Особенности использования усиленной электронной подписи при электронной переписке между юридическими лицами

Из рассмотренного в п.1) алгоритма действий исключаются позиции, связанные с регистрацией в системе общего пользования. Вместо этого рекомендуется реализовать следующие процедуры:

•      определить цели и специфику документооборота между организацией-отправителем  и организацией-получателем. Заключить между организациями  соглашение или договор, в котором определяются и регламентируются операции и состав документов с электронной подписью, передаваемых в электронном виде;

•      совершить обмен сертификатами ключей проверки электронной подписи лиц, документы за подписью которых будут передаваться между организациями. Получить такие сертификаты партнеры могут не только друг от друга, но и от удостоверяющего центра, осуществившего выпуск данных сертификатов;

•      выпустить внутренние инструкции, регламентирующие порядок передачи и приема электронных документов другой организации, включая порядок проверки электронной подписи полученных документов и действия в случае выявления факта внесения изменений в документ после подписания его электронной подписью.

При электронном обмене между органами государственной власти названные процедуры излишни, поскольку считается, что эти вопросы отрегулированы уже постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. № 111, которым  утверждены «Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой».

Использование простой электронной подписи в системе общего пользования.

Если физическое или юридическое лицо для осуществления своей деятельности должно стать участником информационного взаимодействия в информационной системе общего пользования (в целях пользования услугами органов государственной власти и по другим основаниям), и в этой системе для реализации информационного взаимодействия допускается применение простой электронной подписи, то может быть рекомендован следующий алгоритм действий:

1. При наличии соответствующей технической возможности заинтересованное лицо (далее – отправитель) регистрируется в системе общего пользования в соответствии с установленными правилами с использованием системного веб-ресурса, предоставляя необходимую информацию. По результатам регистрации отправителю автоматически предоставляется ключ, сформированный с использованием сервиса генерации ключа.

2. При отсутствии процедуры регистрации отправитель обращается в инфраструктурный элемент системы общего пользования, обозначаемый как оператор выдачи ключа путем подачи заявления в электронной форме или явке к нему на прием лично. Оператор выдачи ключа осуществляет создание ключа с использованием сервиса генерации ключа и/или иных средств на основе предоставляемой ему отправителем ключевой информации.

Примечание. При реализации п.п. 1 и 2 отправителю, наряду с ключом, передаются правила использования простой электронной подписи и, возможно, сервисы для проверки подлинности простой электронной подписи получателя, которую он использует при направлении отправителю ответа.

3. Отправитель принимает участие в информационном обмене в системе общего пользования, направляя получателю электронный документ, подписанный простой электронной подписью.

4. Проверка подлинности простой электронной подписи, которой подписан электронный документ, осуществляется получателем с использованием соответствующего сервиса. При этом оператор регистрирующего ресурса или оператор выдачи ключа предоставляет получателю автоматический доступ к ключевой информации в целях проверки подлинности простой электронной подписи.

5. В случае если результат проверки простой электронной подписи положителен, получатель примет к исполнению электронный документ, направленный ему отправителем. В большинстве случаев это связано с направлением получателю ответа, подписанного либо усиленной, либо простой электронной подписью адресата.

6. Проверка усиленной подписи адресата может осуществляться отправителем самостоятельно в порядке, идентичном порядку, изложенном выше в п. 1). Проверка простой электронной подписи адресата осуществляется отправителем с использованием сервиса для проверки подлинности простой электронной подписи получателя, предоставленного ему информационной системой общего пользования.

7. В случае если в результате проверки простой подписи отрицательны получатель в течение установленного в системе общего пользования количества дней со дня завершения проведения проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению электронного документа и направляет отправителю уведомление об этом в электронной форме. Такое уведомление подписывается усиленной, либо простой подписью получателя и направляется отправителю одним из принятых в системе способов.

8. После получения уведомления отправитель вправе повторно направить адресату электронный документ, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме к рассмотрению первичного обращения.

В следующем (шестом) разделе настоящей дисциплины будут рассмотрены иные схемы применения электронной подписи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: