Несколько раз это понятие переосмыслялось. Шантепи де ла Соссе ввел этот термин. Основы этой дисциплины заложил Р. Отто («Священное»). Дальше шел период классики:
ü Фр. Хайлер «Молитва и религия человечества», «Наследие Лютера». Основоположник сравнительного изучения религии.
ü М. Элиаде. Он впервые применил феноменологию к эзотерическим учениям.
Дальше идет столкновение между феноменологией религии и психоанализом. Потом еще более жесткая критика исторической феноменологии. В основном, эта критика касалась М. Элиаде. Однако, это был ложный ход. Начиная с 80-х гг. наблюдается всплеск феноменологии. Выдвигается идея, что 21 в. в религиоведении пройдет под знаком феноменологии.
ü Х.-Й. Грешат «Что такое религиоведение?»
ü Рене Жирар «Жертва отпущения», «Священное и насилие»
ü Моше Идель; он применил феноменологический метод к анализу иудейской традиции
Феноменология должна заниматься тем, что есть – явлением. Если предметом философии религии является понятие религии, то предметом феноменологии религии является слово «религия». В феноменологической традиции принято брать за основу «religere» («почитать»). Религии существуют только в отношении субъекта и объекта: то, что почитается и тот, кто почитает.
|
|
Святое в качестве предмета принимается как то, что отличается в ряду себе подобных (не подобное в подобном). Есть то, чем мы пренебрегаем; есть то, что мы изучаем; есть то, что мы почитаем.
Метод формулирует Хайлер, он формулирует его как образец. Вводит понятие «священный мир». (А. Голан «Миф и символ»). Форма священного мира – круг. Для Хайлера это знак феноменологии. Окружность символизирует священные предметы. Когда мы нашли предметы поклонения, нужно начать их интерпретировать. Последняя область – область священных переживаний. Нечто сташно (ужасно) потому, что странно. Страшная тайна находится в области священных переживаний. Это уже область теологии и философии.
Люк Бенуас «Философия символа». Он рассматривает символ с феноменологической точки зрения.
rrs-journal.ru
religious-life.ru
relig@ya.ru