III. Этап изучения нового материала

II. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового класса, но прежде чем написать на доске и в тетради нашу тему, мы отгадаем следующие загадки.

1. Чёрный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор (Дятел).

2. Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту

За лягушками в болото (Аист).

3. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих крыла

У хозяина…… (орла).

Учащиеся озвучивают тему урока. Учитель продолжает.

Учитель. Птицы, подобно цветам и деревьям, способствуют художественному восприятию природы. Стремление к красоте и способность понимать ее возникли у человека в процессе общения с природой. Среди них цветы и птицы по яркости производимого впечатления занимают особое место. Они привлекают не только богатством форм и красок. Цветы, как известно, душисты, а птицы поют. Это придает природе особый аромат и звуковую окраску. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.

Давайте с вами рассмотрим, какие легенды существуют про птиц. Учитель раздает нескольким ученикам карточки с легендами.

· Королек
У северных народов существует такая легенда. Однажды птицы решили выбрать королем того, кто выше всех поднимется в воздух. Орел взмыл так высоко, что с ним никто не мог соперничать. Но только он собрался спуститься на землю, как из-под его крыла выпорхнула маленькая птичка и поднялась чуть- чуть выше. Это увидели остальные птицы. Они выбрали королем все-таки орла, а честолюбивого обманщика в шутку назвали корольком.

· Аисты
- иногда в гнездах аистов обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные птицами на месте костра... Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом аист "поджигает" свое гнездо... Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что аисты приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо.
- в Меллине считают, что если девушка слышит, как трещит клювом только что вернувшийся из-за моря аист, то что-нибудь разобьет; если она увидит такого аиста в полете, то суждено ей ехать в свадебном экипаже; если она увидит аиста стоящим, про нее пойдут сплетни.
- в Стендале есть поверье, что если аист кружит над группой людей, один из этой компании умрет.

· Совы
Когда птицы имеют что- то необычное в своем происхождении или повадках, то по этому поводу часто возникают суеверные суждения. Сова имеет очень странную наружность и сильно отличается своим поведением от других птиц. Вот почему она обросла всевозможными легендами. Знаете ли вы, что в древние времена она считалась птицей, приносящей несчастье? Римляне так сильно ненавидели сову, что, увидев и поймав ее в городе в дневные часы, сжигали, а пепел публично бросали в Тибр! Однако в Англии и других местах ее часто называли «мудрой старой совой».

· Ворон
В Рауене считают, что если вороны, громко каркая, летают над каким-либо домом, в нем скоро кто-нибудь умрет.

· Сорока
В окрестностях Кроссена есть поверье, что в сороку нельзя стрелять, это приносит несчастье.

Учитель. В чем выражается приспособленность птиц к полету? Ответы учащихся записываются кратко на доске.

Наиболее характерная особенность птиц – наличие перьевого покрова и способность к полету. Это обеспечивается рядом приспособлений.








III. Этап изучения нового материала

На доске заранее рисуем таблицу, которую нужно будет заполнить в течениие урока.

Признак Особенности
Форма тела Обтекаемая
Покров Сухая кожа, покрытая роговыми перьями
Виды перьев Контурное – создает форму тела и помогает при полете. Пуховое перо и пух – сохраняют тепло.
Скелет Легкий и прочный за счет срастания костей (кисти, таза, черепа) и воздушных полостей внутри них. Летательные мышцы крепятся к килю.
Мышцы Большие грудные (опускают крылья) и подключичные (поднимают крылья).
Пищеварительная система Переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен веществ для поддержания постоянной температуры тела) Клюв-глотка-пищевод (с зобом)- желудок (мускульный и железистый отделы) – кишечник - клоака
Дыхательная система Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей – для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное.
Кровеносная система Четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), два круга кровообращения.
Нервная система Хорошо развит мозжечок. Развиты полушария переднего мозга (сложное поведение, инстинкты).
Размножение Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйцо, содержащее запас питательных веществ для зародыша и защищенное известковой скорлупой и подскорлуповой оболочкой.
Развитие Образование пар – гнездование – откладывание яиц (от 1-2 до 15-20 шт.) – насиживание яиц – забота о потомстве.

Сообщения учащихся с использованием соответствующих таблиц.

1. Скелет туловища малоподвижен и образует жесткую конструкцию; ряд позвонков срастается, образуя с тазовыми костями жесткий сложный крестец. Хвостовые позвонки также срастаются в одну кость для поддержания рулевых перьев. Грудинная кость большая, и на ней появляется большой гребень - киль - для закрепления крыловых мышц.

Ребра с крючковидными отростками образуют прочную, но легкую конструкцию: крупные кости у летающих птиц полые. К ребрам прирастают легкие, поэтому движение ребер при полете автоматически приводит к вентиляции легких. Череп максимально облегчен: современные птицы не имеют зубов, они заменены роговым клювом. Передняя конечность по внешнему виду мало похожа на обычную конечность позвоночных. В образовании летательной поверхности принимает участие и кожа. На крыле есть крылышко, которое образовано несколькими (чаще четырьмя) очень мелкими маховыми перышками, сидящими на 1-м пальце, который способен приподниматься, отделяя крылышко от остальной поверхности крыла. При крутых подъемах угол атаки крыла увеличивается, под крылом образуются неблагоприятные для полета завихрения воздуха. Птица оттопыривает крылышко, пропуская через образующуюся щель поток воздуха, и это позволяет ей увеличивать угол атаки крыла без уменьшения его подъемной силы.

Задние конечности ходильные, с короткой и мощной бедренной костью. Малая берцовая кость срастается с большой, к которой прирастает верхний ряд костей предплюсны.

Нижний ряд элементов предплюсны образует одну кость - цевку (она имелась у двуногих динозавров). На ногах птиц от четырех до двух пальцев.

Долгое время развитие птиц сдерживалось летающими ящерами, но, в конце концов птицы победили и после вымирания архозавров заселили всю Землю, дали множество форм и сейчас находятся в состоянии расцвета. Сейчас на Земле живет около 8600 видов птиц, представленных не менее чем 100 млрд. особей. Расцвет этот объясняется прогрессивными признаками птиц, из которых немаловажен покров из перьев.

2. Перо птиц имеет упругий стержень - ствол, конец которого у крупных перьев полый и называется очином в память о тех временах, когда перья очинялись для письма. От ствола отходит опахало, состоящее из множества тонких и узких пластин - бородок, расположенных в одной плоскости с двух сторон стержня. На этих бородках первого порядка находятся бородки второго порядка, а они снабжены микроскопически мелкими крючочками. Эта конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Перьевой покров легок, плохо проводит тепло и придает телу птицы обтекаемость.

Различают несколько видов перьев. Контурные перья налегают друг на друга в виде черепицы, образуя вокруг тела птиц покров, иногда очень твердый и прочный (у глухаря его не всегда пробивает охотничья дробь). Под контурными перьями лежат мягкие пуховые перья. Стержень у них короткий, бородки не сцеплены друг с другом. Также есть перья, совмещающие в себе особенности контурных перьев и пуха - полупух. В разных частях туловища контурные перья имеют различную форму и неодинаковые размеры. Самые крупные и крепкие перья - на крыльях птиц, это маховые перья. Маховые перья имеют несимметричные опахала. Более широкое опахало одного пера прикрывает узкую часть опахала другого пера. Маховое перо несколько вогнуто с нижней стороны, что не позволяет ему сгибаться снизу вверх.

Рулевые перья, составляющие хвостовое оперение, получили свое название потому, что раньше хвосту придавалось значение руля. Но, как выяснилось, хвост только выравнивает движение поворота птицы; рулят птицы в полете с помощью крыльев, а движение хвоста - не причина, а следствие полета. Но название перьев - рулевые - осталось. Хвост служит птице для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.

 

Перьевой покров легко намокает, поэтому птицы смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной над корнем хвоста. Особенно эта железа развита у водоплавающих.

3. Мощная мускулатура птиц позволяет им летать со скоростью до 160 км/час (у черного стрижа), а в среднем - 50-90 км/час.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: