К вопросу о принятии федерального конституционного закона

 «О Конституционном Собрании РФ»

Аннотация: В данной статье рассмотрены отрицательные и положительные стороны законопроектов «О Конституционном Собрании РФ», причины по которым они были не приняты. Нами были обозначены трудности принятия данного федерального конституционного закона и необходимость его принятия.

Ключевые слова: пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, законопроекты, Конституционное Собрание РФ, всенародное голосование.

Согласно действующей Конституции если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 данного документа будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Данное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый проект, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование[84]. Прошло уже больше 25 лет, а данный федеральный конституционный закон так и не был не принят. Хотя проектов данного закона было 11: из них четыре не рассматривались в Государственной Думе, а семь проектов поступили в Думу и были ею отклонены.

Проанализировав законопроекты, мы выяснили, что в представлении авторов существует три пути формирования Конституционного Собрания: избрание народных представителей, формирование Собрания на должностном и статусном принципе, и третий, который объединяет первые два подхода.

Избрание народных представителей мы видим в проектах Румянцева[85] и Ковалёва[86]. Однако этот вариант противоречит Конституции, где указано, что должен проводиться созыв Конституционного Собрания, а не его выборы.

Второй путь – это формирование Собрания на должностном и статусном принципе. Почти во всех проектах в состав Конституционного Собрания входит Президент России, а в одном варианте еще и бывшие Президенты[87], представители Федерального Собрания, Правительства, от судебной власти. В двух вариантах предлагают пригласить Генерального прокурора РФ или двух членов, которые будут представлять Генеральную прокуратуру[88]. Было одно предложение ввести в состав Собрания Председателя Центральной избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов Общественной Палаты, а также представителей государственных академий наук или просто ученых-юристов. Есть в Собрании и представители от субъектов РФ[89]. Если принять принцип формирования Конституционного Собрания, то тогда снижается роль принципа выборности при формировании Собрания и повышается значение Федерального Собрания и Президента РФ при пересмотре Конституции, что явно противоречит основному закону. Да, и еще придется вносить изменения в их должностные функции и вносить изменения и дополнения в ряд действующих нормативных правовых актов.

Третий пути формирования самый оптимальный, так как он стремится объединить первые два подхода к формированию Собрания. Этот вариант лучше всего представлен в проекте С.А. Авакьяна[90]. Но и это вариант не идеален, так как в Конституции РФ указано, что должен проводиться созыв Конституционного Собрания, а не его выборы.

Нет определенности и о том, какой статус будет у Конституционного Собрания. Так, в одних законопроектах его статус не определен, а в других он получает статус представительного и законодательного органа власти, хотя это противоречит Конституции, где указано, что таким органом является Федеральное Собрание. И только в проекте Авакьяна Собрание получает статус Учредительного Собрания.

Собирается Собрание либо на один год, либо на 6 месяцев. Собрание самостоятельно принимает проект Конституции или выносит его на всенародное голосование. Все решения Собрания принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Проект С.А. Авакьяна, на наш взгляд, является самым компромиссным по сравнению с другими. Он не окрашен красками идеологии, так как автор проекта – ученый-правовед, доктор юридических наук, специализирующийся на конституционном праве, находящийся вне политики.

Целью принятия законопроекта «О Конституционном Собрании» является устранение пробела в Конституции, а также создание правовых условий для того чтобы пересмотреть защищенных положения Конституции и принять новую Конституции РФ. Принятие данного закона «О Конституционном Собрании» даст возможность полноценного конституционного реформирования и качественного государственного строительства.

Сульжук Александра Николаевна
Ученица 9 «В» класса

МБОУ СОШ №83 г. Краснодар

Научный руководитель: Вислогубова Л. Л.

Учитель истории и обществознания, высшей категории

МБОУ СОШ №83 г. Краснодар



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: