Название «функциональный» своему подходу дал сам Р. Хартшорн[36]. Мы сохраним это авторское название, хотя, на наш взгляд, его было бы точнее назвать функционально-географическим, поскольку «географическая» основа понимания места у американского географа Р. Хартшорна в его модели явно прослеживается. Согласно его позиции значимыми отличиями одних районов мира от других являются очевидные различия в формах рельефа и менее очевидные различия в их политической организации.
Любое государство как политический субъект, согласно Хартшорну, пытается привести разные регионы государства в единое организованное целое. Это необходимо для установления полного и исключительного контроля во внутриполитических отношениях для создания и поддержания закона и порядка. Для чего необходимо добиться соответствия местных политических институтов политической организации центра.
Р. Хартшорн выделяет три типа регионов:
- регионы, которые более или менее разделенные друг от друга физическими или человеческими барьерами;
|
|
- регионы, которые в большей или меньшей степени расходятся в своих отношениях с внешними государствами;
- регионов, которые различаются между собой по характеру населения, экономическим интересам и политическим взглядам.
Термин «регион» Р. Хартшорн использует для обозначения только области, которая отличается от соседних областей, но отнюдь не означает, что регион – это административная единица. Поскольку государство требует взаимодействия не только от одного региона к другому, но и от центра к периферии. Центр пытается нивелировать центробежный фактор периферии.
Эколого-административные (инвайроментальные) концепции социального пространства.
Развитие крупных административных центров, таких как Чикаго в США, не могли не привести социологов к проблематике городского пространства. Особенно, если учесть тот факт, что в Чикагском университете в 1892 г. возник первый в мире социологический университет, с которого началась институциализация университетской социологии. Основателем Чикагской социологической школы (Chicago School of Sociology) считается Р. Парк[37].
В 1916 г. Р.Е. Парк составил программу социального исследования города Чикаго. Собственный предшествующий опыт работы Парка в качестве репортера предопределили программу и метод его социологических исследований. Он был апологетом метода непосредственного наблюдения и беседы на улицах, в барах, в холлах шикарных гостиниц.
Чикагская школа разработала в качестве особой техники включенное наблюдение. В ней применялась расширенная антропологическая модель в отношении к группам и окружению в обществе, в котором жил сам исследователь. Появились три принципа чикагской социологической школы:
|
|
1) изучать людей в естественном окружении или ситуации;
2) изучать людей посредством прямого взаимодействия с ними;
3) достигать понимания социального мира и делать теоретические заключения о перспективах членов группы[38].
Центральной темой исследования Чикагской социологической школы была социология города, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамках экологической социологии (environmental sociology).
Районы городов рассматриваются как «естественные ареалы»: они естественны потому, что никем не спланированы. При этом дается точное инструментальное определение ареала: он характеризуется 1) численностью и расовым составом населения, которое его занимает, 2) условиями, в которых оно живет, 3) привычками, обычаями и поведением, которые оно представляет[39].