Социальные и психолого-педагогические условия учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся

К социально-педагогическим условиям, на наш взгляд, относятся:

 

Высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей исследовательской деятельности обучающихся.

Педагогическое мастерство учителя, которое все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяет учителю эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся [Никитина 2002: 43]. «Преподаватель может обеспечить формирование искомых качеств у учащихся, если обладает ими сам» – утверждает И.В. Павлова [Павлова 2006: 262].

Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности учащихся является внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога.

Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся.

Это условие можно реализовать в процессе активной работы учащихся в НОУ. Оно может иметь свое название, эмблему, девиз, свою структуру, но данная форма организации исследовательской деятельности не имеет четких требований и ограничений, она является продуктом творчества её руководителя.

Применение нетрадиционных методик в обучении.

В процессе формирования опыта исследовательской деятельности в организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит проблемному обучению, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих технологий.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения.

5.Спецкурсы по основам исследовательской деятельности (факультативы, творческие семинары).

Индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов.

На основе данных ряда других источников, а также анализа образовательной практики нами были выделены педагогические условия:

1) необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства учителей-предметников через функционирование лаборатории педагогов, мотивированных к преподаванию элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности»;

2) учет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических групп, а именно структуры их способностей, познавательного интереса, мотивации.

3) организация процесса обучения учащихся происходит с использованием средств дидактического обеспечения:;

4) еще одним педагогическим условием при организации исследовательской деятельности учащихся является реализация модели субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика. Учителя предметники выстраивали взаимодействие с учащимися при вовлечении их в исследовательскую деятельность, создавая творческую среду, атмосферу психологического комфорта, сотворчества и сотрудничества.

В ходе исследования установлено, что в последнее время внимание ученых было обращено на разработку различных аспектов организации исследовательской деятельности учащихся (В. И. Андреев, А. В. Леонтович, А. А. Лебедев, Е. В. Набиева, А. С. Обухов, А. И. Савенков, Е. В. Титов, Л. Ф. Фомина, А. В. Хуторской и др.).

Динамизм социально-экономических преобразований в России, характеризуемый сложностью и неоднозначностью процессов, происходящих на рынке труда, создает предпосылки для качественного изменения подготовки выпускников общеобразовательных школ к успешному вхождению в социальный и профессиональный мир, к выбору будущей профессии.

К психологическим условиям, на наш взгляд, относятся:

Формирование у обучающихся мотивации к исследовательской деятельности.

Реализация этого условия может осуществляться в том числе и с помощью лекций по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, как для учащихся, так и для самих учителей, популяризации успехов учащихся, встреч с учеными, проведени школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и системы поощрений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: