стоящих перед партнерством.
Принцип стабильности контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации. Контракт ГЧП представляет собой сложный, комплексный документ, рассчитанный, как правило, на длительные сроки реализации. Однако существует ряд обстоятельств, требующих изменения контракта. Государство или муниципальное образование как представитель власти могут в одностороннем порядке и без предварительных консультаций с частной компанией изменять условия договора и выдвигать требования, обусловленные наличием общественного интереса (общественной пользы или блага).
Принцип ответственности за исполнение условий контракта. Частная компания – партнер государства должна предоставлять услуги экономическим агентам в полном соответствии с условиями контракта, причем ответственность за их выполнение выше, чем при соглашениях между частными фирмами, что определяется публично-правовым характером отношений ГЧП. Частная компания не имеет права приостанавливать свою работу в проектах ГЧП.
|
|
Принцип конкурентности. Он проявляется на стадии проведения конкурса на подписание с государством контракта ГЧП.
Принцип прозрачности и обратной связи. Гражданское общество, в интересах которого реализуются проекты ГЧП, должно обладать доступом к полной информации о состоянии предприятия, его финансовых, экономических и иные показателях, стандартах и качестве оказываемых услуг.
Принцип невмешательства. После подписания контракта ГЧП государство не имеет права вмешиваться в хозяйственно-административную деятельность частной компании – партнера, которая самостоятельно принимает все административно-хозяйственные, управленческие, кадровые и иные решения.
Принцип стимулирования и гарантий. Государство применяет широкую систему стимулов по привлечению частных компаний к участию в проектах ГЧП: софинансирование, дотации из бюджета, льготный режим налогообложения, специальные таможенные режимы и т.д.
Принцип возмездности. При прекращении действия контракта по инициативе государства частному партнеру возмещаются сделанные им инвестиции и компенсируется недополученный доход, за исключением случаев нарушения с его стороны условий контракта.
|
|
Принцип равноправного (недискриминационного) отношения к иностранным компаниям, обеспечивающий им равные права с отечественными предпринимателями. Этот принцип воплощается в нормах по обеспечению недискриминационного режима допуска зарубежных компаний к конкурсам по проектам ГЧП, валютного регулирования деятельности партнеров государства, их права свободного распоряжения чистой прибылью, полученной на объекте ГЧП.
Если рассматривать определение и приведенные принципы в комплексе, то можно составить полноценное понимание того, что именно-понимается под ГЧП в России.
Во-первых, ГЧП — это контрактная форма, т. е. юридический договор. Законодательство устанавливает только одну подобную форму — соглашение о ГЧП (СГЧП). Кроме того, указано, что формы ГЧП и концессии являются родственными, но правовой режим концессии Законом о ГЧП не регулируется и раскрывается в Законе о концессиях. Из этого следует, что любые другие формы договоров (арендные, трудовые, государственные контракты, международные соглашения и т. п.) не относятся к ГЧП.
Во-вторых, ГЧП обязательно предполагает объединение ресурсов публичного партнера (государства, органа местного самоуправления) и частного партнера. В определении дополнительно указано, что предоставления частным партнером кадровых, организационных, информационных ресурсов недостаточно — должно иметь место инвестирование, т. е. вложение финансовых средств в проект ГЧП. Иными словами, проект, в котором нет доли частного (внебюджетного) финансирования, по общему правилу, не может считаться ГЧП.
В-третьих, соглашение предполагает обязательное распределение рисков, и это распределение должно быть справедливым. Стороны соглашения — государство и бизнес — являются равноправными, и ни одна не может навязывать обязательства другой, если та не желает их принимать. Это делает ГЧП результатом обязательного согласования интересов и переговоров сторон. Любая попытка со стороны государства выступать с позиции силы, применять власть для достижения своих интересов на практике будет приводить к неэффективности и срыву соглашения. Партнерство должно быть взаимовыгодным для обеих сторон.
В-четвертых, в отличие от цитированных выше Модельного закона о ГЧП и Закона о концессиях, согласно Закону о ГЧП, соглашения могут реализовываться не только в отношении объектов инфраструктуры. Основной акцент сделан на обеспечении доступности услуг, товаров и работ, ответственность за предоставление которых закреплена за органами власти. Таким образом, создание, реконструкция и эксплуатация объектов общественной инфраструктуры не отражены в определении ГЧП, хотя речь об этом идет в тексте закона. Эта позиция важна: ответственность за обеспечение населения качественными и доступными товарами, работами и услугами остается за органами власти, а частный партнер привлекается для содействия государству в этом. Таким образом, в рамках ГЧП государство не перекладывает на бизнес свои социальные обязательства, а работает над тем, чтобы исполнять их более эффективно в современных условиях.
Основными преимуществами для государственной стороны от участия в проектах ГЧП, являются.
1) снижение рисков по проекту. Взаимодействие с частными инвесторами позволяет использовать рыночные процедуры отбора наиболее эффективных проектов. В международной практике случаи превышения сметной стоимости строительства при ГЧП встречаются намного реже, нежели при механизме государственного заказа;
2) повышение качества и снижение затрат при эксплуатации объектов.
3) привлечение новых технологий.
4) привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Передача финансовых обязательств в частный сектор — одно из главных преимуществ ГЧП. Это создает условия для обеспечения дополнительными источниками финансирования инфраструктурных объектов. ГЧП позволяет взимать плату с пользователей объектов инфраструктуры, создавая дополнительные бюджетные доходы. При этом важно понимать, что покрытие текущих и капитальных затрат на обеспечение объекта инфраструктуры в полном объеме благодаря плате за его использование в перспективе представляет собой задачу сложную и не всегда реализуемую. Также ГЧП позволяет повысить эффективность эксплуатации объектов инфраструктуры и таким образом высвободить дополнительные ресурсы;
|
|
5) повышение отдачи от инфраструктурного объекта. Частный партнер, привлекая финансирование и неся обязательства перед заемщиками и акционерами, заинтересован в увеличении денежных потоков от проекта;
6) дополнительные инструменты реализации проектов. В случае низкого качества либо высокой себестоимости предоставляемых услуг публичный партнер способен сменить оператора инфраструктурного объекта;
7) повышение эффективности эксплуатации объектов. Механизм ГЧП содержит больше стимулов и возможностей для повышения эффективности эксплуатации инфраструктурных объектов. Во-первых, ГЧП позволяет объединить строительство и эксплуатацию в рамках одного контракта, стимулируя частного инвестора к экономии капитальных и текущих затрат по проекту. Во-вторых, соглашение о ГЧП определяет объем выручки и качество услуг по проекту, что (в случае оплаты услуг объекта населением) стимулирует инвестора к минимизации расходов при соблюдении требований по качеству или (в случае оплаты услуг объекта из бюджета) обязывает органы власти компенсировать эксплуатационные затраты. В-третьих, некоторые виды ГЧП позволяют регулировать качество эксплуатации напрямую путем установления в соглашении о ГЧП необходимых требований1.
В свою очередь, для частной стороны участие в проектах ГЧП связано с такими преимуществами, как:
|
|
1) ясность правового режима ввиду наличия федеральных законов, регулирующих порядок заключения и исполнения КС, СГЧП; таким образом, частный партнер имеет защищенные законодательством права и гарантии, участвуя в таких проектах;
2) возможность применения механизмов государственной поддержки проектов ГЧП, в том числе капитальных грантов и привлечения инвестиций посредством выпуска концессионных облигаций;
3) длительное сотрудничество с государством повышает общественную и коммерческую репутацию компании, позволяет ей привлекать большие объемы заемного финансирования на менее рисковых условиях;
4) получение долгосрочных проектов со стабильным рынком и гарантиями государства по обеспечению минимального уровня рентабельности;
5) минимизация рисков давления государственных органов, так как условия сотрудничества оговариваются до начала реализации проекта;
6) возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и применения различных решений, снижающих затраты.
Тем не менее следует отметить также следующие ограничения, накладываемые на публичного партнера в рамках ГЧП:
1. Дополнительная бюджетная нагрузка. Несмотря на то, что ГЧП обеспечивает финансирование капитальных вложений в объекты инфраструктуры за счет внебюджетных источников, ряд проектов ГЧП (где источник доходов — платежи из бюджета) увеличивают общую нагрузку на бюджет в долгосрочном периоде. В связи с этим развитие ГЧП государству необходимо сопровождать реализацией взвешенной бюджетной политики.
2. Проект ГЧП является новым объектом управления для органов государственной власти. Несмотря на то что ГЧП повышает эффективность управления инвестиционными проектами, множество решений лежит на ответственных органах государственной власти, поэтому развитие компетенций в управлении проектами в системе органов государственной власти путем повышения соответствующего профессионального уровня исполнителей, а также совершенствование систем закупок и контрактации — важные условия успешности реализации проектов ГЧП.
3. Комплексный характер регулирования. ГЧП предполагает отличную от государственных закупок структуру финансирования инфраструктурных инвестиционных проектов, так как вложения распределяются на более длительном временном отрезке за счет использования долговых инструментов. Поскольку при ГЧП широко применяются долговые инструменты, политика в сфере ГЧП, а также решения относительно реализации проектов ГЧП сильно зависят от политики в сфере государственного долга. ГЧП позволяет решить задачу дефицита бюджетного финансирования в краткосрочном периоде только тогда, когда правительство является кредитоспособным заемщиком; в противном случае поиск инвесторов в проекты ГЧП будет затруднен. Иными словами, ГЧП является эффективным способом привлечения инвестиций в инфраструктуру, если бюджет имеет стабильные источники финансирования и разумную долговую нагрузку.
4. Значительное влияние неопределенности. Проекты ГЧП являются источником долгосрочных расходных обязательств для бюджета. В силу того, что эти обязательства имеют длительный срок, они подвержены дополнительным рискам и угрозам, которые сложно оценить и спрогнозировать. Неопределенность в отношении налоговых поступлений в долгосрочном периоде может приводить к переоценке органами власти возможностей бюджета и завышению расходных обязательств по ГЧП.
Главными ограничениями для частного партнера являются необходимость вложения собственных (или привлеченных заемных) финансовых средств в проект. В рамках традиционного государственного заказа подобной необходимости нет. Кроме того, в случае неграмотного структурирования проекта или кризиса правительства частный партнер несет существенные риски по проекту ввиду его долгосрочного характера. Такие риски сведены к минимуму в случае участия в краткосрочных проектах.