Вопросы для самоконтроля знаний

1. Назовите функцию X пары черепных нервов.

2. Сколько ветвей у тройничного нерва?

3. Какие нервы иннервируют язык?

4. Как образуется спинномозговой нерв?

5. Назовите самый длинный нерв шейного сплетения.

6. Какой нерв иннервирует заднюю группу мышц плеча?

7. Какие мышцы иннервирует запирательный нерв?

8. Где лежат спинальные центры симпатического отдела нервной системы?

9. В чем состоит особенность дуги вегетативного рефлекса?

10.Как иннервируется мозговое вещество надпочечников?

11.Где лежат ядра тройничного нерва?

12.Как образуется зрительный нерв?

13.Дайте определение автономной нервной системы.

14.Какие анатомические структуры входят в состав автономной нервной системы?

15.Назовите очаги скопления вегетативных ядер в спинном и головном мозге.

16.В чем отличие вегетативной рефлекторной дуги от соматической?

17.Где располагаются преганглионарные вегетативные нейроны?

18.Каковы функциональные различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы?

 

Занятие 8. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ОРГАН ЗРЕНИЯ. ОРГАН ОБОНЯНИЯ. ОРГАН ВКУСА. КОЖНАЯ РЕЦЕПЦИЯ

Цель занятия

1. Усвоить анатомическую терминологию органов чувств

2. Знать строение органов чувств.

3. Уметь показать на таблицах и муляжах отдельные образования органа слуха и равновесия и нервные пути, связывающие рецепторы с корковыми представительствами анализаторов.

4. Усвоить особенности рецепторного аппарата органа зрения, обоняния, вкуса и кожной рецепции.

5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования органа зрения, вкуса, обоняния и рецепторов кожи.

6. Знать функциональное назначение отделов органа зрения.

 

План занятия

1. Разобрать с преподавателем наиболее сложные вопросы темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест - карт.

 

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 494-533.

2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 285-303.

3. Лекции.

 

Дополнительная литература.

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.

5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.

6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

 

Методические указания

При подготовке к данному занятию необходимо знать гистологическое строение органов чувств. Учесть филогенез в развитии органов чувств. Особое внимание надо обратить на пути поступления информации в высшие центры анализа внешних раздражений. Изучить механизм восприятия звука и работу вестибулярного аппарата. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить расположение корковых центров анализаторов и классификацию рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на ход афферентной импульсации в структуры центральной нервной системы. Рассмотреть особенности светочувствительных клеток сетчатки.

 

Время для самоподготовки – 4 часа.

Структура темы

1. Орган зрения.

1.1. Оболочки глаза.

1.1.1. Фиброзная оболочка.

1.1.1.1. Склера.

1.1.1.2. Роговица.

1.1.2. Сосудистая оболочка (хориоидеа).

1.1.2.1. Ресничное тело.

1.1.2.2. Радужка.

1.1.2.2.1. Сфинктер зрачка.

1.1.2.2.2. Дилататор зрачка.

1.1.3. Внутренняя оболочка (сетчатка).

1.1.3.1. Пигментная часть.

1.1.3.2. Светочувствительная часть.

1.1.3.2.1. Фоторецепторный слой.

1.1.3.2.2. Ассоциативный слой.

1.1.3.2.3. Ганглиозный слой.

1.1.3.2.4. Диск зрительного нерва (слепое пятно).

1.1.3.2.5. Центральная ямка (желтое пятно).

1.2. Передняя камера глазного яблока.

1.3. Задняя камера глазного яблока.

1.4. Стекловидная камера глазного яблока.

1.5. Стекловидное тело.

1.6. Хрусталик.

1.7. Вспомогательные органы глаза.

1.7.1. Мышцы глазного яблока.

1.7.1.1. Иннервация.

1.7.1.2. Функция.

1.7.2. Веки.

1.7.3. Конъюнктива.

1.7.4. Слезный аппарат.

1.8. Проводящие пути информации от сетчатки в кору головного мозга.

2. Орган слуха и равновесия.

2.1. Наружное ухо.

2.2. Ушная раковина.

2.2.1. Завиток.

2.2.2. Противозавиток.

2.2.3. Козелок.

2.2.4. Противокозелок.

2.3. Наружный слуховой проход.

2.4. Слуховая (евстахиева) труба.

2.5. Среднее ухо.

2.5.1. Барабанная перепонка.

2.5.2. Слуховые косточки.

2.5.2.1. Молоточек.

2.5.2.2. Наковальня.

2.5.2.3. Стремя.

2.5.2.4. Суставы слуховых косточек.

2.5.2.5. Связки и мышцы косточек.

2.6. Внутреннее ухо.

2.6.1. Костный лабиринт.

2.6.2. Перепончатый лабиринт.

2.6.3. Улитковый лабиринт.

2.6.3.1. Лестница преддверия.

2.6.3.2. Барабанная лестница.

2.6.3.3. Улитковый проток.

2.6.3.4. Базиллярная мембрана.

2.6.3.5. Преддверная мембрана.

2.6.3.6. Геликотрема.

2.6.3.7. Спиральный (кортиев) орган.

2.6.3.8. Спиральный ганглий.

2.6.3.9. Слуховые пути.

2.7. Вестибулярный лабиринт.

2.7.1. Эллиптический мешочек (маточка).

2.7.2. Сферический мешочек.

2.7.3. Полукружные протоки.

2.7.4. Статолитовый аппарат.

2.7.5. Ампулярные гребешки.

2.7.6. Путь нервного импульса от рецептора до коркового представительства анализатора.

3. Орган обоняния.

3.1. Локализация обонятельной области.

3.2. Обонятельные клетки.

3.3. Обонятельные проводящие пути.

4. Орган вкуса.

4.1. Локализация вкусовых рецепторов.

4.2. Вкусовые почки.

4.3. Вкусовые проводящие пути.

5. Кожная рецепция.

5.1. Механорецепция.

5.2. Рецепторы давления - датчики силы.

5.3. Рецепторы прикосновения - датчики скорости.

5.4. Рецепторы вибрации - датчики ускорения.

5.5. Проприорецепция.

5.6. Терморецепция

5.7. Ноцицепция.

5.8. Проводящие пути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: