Для эффективного освоения курса целесообразно проводить семинарские (практические) занятия в следующих формах:
– деловые игры;
– семинары-конференции с заслушиванием докладов (сообщений) и содокладов, подготовленных студентами по тематическим вопросам, нуждающимся в углубленном изучении;
– семинары-дискуссии по проблемам и вопросам теории организации;
– анализ конкретных ситуаций, связанных с деятельностью современных государственных, муниципальных и коммерческих организаций;
– составление словарей (глоссариев), структурно-логических схем, таблиц по определенным темам.
Раздел 1. Теоретические основы стратегического менеджмента
Тема 1.1. Введение в стратегический менеджмент
Вопросы для обсуждения
1. Что такое «стратегия»? В чём сущность стратегического менеджмента?
2. Каковы предпосылки возникновения и развития стратегического менеджмента в России и зарубежом?
3. Охарактеризуйте этапы развития стратегического менеджмента.
4. Как соотносятся понятия «стратегия», «программирование», «прогнозирование», «планирование», «проектирование»?
5. Что сегодня вынуждает руководителей фирм рассматривать деятельность компании в стратегической перспективе?
6. Что является предметом стратегического менеджмента?
7. Каковы функции стратегического менеджмента и механизмы их реализация?
8. Порассуждайте, как могут соотноситься подходы к выполнению задачи по разработке стратегии с жизненным циклом организации и видами организационных структур?
9. Применение стратегического управления в государственном и муниципальном менеджменте.
Творческие и письменные задания
1. Заполните таблицу: «Сопоставление стратегического и оперативного управления»
Студенты, относящиеся к 1 варианту, заполняют таблицу по первым шести сравнительным признакам. Студенты, относящиеся ко 2 варианту, заполняют таблицу по следующим или оставшимся шести сравнительным признакам. 2. Ответьте письменно на следующий вопрос. Известный специалист в области стратегического менеджмента И. Ансофф утверждает, что «стратегия – понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих». Почему же тогда предприятия занимаются разработкой стратегии? 3. Постройте классификации факторов определяющих стратегию организации по следующим основаниям (по сфере возникновения; по природе возникновения; по возможности прогнозирования; по масштабам распространения влияния фактора; по степени открытости). Проследите на примере конкретной организации влияние и действие этих факторов. Возможные организации для анализа: «Газпром», «Мегамарт», «Мегафон», «УралВагонЗавод», «Кировский», «Ростелеком», «Google» и др. |
Литература
1. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. М.: Генезис, 2011. 848 с.
2. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. (ГРИФ). М.: Инфра-М, Норма, 2009. 544 с.
3. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения: Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2009. С. 311 – 338.
4. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров. М.: Омега-Л. 2012. с. 496
5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. С. 6 – 19.
6. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: КноРус, 2012. 496 с.
7. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2012. С. 10 – 32.
8. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Ф.Л. Шарова. М.: МИЭП, 2007. С. 55 – 59.
9. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. Сызрань: Изд-во «Самар. гос. техн. ун-т.», 2010. С. 5 – 31.
10. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 320 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. (Рек. МО). М.: Дело, 2008. С. 7 – 21.
12. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
Тема 1.2. Основные школы стратегического менеджмента
1. Раскройте суть школ стратегического планирования по Г. Минтцбергу.
2. Определите отличительные черты Школы дизайна, Школы планирования и Школы позиционирования.
3. Какие модели стратегического менеджмента Вы знаете? Охарактеризуйте оптимальные условия применения этих моделей управления.
Творческие и письменные задания
Заполните таблицу: «10 школ стратегического планирования по Г. Минтцбергу»
№ | Название школы | Суть процесса стратегического менеджмента |
1. |
Студенты, относящиеся к 1 варианту, заполняют таблицу по следующим школам стратегического менеджмента: Школа дизайна. Школа планирования. Школа позиционирования. Школа предпринимательства. Когнитивная школа.
Студенты, относящиеся ко 2 варианту, заполняют таблицу по следующим школам стратегического менеджмента: Школа обучения. Школа власти. Школа культуры. Школа внешней среды. Школа конфигурации.
Литература
1. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. С. 15 – 20; С. 32 – 46.
2. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2011. 224 с.
3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Под общ. ред. Ю. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. 330.
4. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. Учебник. М.: КноРус, 2012. 496 с.
5. Слиньков В.Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. Практические рекомендации. Учеб. пособие. М.: Дакор, КНТ, 2008. 384 с.
6. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2005. С. 32 – 41.