Темы практических занятии на весь семестр
Тема 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ДИСКУССИИ ВОКРУГ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
План
1. Восточные славяне и их соседи в древности: этногенез славян; возникновение восточной ветви славянства; социально-экономический и общественно-политический строй восточных славян (найти все, что есть в учебниках, интернете и дополнительной литературе).
2. Иностранные авторы о славянах и русах. (Для ответа на вопрос взять Орлов А.С. и др. «Хрестоматия по истории России». Если нет в абонементе, то в читальном зале или электронный вариант и: прочитать и выписать, что писали про славян иностранные авторы (кто такие славяне? как выглядели? как одевались? вооружение, образ жизни, похоронные обряды и т.д.).
3. «Повесть временных лет» о славянах, варягах, становлении государственности у восточных славян, характер древнерусского государства (Далее, в этой же хрестоматии найти Повесть временных лет и из нее выписать все, что касается истории славян до 862 года (откуда, куда пришли, по каким рекам расселились и какие названия племен, легенду о городе Киеве, легенду о призвании варяг).
|
|
4. Политика первых киевских князей (Здесь, как дополнительный источник конспект статьи Горского А.А. ОБЯЗАТЕЛЬНО знать про 4 источника: Трактат Константина Багрянородного, Книгу путей и странствий, Договор с Византией и Кембриджский документ).
5. Норманнская теория и ее критика (Когда возникла? Кто автор? В чем суть теории? Антинорманисты).
Источники
Прокопий Кесарийский о славянах и антах / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С.6-7.
Маврикий Стратег о славянах и антах / Там же. - С. 7-8.
О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX в. Ибн Хордадбеха) / Там же. - С. 8-12.
Повесть временных лет / Там же. - С. 13-30.
Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов. Русь в первой половине Х века // Вопросы истории. – 1999. - №8.
Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Уч. пособие. М., 2004. – 1.8; 2.1.
http://www.hronos.km.ru/dokum/povest.html - полный текст ПВЛ.
http://clarino2.narod.ru/rubakov.htm - Б.А. Рыбаков «Откуда есть пошла Русская земля».
Методические рекомендации
При подготовке к семинару особое внимание уделите изучению опубликованных в «Хрестоматии» фрагментов ПВЛ, иностранных известий о славянах и Руси. Именно на их чтении и комментарии будет строиться разбор 2-3 вопросов. При работе с ПВЛ, другими источниками постарайтесь представить себе не только то, о чем они рассказывают, но и то, почему и как они это делают. Подумайте, насколько и в чем именно историк может им доверять. Знание литературы также необходимо, прежде всего, для того, чтобы представлять себе разные версии, концепции ранней истории славянства, Руси и их аргументацию
|
|
Тема 2. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ И ОПРИЧНИНА – ДВА ПУТИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ?
План
1. Положение Руси к середине XVI в. Государство единое и централизованное. (дать характеристику личности Ивана Грозного и положению государства)
2. Основные общественные силы и их политические интересы (бывшие удельные князья, боярство, дворянство, церковь).
3. Реформы Избранной Рады (по Хрестоматии).
4. Опричнина, ее причины и социально-политический смысл.
Источники
Восстание 1547 г. в Москве / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С.110-112.
«Пискаревский летописец» о деятельности Адашева и Сильвестра / Там же. – С. 112.
«Избранная тысяча» / Там же. – С. 113.
Ограничение местничества / Там же. – С. 113-114.
Учреждение стрелецкого войска / Там же. – С. 114.
Создание дворянского ополчения / Там же. – С. 115.
Судебник 1550 г. / Там же. – С. 115-118.
Стоглавый Собор / Там же. – С. 118-121.
Отмена кормлений / Там же. – С. 121-122.
Курбский А.М. История о Великом князе Московском / Там же. - С. 122-125.
Учреждение опричнины / Там же. – С. 125-130.
Методические рекомендации
Начните с выяснения определений «единое» и «централизованное» государство, характеристики основных сил политического процесса: короны, церкви, боярства, дворянства, их интересов. Насколько местничество и кормления содействовали (препятствовали) централизации, какие причины вызвали реформы Избранной рады и переход к опричнине. Чьим интересам соответствовала политика Рады, опричнины? Против кого был направлен опричный террор? Каковы основные результаты опричнины? Каковы общие итоги царствования Ивана Грозного?
Тема 3. ЛИЧНОСТЬ И РЕФОРМЫ ПЕТРА I
План
1. Причины петровских реформ, личность Петра в трактовке С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.
2. Петр I и его реформы. Провозглашение России империей:
а) военная реформа и реформы государственного управления;
б) преобразования в экономической и социальной сферах;
в) преобразования в культуре и быту.
3. Особенности российской модернизации. Роль Петра I в отечественной истории, оценки значения петровских реформ.
Ключевский В.О. Сочинения. – Т.IV. - М., 1989. - Курс русской истории. – Лекция XL. – C.27-44; Лекция LXVIII. – С.183-204.
Соловьев С.М. Сочинения. – Кн.VII. – М., 1991. – История России с древнейших времен. – Т.13. – Гл.1. – Нравы и обычаи. – Поворот на новый путь. - С.122-130; Т.14. – Гл.2. – Значение Петра и совершенного им переворота. - С.425-430.
Причины петровских реформ, личность Петра в трактовке С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Сделать таблицу:
Соловьем С.М. о реформах Петра I | Ключевский В.О о реформах Петра I |
1. | 1. |
Источники
Датский посланник Юст Юль о Петре / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 159-161.
Указ о единонаследии / Там же. – С. 166.
Указ о покупке к заводам деревень / Там же. – С. 168-169.
О сборе подушных и оброчных денег / Там же. – С. 169.
Акт о поднесении Петру I титула императора Всероссийского / Там же. – С. 170.
Учреждение губерний / Там же. – С. 172.
Табель о рангах / Там же. – С. 173-174.
Из воинского Устава сухопутного / Там же. – С. 174-175.
О введении нового календаря / Там же. – С. 175-176.
Основание Академии наук / Там же. – С. 176-180.
Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов / Там же. – С. 180-185.
Методические рекомендации
Первый вопрос носит по существу теоретический характер. Признаем ли мы объективность исторического процесса или допускаем, что история может твориться по произволу. «Внутри» вопроса «спрятана» еще одна важная проблема - проблема причин петровских преобразований. Изучение работ Соловьева и Ключевского позволит представить два принципиально разных подхода к ней. Исключительно на сравнении мнений и оценок Соловьева, Ключевского, Милюкова должно строить ответ на третий вопрос. Если ставить его предельно резко, то звучать он будет так: является ли Петр революционером в русской истории или нет? Подумайте и над вопросом о том, был ли он «европейцем» на русском троне или являлся деятелем глубоко русским по существу.
|
|
Тема 4. ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
План
1. Причины возникновения идеологии декабризма.
2. Эволюция тайных обществ (Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества).
3. «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева.
4. Восстание 14 декабря 1825 г., восстание Черниговского полка. Причины поражения и историческое значение выступления декабристов.
Найти 5 казненных декабристов и информацию о ссылке декабристов в Сибирь.
Источники
Из проекта Конституции Н.М. Муравьева / Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: проспект, 2012. – С. 246-247.
Из Конституционного проекта «Русская Правда» П.И. Пестеля / Там же. – С. 247-248.
Из рассказа Н.А. Бестужева о расстреле восставших 14 декабря 1825 г. в Петербурге / Там же. – С. 249.
Из воспоминаний герцога Е. Виртембергского о причинах поражения декабристов / Там же. – С. 249-250.