Вопросы для самоконтроля знаний

1. Опишите строение среднего уха. Каково его функциональное значение?

2. Назовите части костного и перепончатого лабиринтов. Какие из них относятся к органу равновесия, а какие – к органу слуха?

3. Где расположены слуховые рецепторы? Как называется рецепторный аппарат слухового анализатора?

4. Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов слухового пути?

5. Где находится корковый центр слухового анализатора?

6. Волокнами каких нейронов слухового пути формируется латеральная петля и в каких подкорковых центрах она заканчивается?

7. Где располагаются рецепторы статического равновесия? Динамического равновесия?

8. Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов вестибулярного пути?

9. Где находится корковый центр анализатора гравитации?

10. Где располагаются вкусовые рецепторы?

11. Назовите оболочки глазного яблока

12. Какие нервы иннервируют глазные мышцы?

13. Какова функция мышц глазного яблока?

14. Что такое саккады глазного яблока?

15. Как оттекает от глаза слезная жидкость?

16. Где располагается обонятельная область?

17. Перечислите пути проводящие информацию о вкусовых раздражениях?

18. Как осуществляется рецепция боли?

19. Перечислите механорецепторы кожи.

20. Чем образован аккомодационный аппарат глаза?

21. Где располагаются и как называются группы мышечных клеток, сокращение которых приводит к изменению диаметра зрачка? Кривизны хрусталика?

22. Какие анатомические структуры входят в состав зрительного анализатора?

23. В каких отделах мозга расположены подкорковые центры зрительного анализатора?

24. Волокна каких нейронов образуют обонятельные нервы?

 

Занятие 9. ОНТОГЕНЕЗ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Цель занятия

1. Знать к какому периоду жизни полностью формируются основные мозговые структуры.

2. Усвоить характерные особенности темпов формирования различных мозговых структур.

3. Знать морфологические основы индивидуальной изменчивости мозга.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Ответить на вопросы тест - карт.

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 33-37, 407-408, 412, 451-453.

2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 224-226,239-241, 275-277.

3. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 65-104, 257-258, 322-341.

4. Лекции.

Дополнительная литература

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

3. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

 

Методические рекомендации

Обратите внимание на критические периоды в развитии нервной системы. Усвоить особенности миелинизации различных типов волокон. Рассмотреть этническую, половую и индивидуальную изменчивость.

Время для самоподготовки - 2 часа.

Структура темы

1. Внутриутробный период формирования нервных структур.

1.1. Время закладки нервной системы у зародыша человека.

1.2. Период формирования нервной трубки.

1.3. Образование первичных мозговых пузырей.

1.4. Период формирования борозд на поверхности полушарий.

2. Особенности основных структур ЦНС у новорожденного.

2.1. Масса и уровень развития отделов головного мозга.

2.2. Особенности спинного мозга новорожденного.

2.3. Оболочки мозга новорожденного.

3. Возрастные особенности нервной системы.

3.1. Возрастные особенности головного мозга.

3.1.1. Изменение массы головного мозга.

3.1.2. Этапы формирования борозд и извилин полушарий головного мозга.

3.1.3. Динамика развития мозолистого тела.

3.1.4. Особенности миелинизации волокон.

3.2. Возрастные особенности спинного мозга.

3.2.1. Изменение массы и размеров спинного мозга.

3.2.2. Особенности развития серого и белого вещества спинного мозга.

3.3. Возрастные особенности оболочек мозга.

3.3.1. Развитие твердой оболочки головного мозга.

3.3.2. Изменение с возрастом объема подпаутинного пространства.

4. Этническая изменчивость мозга.

4.1. Характерные особенности мозга для основных рас.

4.2. Изменение массы мозга в этнических группах с течением времени.

5. Индивидуальная изменчивость мозга.

5.1. Минимальная и максимальная масса мозга.

5.2. Различные варианты организации борозд и извилин.

5.3. Количественные различия подкорковых образований.

6. Специфика количественной организации полей неокортекса и различные виды одаренности (зрительная, абсолютный слух и т.д.).

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Назовите этапы развития центральной нервной системы человека.

2. Назовите периоды развития нервной системы ребенка.

3. В каком возрасте у зародыша происходит закладка нервной трубки?

4. Сколько мозговых пузырей служат зачатками основных отделов головного мозга?

5. В каком возрасте заканчивается миелинизация афферентных волокон?

6. К какому возрасту масса головного и спинного мозга достигает показателей у взрослого человека?

7. Объем какого мозгового вещества увеличивается быстрее и с чем это связано?

8. Каковы отличия мозговых оболочек у новорожденных по сравнению со взрослыми?

9. Каков диапазон индивидуальных изменений массы головного мозга?

10.С какой морфологической особенностью связано явление абсолютного слуха?

11.Какие изменения наблюдаются в мозговой ткани у людей пожилого возраста?

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: