По курсу «Анатомии и физиологии ЦНС» кафедры психологии

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО КУРСУ

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

Для курсантов (слушателей) факультета подготовки психологов,

Факультета подготовки иностранных специалистов,

Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология служебной деятельности»

МОСКВА – 2012

Вводные методические указания

Курс «Анатомия и физиология ЦНС» посвящен изучению строения и функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, нервной ткани, то есть материального суб­страта психической активности человека и животных. Данный предмет представляет одну из тех дисциплин, без которых у будущего психолога невозможно сформировать целостное представление о природе человеческой психики и закономерностях отноше­ния человека с окружающей средой.

Основной целью данного курса является заложить у курсантов базу знаний, не­обходимую для дальнейшего изучения таких предметов, как физио­логия сенсорных систем и высшей нервной деятельности, возрастной физиологии, психофизиологии и некоторых других дисциплин. Полученные знания о строении и функциях нервной системы человека будут необходимы и для последующей научной и практиче­ской деятельности курсантов-психологов.

В начале курса рассматриваются состав и функции нервной ткани. Описывает­ся строение «рабочих» нервных клеток - нейронов, а также клеток «вспомогательной» ткани - нейроглии.

Изучение нервной системы человека начинается с описания ее состава: топо­графического разделения на центральную и периферическую части, а также выделения вегетативных и соматических структур. В первую очередь рассматривается строение ЦНС. Описываются оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая). Далее подробно изучается строение спинного мозга, его ядер и проводящих путей. Описание строения головного мозга начинается с нижнего отдела — продолговатого мозга. Далее постепенно рассматриваются следующие отделы: задний мозг (мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг, конечный (или большой) мозг. В по­следнем отделе обращается особое внимание на строение коры больших полушарий, на функциональное значение цитоархитектонических полей, особенно, связанных с ре­чевыми функциями и высшей нервной деятельностью. Кроме того, в разделе, посвя­щенном строению ЦНС, рассматриваются строение и функции лимбической системы, отвечающей, в частности, за некоторые формы поведения.

В разделе «Периферическая нервная система» изучаются строение, расположе­ние ядер в ЦНС, области иннервации 12 пар черепно-мозговых и 31 пары спинномозго­вых нервов, а также описывается диффузная система кишечника.

В разделе «Автономная нервная система» рассматриваются строение и фи­зиология симпатической и парасимпатической систем.

Курс «Анатомия центральной нервной системы» входит в Рабочий учебный план и является базовой дисциплиной государственного образовательного стандарта.

Физиология центральной нервной системы ставит перед собой задачу изучить закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой. Вследствие чего удастся представить сложный процесс отражения объективного мира в мозгу человека. Выясняется, как человек ощущает, воспринимает происходящие явления, как он себе представляет, как воображает, мыслит и действует, что такое сознание человека, как оно связано с бессознательной и подсознательной сферами, какие чувства и переживания испытывает человек и как он отвечает на все воздействия, падающие на него из внешнего мира, что означает его темперамент и характер, как формируются его способности, что порождено историей его общественного развития, историей человеческого труда.

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

 знать:

- сущность и содержание предмета анатомии и физиологии центральной нервной системы;

- этапы развития нервной системы;

- строение и основные функции спинного мозга;

- строение и основные функции головного мозга;

- строение и основные функции периферической нервной системы;

- строение и основные функции вегетативной нервной системы.

- принципы переработки информации в центральной нервной системе;

-клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций;

-современные методы исследования мозга человека;

уметь:

- использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и по­вседневной деятельности психолога;

- организовывать свою профессиональную деятельность на основе фундаментальных знаний о строении нервной системы.

владеть:

- навыками практического использования знаний анатомии и физиологии центральной нервной системы в изучении психологических дисциплин для эффективного решения служебных задач правоохранительной деятельности.

 

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Анатомия и физиология ЦНС» отводится 180 часов, в т.ч. 120 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов (слушателей).

В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны выполнить 2 письменных контрольных работы. В конце 1-го семестра курсанты сдают зачет.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Анатомии и физиологии ЦНС» кафедры психологии

№ темы

Название темы

Всего

В том числе

Прим.

Лекции Семинары ПЗ Контр. работы
1 Предмет и задачи анатомии нервной системы. Общая характеристика структуры нервной системы 4 2 2      
2 Нейроны и нейронные объединения, нейроглия 6 2 2 2    
3 Оболочки мозга, кровоснабжение головного и спинного мозга 4 2 2      
4 Спинной мозг 6 2 2 2    
5 Продолговатый мозг, задний мозг (мост и мозжечок), средний мозг. 6 4 2      
6 Головной мозг. Промежуточный и конечный мозг. 8 4 4      
7 Строение анализаторных систем 8 2 4 2    
  Контрольная работа по тт1-5 (Уч.П.) 2 - - - 2  
8 Черепно-мозговые нервы 4 2 2      
9 Симпатическая нервная система 6 2 2 2    
10 Парасимпатическая нервная система и интраорганная системы 4 2 2      
  Зачет            
11 Введение в физиологию нервной системы. Филогенез и онтогенез нервной системы. 4 2 2      
12 Нейрон - структурно-функциональная единица нервной ткани. Нейроглия. 4 2 2      
13 Основные положения мембранной теории. Электрофизиологические процессы, оценка возбудимости нейрона. 6 2 2 2    
14 Свойства нервных волокон. Распространение электрического возбуждения в нерве. Аксонный транспорт. 6 2 2 2    
15 Механизмы синаптической передачи. Торможение и возбуждение в нервной системе. 6 2 2 2    
16 Нейронные образования. Распространение возбуждения и торможения в нейронных сетях. 4 2 2      
17 Рефлекторный принцип регуляции в нервной системе. Мышечная механика и энергетика. 4 2 2      
  Контрольная работа (тт.11-17) 2       2  
18 Физиология спинного мозга. Рефлексы спинного мозга.Физиология стволовых структур, среднего мозга. 6 2 2 2    
19 Физиология мозжечка и базальных ганглиев, их роль в организации движений. 4 2 2      
20 Физиология промежуточного мозга, коры больших полушарий и лимбической системы. 4 2 2      
21 Физиология вегетативной нервной системы. 6 2 2 2    
22 Гуморальная регуляция. Наркотики и их нейрохимическое действие. 6 2 4      
  Итого 120 48 50 18 4  
  Экзамен            

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: