Расчет стоимости этнографических туров по Республике Хакасия

Любая работа должна приносить не только радость, но и прибыль. Нерентабельные производства прогорают и закрываются. В связи с этим и туристская фирма должная позаботиться о своей рентабельности. Необходимо так рассчитать цену на туристский продукт, чтобы окупить основные затраты и не превысить уровень среднерыночной цены на аналогичные продукты.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы продукции.

В данном пункте научной работы рассчитана стоимость разработанных программ обслуживания туристов в Республике Хакасия (таблицы 2, 3, 4)

 

Таблица 2

Калькуляция тура «Под открытом небом Хакасии» на группу 10 человек

№ п/п

Наименование калькуляционных статей

Показатели

В%

В стоимостном выражении

На группу 10 чел. На человека
1

Транспорт

  10000 1000
2

Проживание

  10000 1000
3

Питание

  32000 3200
4

Экскурсионное обслуживание

  3800 380
5

Страховка от несчастных случаев

  11000 1100

Итог прямых затрат

66800 6680

5

Косвенные расходы туроператора 5% 3340 334

6

Полная себестоимость   70140 7014

7

НДС 20% 13360 1336

8

Прибыль 10% 6680 668

9

Полная стоимость тура   90180 9018

Дополнительные платные услуги

10

Уголь для мангала «Изербельский ключ»

150р./ 10л.

11

Аренда бани «Изербельский ключ» на 3ч

2100

12

Пользование душевой «Изербельский ключ»

200

13

Аренда веранды кафе «Изербельский ключ»

300

14

Сибирская баня в п. Шушенское «Новая деревня» до 5чел.

1500р/1час.

           

 

 

Таблица 3

Калькуляция тура «От рассвета до заката» (КŸН ТУРFАНЫНАⱧ КŸН ХОНFАНЫНА) на группу 10 человек

№ п/п

Наименование калькуляционных статей

Показатели

В%

В стоимостном выражении

На группу 10 чел. На человека
1

Транспорт

  15000 1500
2

Проживание

  55500 5550
3

Питание

  48000 4800
4

Экскурсионное обслуживание

  9900 990
5

Страховка от несчастных случаев

  11000 1100

Итог прямых затрат

139400 13940

5

Косвенные расходы туроператора 5% 6970 697

6

Полная себестоимость   146370 14637

7

НДС 20% 27880 2788

8

Прибыль 10% 13940 1394

9

Полная стоимость тура   188190 18819

Дополнительные платные услуги

10

Аренда мангала на озере Шира

700

11

Аренда бани на озере Шира

300р/ 1час.

12

Аренда бани на юрточном комплексе «Скалки»

1000р/ 1час.

13

Дрова или уголь для мангала на юрточном комплексе «Скалки»

300р. 1 комплект.

           

 

 

Таблица 4

Калькуляция тура «Заветными тропами» на группу 10 человек

№ п/п

Наименование калькуляционных статей

Показатели

В%

В стоимостном выражении

На группу 10 чел. На человека
1

Транспорт

  32500 3250
2

Проживание

  144000 14400
3

Питание

  80000 8000
4

Экскурсионное обслуживание

  38900 3890
5

Страховка от несчастных случаев

  11000 1100

Итог прямых затрат

306400 30640

5

Косвенные расходы туроператора 5% 15320 1532

6

Полная себестоимость   321720 32172

7

НДС 20% 61280 6128

8

Прибыль 10% 30640 3064

9

Полная стоимость тура   413640 41364

Дополнительные платные услуги

10

Аренда бани на базе отдыха «Снежный барс»

500р./ 1час

11

Катание на лошади на базе отдыха «Снежный барс»

100р./10мин.

12

Рыбалка не реке Она на базе отдыха «Снежный барс»

500р./ чел.

13

Аренда мангала с дровами на базе отдыха «Снежный барс»

200р./ 1комплект.

 

14

Аренда бани на базе отдыха Ергаки

1200р./ 1час.

15

Аренда бани на базе отдыха Таловка

3000р./ 3часа.

           

 

Выводы по 3-й Главе

Подведя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что туристские фирмы «Diskovery», «СаяныЭкоТур» и «Санрайз» использует множество программ для стимулирования сбыта, направленных на приобретение новых клиентов, побуждению туристов к приобретению услуг и «подталкивание» туристов к покупке. Однако туристский рынок постоянно меняется и программа реализации часто может быть неоправданной, в связи с чем, для достижения желаемой эффективности необходимо своевременно проводить анализ стимулирования сбыта: проводить опросы среди туристов, сравнительный анализ объектов изменения объемов продаж туристских услуг.

Проведя анализ среди продуктов, представленных различными туристскими компаниями можно с уверенностью сказать, что все турфирмы, которые специализируются на турах по Хакасии и в частности на этнографических турах, имеют высокий уровень обслуживания туристов и широкий спектр различных туристских продуктов. Исходя из вышесказанного можно с уверенностью сказать, что разработанные туры «От рассвета до заката», «заветными тропами» и «Под открыты небом Хакасии» могут спокойно конкурировать с выше перечисленными турфирмами.


 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 


 

Приложение 3


 

Приложение 4


 

Приложение 5


Приложение 6

 


 

Приложение 7

 

Саяно-Шушенская гидроэлектростанция имени П. С. Непорожнего — крупнейшая по мощности электростанция в России, 14-я — среди действующих гидроэлектростанций в мире (на февраль 2018 г.). Расположена на реке Енисее, на границе между Красноярским краем и Хакасией, у посёлка Черёмушки, возле Саяногорска. Является верхней ступенью Енисейского каскада ГЭС. Уникальная арочно-гравитационная плотина станции высотой 242 м — самая высокая плотина России и одна из высочайших плотин мира. Название станции происходит от названий Саянских гор и расположенного неподалёку от станции села Шушенское, широко известного в СССР как место ссылки В. И. Ленина.

Далее идет осмотр Майнской ГЭС, где так же будет предложена история строительства гидроэлектростанции. Майнская гидроэлектростанция — на реке Енисей в Хакасии, у посёлка Майна. Входит в Енисейский каскад ГЭС. Майнская ГЭС является контррегулятором Саяно-Шушенской ГЭС, сглаживая колебания уровня воды в Енисее, возникающие при смене режимов работы этой мощной ГЭС. Одним из основных региональных потребителей электроэнергии МГЭС является Саянский алюминиевый завод, принадлежащий ОАО РУСАЛ. При ГЭС организовано форелевое хозяйство, где за отдельную плату можно самому порыбачить и купить рыбу которую поймали.


 

Приложение 8

 

Первая легенда называется «Гора небесной радуги (Тигир Хуры)»

По хакасскому поверью, тот, кто пройдет под радугой, станет веч­но молодым. Он станет долгожителем. Нужно три раза обежать вокруг, «взвалив на себя радугу». Не каждый сможет пройти под радугой, а только обладающий особым счастьем. Бесталанный человек не сможет «взвалить на себя радугу». Однако, согласно представлениям наших предков, если мужчина пройдет под радугой, то превратится в женщину, а женщина - в мужчину.

Одна женщина решила стать мужчиной. «Довольно с меня мытарства по домашним делам. Мужчине хорошо, он является главой семейства, пьет араку, гуляет. Стану я мужчиной, - решила женщина. - Если я прой­ду под радугой, то стану мужчиной, стану вечно молодой».

Теперь она стала ждать появления радуги. Однажды после сильного ливня над степью поднялась большая радуга, протянувшаяся от горы до горы. Женщина ринулась к ней. Но чем больше она бежала, тем дальше радуга отодвигалась от нее. Никак не может настичь. «Не уйдешь от меня!» - воскликнула упорная женщина. Она вернулась домой, оседлала коня и опять бросилась навстречу радуге. Она семь дней и ночей скакала, чтобы настичь радугу. В конце концов она достигла высокого хребта Ул- генниг-сын, где от изнеможения упала и превратилась в один из тасхылов Божественного хребта. С тех пор эта гора стала называться «гора Небесной радуги» (по-хакасски «Типр хуры») в память о женщине, захотевшей «взвалить на себя радугу».

Вторая легенда называется «Камни войны (Чаа Тас)»

Уйбатская степь была местом крупных побоищ. Под горой Сагыр- хая, в устье речки Хойза имеется озеро Чазы-кёль. От озера Чазы- кёль до холма Чазы-сорах протянулись каменные кладку в виде брустверов, называемые хакасами «изрек тас». Во времена монгольских войн наш народ поставил эти брустверы «изрек тас» в качестве крепости.

Пришедшие со стороны Монголии войска взяли в кольцо Уйбатскую степь, окружили наш народ. Один отряд монгольского войска, появившись со стороны реки Уйбат, укрылся за курганом у озера Хызыл-кёль. Другой отряд, подойдя с востока к верховьям Биджи, встал за холмом Узун-хыр.

Наши богатыри повели с ними бой, скрываясь за крепостью «изрек тас». Выламывая каменные глыбы, они бросали их во врагов. Камни, брошенные богатырями, воткнулись в землю и стали называться камнями войны - «чаатас». Так, рядом по Уйбату за озером Хызыл-кёль есть чаа- тас, в верховьях Биджи, за холмом Узун-хыр тоже имеется чаатас, в долине Ташебы, около аала Сапогов появился чаатас.

Бросая камни войны, богатыри не смогли перебить всю монгольскую рать. Погибшие в битве великие богатыри Хоорая сами превратились в каменные глыбы. Их также в народе стали называть чаатасами, т. е. камнями войны.


 

Приложение 9

 

В 1895 году будущий «вождь мирового пролетариата» был арестован за революционную деятельность. Чуть больше года, пока велось следствие, Владимир Ульянов провел в заключении. Он был приговорен к ссылке в далекую Сибирь под негласный полицейский надзор.

Кроме музея в доме, где временно пребывал Ленин в ссылке в Шушенском, здесь стоят постройки 19 века, в которых расположены экспозиции ремесленных искусств: ткачества, охотничьего промысла, деревообработки, гончарная и бондарная мастерские. В этих избах жили и работали крестьяне разных сословий: от бедняков до зажиточных, а также другие ссыльные. Посетив эти дома, можно получить представление не только о быте простых людей того времени, но и узнать, чему они посвящали своё время.

Кроме жилых построек, на территории также расположены волостное правление, тюрьма, питейное заведение, кузница и магазин. Установлено два памятника Ленину, обустроено захоронение участников гражданской войны. Соседствует с ними архитектурный комплекс, который носит название Новая деревня Шушенское. Весь ансамбль зданий часто включают в список, куда входят лучшие музеи русского деревянного зодчества. Общая площадь заповедника – 16 гектар, не считая филиалов в селах Ермаковском и Сизая, где расположены дома Ярыгина, Лепешкинского и Ванеева.

 


 

Приложение 10

 

Каменная стела Ах-Тас расположена на территории музея-заповедника Казановка в центре долины Кюг. Учёные считают, что этой двухметровой стеле четыре тысячи лет. Не менее полутора тысяч лет местные жители используют его в лечебных целях. Исцеляет он далеко не все болезни. Считается, что Ах-Тас помогает при отёках, нарушениях сердечной деятельности, болезнях крови, болях в суставах. Подъезжать близко к камню не рекомендуется. Нужно оставить транспорт в ста метрах от Ах-Таса и идти к нему пешком.

Приблизившись к нему, нужно обойти камень три раза по ходу солнца, "покормить" камень с восточной стороны (бросить монеты, положить пищу). После этого, на несколько секунд прислониться к камню: мужчинам к южной его грани, женщинам к северной. Уходя, поклониться Ах-Тасу. Приезжать часто не рекомендует традиция. Долго задерживаться около камня тоже нежелательно. По утверждениям геофизиков, вся долина пронизана геомагнитными потоками, один из самых мощных расположен как раз вокруг Ах-Таса.

Вполне вероятно, что здесь проводились шаманские обряды, делали жертвоприношения. Скорее всего, скала использовалась шаманами и в повседневной, не связанной с обрядами, жизни. С западной стороны на уровне человеческого роста в скале сквозное отверстие. Эта щель, которую расширяли и выравнивали, точно сориентирована на летнее восходящее солнце. Шаманы подставляли под него свой бубен, чтобы ловить первый луч восходящего солнца. По их представлениям этот луч обладал мощной живительной силой и был способен восстанавливать магическую энергию. Не случайно у хакасов вход жилища всегда смотрит на восток. Это способ очистить своё жилище от всего скверного, оздоровить себя и жилье, это способ обрести животворящее начало.

 


 

Приложение 11

 

Великая Каменная Матерь, Мать матерей, Великая обращенная в камень Хозяйка всего живого. Белая волчица, Великая Богиня Улуг Хуртуях Тас (в переводе с хакасского - Каменная старуха) признана чудом Хакасии. Музей, в котором она живет, является наиболее посещаемым в республике.

Самой каменной стеле «Принадлежит особое место в историко-культурном наследии Хакасии – это самый почитаемый из древних культовых камней республики, ставший символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния всего хакасского народа».

Легенд о Хуртуях Тас несколько, но все они сводятся к жестоким событиям давних лет.

Легенда №1. «Хуртуях Тас была реальной женщиной с мужем и детьми. Во время междоусобицы, семейству пришлось бежать, муж решил отвлечь противника, а жена должна была отправиться с детьми в безопасное место. Быстро с детьми уходить не получалось и мать просила богов, помочь ей сохранить детей и превратили боги детей в бусы. Но когда Улуг Хуртуях Тас добралась, она обнаружила, что нитка порвалась, и все бусины потерялись. Тогда от горя она закричала и запела, пела она так красиво, что боги растрогались (есть вариант, что разгневались) и ее, лишившуюся своих детей, сделали покровительницей детей чужих. Так она и стоит, степная богиня, посреди своей юрты, обращенная лицом на восток, трехметровая статуя из песчаника, рот раскрыт в горестной песне, а на «беременном» животе высечена личина.

Легенда №2. «Однажды в страну хакасов ворвались злые беспощадные враги. Пламя охватило юрты, по земле потекли потоки крови. Жена кагана, предвидя неминуемую гибель мужа, своих сыновей и многих воинов, обратилась к богине Умай со страстной мольбой сохранить народ, дать ему бессмертие. Богиня вняла просьбе женщины и согласилась передать ей на сохранение хут — зародыш будущей жизни хакасов, их силы и энергии. Она наказала женщине сесть на коня, и мчатся прочь, не оглядываясь в пути. «Иначе станешь камнем!» — предупредила она. Но жена кагана не выдержала криков с поля, оглянулась, да так и застыла, превратившись в камень».

Легенда №3. «Строитель мостов, и муж Хуртуях, Сартакпай (по одной из легендарных версий) — популярный у всех народов Саяно-Алтая культурный герой. Сартакпай возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги для вторжения на территорию Хакасии. Усадил Хуртуях и двух своих сыновей на коней Сартакпай. Напутствуя, просил он Хуртуях скакать прочь и, под страхом немедленной смерти, не оборачиваться. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, сыновья же не смогли последовать за ней и погибли в водах бурной реки. Не удержалась Хуртуях, обернулась посмотреть, что случилось с сыновьями. Увидев их гибель, воззвала Хуртуях к богам, моля о справедливости. Боги, внимая ей, обратили Хуртуях в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия».

Так же пройдет обряд подвязывания ленточек Чалама. Чалама - узкие цветные ленты, которые повязываются на деревьях или предметах культового назначения (шаманский бубен и пр.) при исполнении обрядов.

Традиция подвязывания чалама есть у многих народов, не только тюркских. Чалама можно увидеть в Монголии, Непале, Китае. Так, обряд завивания берёзы у русских тоже предполагает подвязывание цветных лент на дерево

Цветовые значения, принятые для чалама:

Белый — удача, благословление Духа

Синий — Великое Небо

Зеленый — Природа

Желтый — Вселенная

Красный — богатство, здоровье

(черные ленты никогда не используются для подношения)

 

Приложение 12

 

"Оглахты", в переводе с Хакасского означает, гора дикого козленка или козлиная гора. В научном плане это — низкогорный широтный моноклинальный горный хребет. Рельеф представляет собой форму вытянутых гряд с несимметричными склонами, пологим и крутым. Находится данный участок на левом берегу Красноярского водохранилища. Участок знаменит еще тем, что на его территории расположено самое крупное в Хакасии местонахождение петроглифов. Так — же имеются курганы различных эпох и средневековая крепость.

 


 

Приложение 13

 

Музей под открытым небом «Большой Салбыкский курган». Среди хакасов бытует легенда, что Салбыкский курган - дело рук великанов. Светловолосые люди огромного роста обладали сверхъестественными способностями. Шаманы говорят, что камни двигались сами. Нечто подобное утверждают и жители острова Пасхи.

 Их исполины тоже передвигались самостоятельно. Это согласуется и с древнегреческими мифами об удивительных представителях легендарной и таинственной страны, располагавшейся в античные времена вдоль берегов Великого Компаса. Английский писатель и историк Т. Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Салбыкский курган входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников.


 

Приложение 14

 

Давным-давно жила на свете девушка Шира, молодая, веселая, необычайной красоты, желанная всеми мужчинами. Был у девушки жених, которого она очень любила, и с нетерпеньем ждала свадьбы. Но в девушку был влюблен злой Дух, и он захотел завладеть девушкой. Ее жених не собирался просто так отдать свою прекрасную невесту в руки Духу, и вызвал его на дуэль. Руки девушки удостоится лишь победитель. Долгой и жестокой была их битва, но, к сожалению, злой Дух оказался сильнее и убил жениха. Девушка Шира впала в отчаянье, она не хотела становиться женой Духа. Тогда девушка пошла просить о помощи свою мать Солнце. Мать Солнце сжалилась и превратила прекрасную девушку в озеро. А ее жених теперь вечно лежит около своей любимой и охраняет ее.


 

Приложение 15

 

С Первым Сундуком связана легенда о богатыре Хохо-Бабае. Согласно преданию, он прославился своими великими подвигами и со временем стал очень богатым. У него было бесчисленное количество серебра, которое считалось признаком богатства у его народа. Но однажды он решил трансформировать его в золото и после никак не мог наглядеться на свое сокровище. От постоянного блеска золота богатырь ослеп и взмолился духам о возвращении зрения. Они согласились помочь Хохо-Бабаю, но потребовал принести им в дар свое сокровище. Однако получив обратно способность видеть, он пожалел о своем обещании и вознамерился забрать огромный сундук с золотом обратно. Духи разгневались на богатыря и превратили его в хищную птицу. По сей день он кружит над своим сокровищем, но так и не может к нему прикоснуться.

Второй и Третий Сундуки. Эти горы примечательны многочисленными каменными пирамидками. Они практически полностью покрывают горное плато, а об их реальном назначении известно очень мало. Ученые проводят параллель между этими сооружениями и байкальскими обоо, которые призваны стать домиками для духов. Возводятся такие пирамидки только в особых местах силы и с разрешения шаманов. Самолично трогать камни и переставлять их строго запрещено, ведь согласно древним верованиям каждый предмет имеет свою душу и связан с другими тонкими невидимыми нитями судьбы. Нарушение установленного порядка повлечет за собой страшные последствия.

Четвертый Сундук. Эта гора покрыта многочисленными рисунками, многие из которых существуют уже более двух тысяч лет. Эти рисунки – петроглифы – не просто нанесены на камень. Каждый из них несет в себе смысл, хотя порой он недоступен пониманию современного человека. К примеру, примечательно изображение Лыжника. Оно представляет собой объемную картину, рассказывающую о приключениях главного героя в трех мирах. Интересно, что рисунки очень хорошо сохранились и их нетрудно разглядеть даже с некоторого расстояния. Самое уникальное изображение Сундуков – это петроглиф Белая Лошадь. Ученые доказали, что оно появилось как минимум шестнадцать тысяч лет назад. Автор создавал свое творение в особой манере. Он выбивал рисунок на месте естественного выхода на поверхность солей, поэтому до наших дней он дошел в неизменном виде. Однако вовсе не это является главной тайной Белой Лошади. По замыслу художника она бежит на север и ассоциируется с созвездием Льва. А именно в нем шестнадцать тысяч лет назад находилась точка зимнего солнцестояния. Удивительно, но древние астрономы были хорошо осведомлены об этом.

Пятый Сундук. У подножия этой скалы расположена группа захоронений, а сам Сундук представляется ученым огромной обсерваторией. Они высказывают предположения о том, что здесь когда-то находился храм Времени. На одной из его стен выбито изображение дракона, который представляется большими солнечными часами. До сих пор все их секреты не раскрыты. К тому же именно на этом Сундуке историки нашли самые необычные петроглифы. Например, неизвестно, каким образом древние астрономы могли точно изображать людей в скафандрах, если в те времена о космических путешествиях люди даже не могли помыслить.

 


 

Приложение 16

 

Древнее название этого странного скального массива - Тогыс Аз, что в переводе с неолитического на азиатское означает "девять ртов". Тропа пользуется популярностью из-за мистических свойств. Отдельные элементы тропы оказывают на человека необъяснимое, но достаточно сильное эмоциональное воздействие. Местные жители уверены, что тут живут духи предков.

Сейчас Тропа предков активно используется для обучения молодых шаманов. При прохождении Тропы ученики получают лишь часть духовных знаний. Далее требуется время, чтобы подготовиться к получению новой порции мистического опыта. Эти знания идут не сплошным потоком, а дискретно, и границами служат эти арки и проходы в пещерах. Говорят, что во многих случаях человеку не хватает жизни, чтобы усвоить весь опыт предков. Но шаманы - люди настойчивые. Они получают опыт по кусочкам, шаг за шагом, и в конце концов становятся мастерами. Если же Тропу пройдёт человек, не имеющий понятия о сущности шаманизма, то вряд ли он сможет получить какие-то конкретные знания. А вот мощный эмоциональный заряд - точно получит.

 


 

Приложение 17

 

Озеро Белё — одно из самых красивых и знаменитых озёр Хакасии (и, кроме того, самое большое — его площадь составляет более 80 квадратных километров). Это озеро является уникальным ещё и в силу того, что оно разделено песчаным перешейком, и в одной половине озера вода слабосолёная (минеральная, хотя пить её не рекомендуется — пользы мало, а вкус просто ужасный), а во второй — практически пресная.

Иногда, когда уровень осадков в области повышается, воды в Беле становится больше, и она превращается в единое озеро, а перемычка исчезает. Но не только этим известно озеро, к которому ежегодно съезжаются сотни туристов, как из России, так и из других стран.

Белё относится к озёрам с минеральной водой, которые весьма полезно действуют на организм. Состав минеральной воды — сульфатно-хлоридная, натриево-магниевая, что означает её несомненную пользу в лечении самого широкого ряда заболеваний, включая нервные расстройства, проблемы с давлением, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Купание в таком озере расслабляет, повышает настроение и улучшает самочувствие, положительно влияет на состояние кожи и общий тонус организма, после него появляются аппетит и желание жить. Кроме того, за долгое время существования озера на его дне сформировались отложения лечебных грязей, которые очень хороши для кожи. Поскольку доступ к озеру свободен для всех, то сюда постоянно приезжают люди, которые хотят поспособствовать собственному скорейшему избавлению от различных болезней. Можно купаться в озере, а можно обмазаться грязью со дна озера и какое-то время полежать на солнышке, ожидая, пока она окажет своё целебное воздействие.


 

Приложение 18

 

Легенда о горе Чалпан звучит так: Был молодой охотник по имени Чалпан. Поселился он в этих местах. Это был очень удачливый охотник. Он охотился на белку, соболя и выгодно сбывал свой товар.

Жил в этих местах бай. Была у него красавица дочь. Она была очень развита, смела, умело управляла лошадью. Звали ее Курлукан.

Однажды был праздник, на котором была Курлукан и был Чалпан. Они там встретились, познакомились, принимали участие в конных состязаниях. Они полюбили друг друга, стали встречаться, и Чалпан захотел жениться на Курлукан. Она была согласна, но сказала, что это дело надо решать с отцом. Чалпан отправился к отцу девушки. Отец девушки сказал, что он хороший охотник и должен принести полную торбу пушнины.

Чалпан отправился осенью на охоту, к весне вернулся с полной торбой ценного меха, выделал его и принес отцу невесты. Но тому этого было мало, и он сказал: «Нет! Принеси торбу золота, тогда поговорим». Чалпан, расстроенный, отправился в горы, где встретил доброго духа горы. (Это может быть Анзас). Дух поинтересовался, почему юноша такой печальный. Молодой человек рассказал духу обо всем. Дух успокоил его, сказал, что поможет, что Чалпан найдет столько золота, сколько сможет унести. Чалпан действительно нашел такой ручей, где он набрал полную торбу золота, и к осени вернулся. Бай не захотел отдавать ему свою дочь. Он пригласил шамана и стал просить его помочь обмануть охотника.

Шаман сделал такой отвар, выпив который Курлукан заснула крепко и надолго. Чалпан пришел за ответом, а бай сказал, что не могут разбудить дочь. А шаман сказал, что девушка проснется, если Чалпан прыгнет со скалы вниз. Он пришел на гору и бросился вниз. Но, долетев до первого уступа, он превратился в сокола и закричал: «Курлук-курлук!» (как бы звал свою невесту), он улетел. Девушка, очнувшись и узнав правду, пошла к реке Абакан. Она села на берег, вода перед ней расступилась, девушка ступила туда, вода сомкнулась над ней, и больше никто ее не видел.

 


 

Приложение 19

 

Горько-соленое озеро Тус площадью почти 3 квадратных километра имеет настолько высокую концентрацию соли, что большая ее часть не растворяется и выпадает на дно в осадок до 30 сантиметров толщиной.

Озеро благодаря своей уникальности используется в лечебных целях. В его северной части есть природный источник, воду из которого можно пить. В озере Тус самая теплая вода по сравнению со всеми окрестными водоемами, поэтому в ней можно лежать на спине неподвижно. Правда, свободно купаться здесь можно лишь на расстоянии 20 метров от берега, поскольку возле берега вода грязная. Возле озера преобладает холмистая местность, поэтому расположиться здесь можно только под палящим солнцем.

 


 

Приложение 20

 

Значение слова «уйтаг» приблизительно можно передать как «собранная гора». Сказания местных жителей гласят, что гору собрали люди, переходящие из Сырско-Уйбатской степи в Сагайскую. Это место овеяно множеством легенд. В 1991-ом году у подножья была установлена коновязь в знак почитания горных духов Уйтака.

На горе постоянно проводятся обряды, направленные на благополучие местных жителей и путников, проходящих через эти места. В ходе этих обрядов самый уважаемый человек наливает в пиалу напиток и отходит к горе, дому горных духов, после чего все участники обряда становятся в круг и произносят определенные, священные слова. Путники, путешествующие по этим местам, всегда останавливаются около священного места, где установлен столб, символизирующий Ось мира. Для хакасов этот столб символизирует объединение трех миров: верхнего (мира богов), среднего (солнечный мир) и нижнего (правильный мир).

 


 

Приложение 21

 

Древний памятник изобразительного искусства состоит из Малой и Большой писаницы. Большая группа наскальных рисунков расположена в верхней части хребтового лога, с правой стороны от дороги, ведущей в деревню Копёны; малая – на четыреста метров ниже Большой.

Боярская писаница была открыта в 1904-м году сибирским учёным Александром Васильевичем Адриановым. В 1962-м году исследования талантливого путешественника и археолога продолжили студенты Московского Высшего художественно-промышленного училища.

В основе сюжета Боярской писаницы лежит повседневная жизнь скотоводов Среднего Енисея. Большая группа петроглифов состоит из ста тридцати рисунков, малая – из сорока. Самыми многочисленными являются изображения жилых строений: традиционных для сибирских и монгольских кочевников юрт и классических таёжных изб, срубленных из брёвен. Вторая по величине группа рисунков представляет собой животную серию из оленей (двадцать два изображения), козлов (двенадцать), быков (девять), горных козлов (три), собак, коров, яков, лошадей, овец и баранов. Человеческая тематика связана с образами антропоморфных существ и людей – всадников, пастухов, лучников, охотников. Бытовая жизнь древних обитателей Сибири представлена молитвенными и кухонными сюжетами – на Боярской писанице одних только изображений котлов насчитывается семнадцать штук.

Высеченные посредством точечной техники петроглифы передают как статику, так и динамику изображаемых объектов. У животных и людей можно определить пол и возраст.

В настоящее время Боярская писаница плохо просматривается из-за недостатка освещения, покрывающего её лишайника и естественной сглаженности, произошедшей под влиянием временных и погодных условий. Лучше всего рисунки видны в первые полчаса после восхода солнца.

 


 

Приложение 22

 

В Хакасии есть озеро, в котором по легенде нет дна. Да и само оно находится на глубине 120 метров. Туимский провал. Известен не только в России, но и за рубежом. Бывший рудник, а сейчас место паломничества экстремалов. Для них это чудо, не иначе - прыгнуть с высоты 127 метров.

Провал образовался в результате взрывных работ на месте закрытого в 1954 году подземного рудника. Политзаключенные вырабатывали здесь вольфрам, медь и молибден. После серии взрывов на дне образовалось озеро. Диаметр провала - 200 метров.

Главная загадка провала - озеро. Говорят, - оно радиоактивное и бездонное. Водолазы опустились до отметки 85 метров, но свет их фонарей уходил в бездну. Попасть к воде можно только через специальные входы. Их соорудили рабочие во времена освоения рудника.

 


 

Приложение 23

 

Спящий Саян – уникальное творение природы, цепь скал, которая очень напоминает спящего человека.

Это необычное творение находится в Ергаках, горах Западного Саяна. И является настолько притягивающим, что посмотреть на него приезжают не только сибиряки, но и жители европейской части России и даже иностранцы.

Горы в этих местах действительно похожи на гигантский силуэт лежащего на спине человека. Видно и лицо, и ниспадающие прямые длинные волосы, и сложенные на груди руки, и ноги. Спящий Саян похож на лежащего человека, даже если поглядеть на него с разных сторон. А это большая редкость, что говорит о чудесном происхождении этого творения природы.

Спящий Саян и Висячий Камень. Про Спящий Саян существует множество легенд и мифов. Самая известная легенда рассказывает, что это мудрый и добрый богатырь, который охраняет здешние места и сокровища. Он проснется и встанет на защиту, когда этим местам будет угрожать опасность.

По другим древним русским легендам Спящий Саян – это богатырь Святогор, про которого писали: «большой, как гора». И он является самым таинственным и величественным зрелищем в горах Сибири.

Когда-то очень давно, жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они его охранять свои места. Долгие года он жил и берег богатства природы. Не бил зверья без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бег времени.

Пришла старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности - длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства.

 


 

Приложение 24

 

«Тропа сибирского охотника» - это экологическая тропа, ведущая в особый мир, по законам которого жили и до сих пор живут люди, чей основной промысел - охота на пушного зверя. Это охотничий маршрут, совпадающий с настоящим путиком.

Вы познакомитесь с бытом и традициями охотников начала XX века, техникой ведения промысла, старинными самоловами, насладитесь живописными ландшафтами.

Музей сибирского охотника - отправная точка маршрута. Здесь представлены экспозиции, которые знакомят с историей охоты, развитием охотничьих традиций на Руси.

Следуя по тропе, Вы познакомитесь с орудиями лова и узнаете механизм их действия. Первая часть тропы пролегает по горно-таёжной местности, но постепенно лес сменяется субальпийским лугом - это излюбленное место для копытных и медведя. Здесь можно увидеть тропы и следы животных.

В середине маршрута - настоящее зимовье охотника. Рядом с домом кострище со скамьями в виде подковы, на счастье.

В конце пути Вас ждет встреча с таёжным исполином - вековым сибирским кедром! Вы сможете испытать на себе его силу, прижаться и ощутить благодатную энергию и мощь.

 


 

Приложение 25

 

Еще одним удивительнейшим творением Природы является скальное образование Братья (второе название - Парабола). Оно состоит из двух вершин разного размера и высоты, соединенных перемычкой. Контур этой перемычки имеет очень плавные и правильные, действительно - параболические очертания. Породы, из которых сложена Парабола, имеют очень гладкую, “полированную” поверхность, что также наводит некоторых исследователей на мысли об искусственной обработке (если не происхождении) этой примечательной скалы.

Со стороны Младшего Брата, в красивейшей долине расположилось изумрудное озеро, имеющее форму почти правильного прямоугольника с закругленными краями. Оно называется озером Горных Духов. Согласно древней легенде, эти Духи и заколдовали двух Братьев, оставив их здесь охранять сказочные сокровища. С озером соседствует еще одно чудо Природы - водопад высотой около 20 метров.

 


 

Приложение 26

 

Пик Птица, очертания скалы Пик Птица сильно напоминают фигуру огромной птицы. Не надо даже приглядываться, чтобы увидеть орлицу, раскрывшую свои крылья. Перевал Птица является одним из самых популярных перевалов района. Причин тому несколько: удобное расположение, невысокая сложность и прекрасные виды, открывающиеся с перевала. Высота перевала 2070 м, сложность летом 1А, зимой 1Б. Перевал находится в массиве вершины Птица и лежит на маршруте, который соединяет стоянки на озере Светлое и долину озера Горных Духов.

Подниматься с южной стороны лучше по невысокому отрогу, разделяющему озеро Светлое и ручей Медвежий. Здесь идет хорошая тропа, которая сначала по отрогу, а затем по каменно-осыпному склону (около 30 градусов) выводит туристов на площадку левее вершины Птица. В хорошую погоду фотографы оценят перспективу Араданского хребта и значительной части хребта Ергаки. Отсюда при желании можно примерно за полчаса подняться на вершину Птица (требуются навыки скалолазания).

 


 

Приложение 27

 

Спящий Саян и Висячий Камень. Есть еще одна легенда, которая гласит, что Спящий Саян проснется, когда упадет Висячий Камень и брызги из озера Радужного, над которым камень нависает, обрызгают Саяна. Он проснется и встанет. Только ни одна из легенд не говорит, что же будет, когда проснется этот богатырь, огромный как гора.

А скала «Висячий камень» является еще одной достопримечательностью Ергак. Это огромный камень, если посмотреть на него снизу, кажется, что он сейчас сорвется и с грохотом свалится вниз в озеро Радужное. Непонятно как он держится, его положение и совсем небольшая площадь соприкосновения с основной скалой всем своим видом показывают неустойчивость положения. Но это совсем не так. Держится он крепко, несколько раз группы людей 30-40 человек пытались столкнуть его вниз, но безрезультатно. Он настолько огромен, что люди рядом с ним кажутся муравьями. Здесь реально ощущается мощь и сила природы.

 


 

Приложение 28

 

Одно из главных украшений Ергак - озеро Светлое. Его нередко называют Большим. Тихая зеркальная гладь воды протянулась с севера на юг на 1,5-2 км и с запада на восток на 1 км, на высоте около 1200 м над уровнем моря. Озеро окаймлено густым кедрово-еловым лесом, взбирающимся на покатые горы, над которыми возвышаются два пика - Птица и Звездный.

 


 

Приложение 29

 

Водопад Тушканчик или Мраморный один из самых доступных водопадов в Ергаках. За два с небольшим часа до него можно добраться от турбазы «Тушканчик», которая расположена прямо у трассы М54, вдоль ручья с одноименным названием. Пожалуй, единственным «препятствием» на Вашем пути будит еще одна местная достопримечательность «Муравьиная горка», хотя препятствие условное, даже не перевал. Водопад большой и очень красивый. Имеет несколько каскадов, и из-за своей доступности пользуется большой популярностью.

 


 

Приложение 30

 

Этот природный геологический объект действительно уникален, не зря ему присвоен статус памятника природы.

За четыре часа прогулки по узким улочкам фантастического каменного городища, овеянного множеством легенд, Вы окунетесь в мир древних воинов, сражающихся за свой народ с вражескими племенами. В скалах высотой порядка 40 метров угадываются очертания древних строений, человеческие лица и различные животные.

Каменный городок - живая легенда о Саянском народе, погибшем в неравном бою с ордами татарского хана. Здесь уникальный растительный мир, скалы и каменные россыпи, покрытые слоем мха, небольшие поляны с запашистым ковром цветов, могучие кедры и ели.

Наполненные незабываемыми впечатлениями, таежным ароматом и чистым горным воздухом, Вы уже не забудете мир девственной природы, хранящей вечные тайны и овеянной легендами.

 


 

Приложение 31

 

Легенда об Абакане. Когда земля создавалась и звезды рождались, говорят, что была белая скала с шестью уступами, которая светилась и переливалась. В тихую облачную погоду облака окутывали ее. Говорят, что хозяином этой горы и народа, что там проживал, был могучий, прекрасный богатырь Абакан, который скакал на шестисаженном белом коне. У него была прекрасная дочь – богатырка Алтын-Арыг. На другой стороне жил богатырь Котей Пулух, злой и коварный хан, и задумал он погубить доброго богатыря Абакана и захватить все его владения. Но в открытую драться он не решался, чувствовал, что Абакан сильнее. Вот однажды, когда Абакан отдыхал на горе Изых, Котей Пулух пустил стрелу в спящего богатыря, но Абакан услышал свист стрелы и вскочил, спрыгнул вниз, но вторая стрела поразила его в самое сердце, упал он, обливаясь кровью, и тут же умер. Говорят, что где кровь растеклась, расцвели цветы необычные, яркие.

Легенда о реке Абакан. В древности Абакан звали Алаирт. На берегу его жил могучий, как гора Тырдан, хан Аба-Каил, что значит медведь-хан, медведь-кровь. Аба-Каил на коне своем богатырском перескакивал вершину, а однажды конь оступился, задние копыта соскользнули с камня. И конь, и всадник упали в реку. Река с тех пор зовется Аба-каил, сокращенно Абакан.

Легенда о Енисее, его истоках.Енисей течет в самом начале с востока на запад, после Уюкского хребта почти сразу поворачивает на север, поджимается к Хемчикскому хребту. Дальше, набирая лавинную силу, река распарывает хребты: Араданский, Джебосенский, Борус. В предании говорится так.

 В горах Одугена был владыка по имени Бель, росло у него шестнадцать сыновей. Послал он сыновей в дальние земли посмотреть, что там. Пошли они, а на пути такие высокие горы, что перейти через них невозможно. Стали сыновья спорить, кому разрубать эти горы. Спорили, спорили, да так и не договорились. «Разрубайте же все вместе!» – вскричал в гневе подошедший отец и превратил всех сыновей в реку, назвал ее Бий-Хемом, и эта-то река распилила часть гор, потом с юга подошла на помощь другая река – Каа-Хем, и, слившись вместе, они разрубили главный Саянский камень.

Перед выходом Енисея в степь на правом берегу две деревни – Сизая и Голубая, на левом берегу – поселок Майна.

 Про Голубую речку: «Шла по горам девица с навесками на шее, камешки в навеске все как осколочки с неба. Оборвалась нитка, камешки просыпались в воду. Девушка запечалилась. Да потом видит, что вода вся от ее камешков поголубела, как бы вся речка ожерельем вышла для большой горы. Девушка и перестала печалиться…»

 

 


[1] Биржаков, М.Б. Введение в туризм / Рос. междун. академия туризма. – Спб.: Издат. Торговый Дом «Герда», 2016. – 192 с.

[2] Здоров, В.Г. Экономика туризма: учебник для Вузов / В.Г. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 272 с.

[3] Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.И. Квартальнов, Рос. междун. академия туризма. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 368 с.

[4] Клюева, И.П. К вопросу о классификации туристских рынков / И.П. Клюева; Киевский торгово-эконом. ун-т // Материалы междунар. научно-практ. Конф. «Проблемы качества в предприятиях обществ. питания, гостин. хоз-ва и туризма». 2016 г. – Киев: Киевский торгово-эконом. ун-т. – С. 232.

[5] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ. – 2016 – 512 с.

[6]Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)».

[7] Проценко Н. Бренд по наследству. Эксперт – Юг. 2016. № 16. С.37.

 

 

7 Чумаков К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия. – М.: Новая жизнь. – 2019. – С.15-16.

 

[9] Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

[10] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2017 г. № 12-ФЗ)

[11] Священный город манихеев на реке Уйбат // Сокровища культуры Хакасии. М., 2018.

[12] Сунчугашев Я.И. Памятники горного дела и металлургии древней Хакасии. Абакан, 2016. С. 17-30, 104-106.

[13]Федорова Е.И. Формирование научно-технического пространства для стратегического управления агропромышленным комплексом Республики Хакасия // Социально-экономические проблемы развития Саяно-Алтая: прил. к «Вестн. КрасГАУ». - Красноярск, 2017. - Вып. 6. - С. 171-173.

[14] ТанзыбаевМ.Г. Почвы Хакасии. Новосибирск: Наука, 2017. 256 с.

[15] Базиева Г.Д. Художественная культура Республики Хакасия в полиэтничном пространстве России. – Издательство КБИГИ, 2016. С.286

 

[16] Айыжы Е.В. Обряды и обычаи, связанные с культами природы у хакасов Республики Хакасия РФ, Китая, Монголии в начале XXI (сравнительный аспект) / Е.В. Айыжы, А-Х.О. Базырчап // Вестник Кемеровского государственного университета. – Кемерово, 2019. – № 3-1 (55) – С. 18-23.

 

[17] Савченко И.М. Организация этнографических туров и экскурсий в Республике Хакасия: проблемы и перспективы / И.М.Савченко, А.С. Дерешева, Р.М. Киндикова // Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика: сб. научных трудов. - 2016. – С. 152-155.

[18] Гейнс А.К. Дневники 1866 года. Путешествие в Туркестан. Собрание литературных трудов А.К.Гейнса [Текст]. Т. II. / А.К.Гейнс. – СПб: Тип-я М.М.Стасюлевича, 2018. – 589 c.

[19] Бутанаев В.Я. Будни и праздники Хонгорая. - Абакан: ООО «Журналист», 2019. - 316 с.

[20] Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии. - Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2017. - 76 с.

 

[21] Мишель Строгов, Пьер-Кристиан Броше, Доминик Озиас. Хакасия. Путеводитель Пти Фюте – 2016

[22] Коптелов С. Эл-Ойын— народные, игры. / Алтайская правда, 5 июля, № 153, 2018 г.;

[23] Анжиганова Л.В. Сакральные основания культуры хакасов. [Интернет ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.khakasnet.ru. (12.08.2016).































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: