Задание 49. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный вариант ответа

1. Понятие «функциональный стиль речи» связано …

а) с модой на использование тех или иных языковых средств; б) с индивидуальной авторской манерой; в) с функцией языка, характерной для определенной сферы человеческой жизни.

2. Каждый функциональный стиль включает в себя …

а) нейтральные языковые средства и средства, типичные для данного стиля; б) любые языковые средства, способные передать мысль автора; в) только специально отобранные языковые средства, типичные для данного стиля.

3. Традиционно выделяется …

а) 4 функциональных стиля; б) 5 функциональных стилей; в) 6 функцио-нальных стилей.

4. Для разговорного стиля характерны …

а) спонтанность, точность, образность; б) образность, лаконичность, декларативность; в) выразительность, спонтанность, неофициальность.

5. Для научного стиля характерны …

а) точность, стандартизованность, аргументированность; б) логичность, точность, аргументированность; в) унифицированность, спонтанность, убедительность.

6. Для официально-делового стиля характерны …

а) стандартизованность, безличность, императивность; б) точность, лаконичность, неофициальность; в) унифицированность форм, убедитель-ность, выразительность.

7. Для публицистического стиля характерны …

а) выразительность, образность, неофициальность; б) спонтанность, убедительность, безличность; в) выразительность, убедительность, возможность смешения языковых средств разных стилей.

8. Стилистика – это …

а) наука, изучающая особенности литературного языка; б) наука, изучающая словарный состав языка; в) наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста; г) наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

9. К жанрам научной речи относятся …

а) монография, аннотация, статья, рецензия; б) тезисы, очерк, учебник, постановление; в) доклад, статья, репортаж, инструкция.

10. К жанрам официально-деловой речи относятся …

а) постановление, приказ, заявление; б) словарь, письмо-запрос, инструкция; в) докладная записка, мемуары, договор.

11. К жанрам публицистической речи относятся …

а) рецензия, очерк, заявление; б) инструкция, репортаж, заметка;         в) очерк, реклама, статья.

12. К книжным стилям не относится…

а) публицистический стиль; б) разговорный стиль; в) научный стиль;  г) официально-деловой стиль.

 

Задание 50. Запомните правильное произнесение следующих слов.

Балов á ть – бал ý ю, избал ý ешь, побал ý ют, не бал ý йся; бал ó ванный.

Пломбиров á ть – запломбир ý ешь, запломбир ý ем, опломбир ý ю, пломбир ý ют; пломбир ó ванный.

Премиров á ть – премир ý ют, премир ý ем, премир ý ете; премир ó ванный.

Нормиров á ть – нормир ý ют, нормир ý ете; нормир ó ванный; нормир ó ван.

 

Задание 51. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

К нарастающ…й бур..., в последн...м письм...; вчерашн...м впечатлени...м, перед виднеющ...йся деревн...й; под скрипуч...м ясен...м, о тончайш…м искусств...; в звучащ...й реч..., на развевающ...мся знамен….

Р...птать, прик...снуться, гр...мадный; соб...рут, св...детельство, выт...рать, обл...денение, с...луэт; г...потеза, зач...рстветь, зап...реть.

Пр...творить в жизнь, пр...секать попытки, пр...светлый; видеос...ёмка, в...ются, кар...ерист; без...скусный, дез...нформация, без...сходная; ра...долье, во...дать, ра...фасовать.

 

Задание 52. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.

Верблюды могут долго обходиться без пищи и что особенно важно они несколько дней могут не пить. Ученые долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. Недоказанными оказались предполажение о том что удерживает воду желудок животного а пьет верблюд много и быстро за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды и предположение что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир ведь «сгорая» он дает воду и таким образом предохраняет организм от обезвожевания. Оказалось что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счет воды терять до четверти массы своего тела при этом в крови влага удерживается в значительно большем колличестве чем у других животных.

 

 

Тема 4. Культура речи

 

Справочные материалы

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Ортология (греч. orthos правильный + logos – учение, слово) – учение о правильности, нормативности речи.

Культура русской речи включает в себя три основных аспекта: нормативный, коммуникативный, этический.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности и иное; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.). Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

Очень важно для культуры речи понятие речевой культуры. Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная речевая культура – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присущи строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная речевая культура характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры являются большинство образованных жителей городов; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный типы речевой культуры объединяют тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно-разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты» как обращение независимо от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

Уровень речевой компетенции человека, его речевую культуру отражает языковой паспорт говорящего – это та информация, которую слушатель получает о говорящем, слушая его речь; типовые параметры личности: образование, профессия, уровень культуры, возраст, пол темперамент, физическое состояние и др.

Задания

 

Задание 53. Укажите, какому из аспектов культуры речи соответствуют приведенные ниже определения:

1) владение нормами русского литературного языка; 2) соблюдение этических норм речевого общения и владение нормами русского речевого этикета; 3) умение эффективно пользоваться средствами языка в зависимости от сферы, ситуации, условий и задач общения.

 

Задание 54. Нормы русского языка отражены в словарях и грамматиках русского языка. Подготовьте доклад на одну из тем: «Виды словарей», «Словари русского языка», «Пометы в словарях русского языка».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: