КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО КУРСУ
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
Для курсантов (слушателей) факультета подготовки психологов,
Факультета подготовки иностранных специалистов,
Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология служебной деятельности»
МОСКВА – 2012
Вводные методические указания
Курс «Анатомия и физиология ЦНС» посвящен изучению строения и функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, нервной ткани, то есть материального субстрата психической активности человека и животных. Данный предмет представляет одну из тех дисциплин, без которых у будущего психолога невозможно сформировать целостное представление о природе человеческой психики и закономерностях отношения человека с окружающей средой.
Основной целью данного курса является заложить у курсантов базу знаний, необходимую для дальнейшего изучения таких предметов, как физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности, возрастной физиологии, психофизиологии и некоторых других дисциплин. Полученные знания о строении и функциях нервной системы человека будут необходимы и для последующей научной и практической деятельности курсантов-психологов.
|
|
В начале курса рассматриваются состав и функции нервной ткани. Описывается строение «рабочих» нервных клеток - нейронов, а также клеток «вспомогательной» ткани - нейроглии.
Изучение нервной системы человека начинается с описания ее состава: топографического разделения на центральную и периферическую части, а также выделения вегетативных и соматических структур. В первую очередь рассматривается строение ЦНС. Описываются оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая). Далее подробно изучается строение спинного мозга, его ядер и проводящих путей. Описание строения головного мозга начинается с нижнего отдела — продолговатого мозга. Далее постепенно рассматриваются следующие отделы: задний мозг (мост и мозжечок), средний мозг, промежуточный мозг, конечный (или большой) мозг. В последнем отделе обращается особое внимание на строение коры больших полушарий, на функциональное значение цитоархитектонических полей, особенно, связанных с речевыми функциями и высшей нервной деятельностью. Кроме того, в разделе, посвященном строению ЦНС, рассматриваются строение и функции лимбической системы, отвечающей, в частности, за некоторые формы поведения.
В разделе «Периферическая нервная система» изучаются строение, расположение ядер в ЦНС, области иннервации 12 пар черепно-мозговых и 31 пары спинномозговых нервов, а также описывается диффузная система кишечника.
|
|
В разделе «Автономная нервная система» рассматриваются строение и физиология симпатической и парасимпатической систем.
Курс «Анатомия центральной нервной системы» входит в Рабочий учебный план и является базовой дисциплиной государственного образовательного стандарта.
Физиология центральной нервной системы ставит перед собой задачу изучить закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой. Вследствие чего удастся представить сложный процесс отражения объективного мира в мозгу человека. Выясняется, как человек ощущает, воспринимает происходящие явления, как он себе представляет, как воображает, мыслит и действует, что такое сознание человека, как оно связано с бессознательной и подсознательной сферами, какие чувства и переживания испытывает человек и как он отвечает на все воздействия, падающие на него из внешнего мира, что означает его темперамент и характер, как формируются его способности, что порождено историей его общественного развития, историей человеческого труда.
Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:
знать:
- сущность и содержание предмета анатомии и физиологии центральной нервной системы;
- этапы развития нервной системы;
- строение и основные функции спинного мозга;
- строение и основные функции головного мозга;
- строение и основные функции периферической нервной системы;
- строение и основные функции вегетативной нервной системы.
- принципы переработки информации в центральной нервной системе;
-клинико-физиологическое обоснование мозгового обеспечения психических функций;
-современные методы исследования мозга человека;
уметь:
- использовать полученные знания в целях совершенствования профессиональной и повседневной деятельности психолога;
- организовывать свою профессиональную деятельность на основе фундаментальных знаний о строении нервной системы.
владеть:
- навыками практического использования знаний анатомии и физиологии центральной нервной системы в изучении психологических дисциплин для эффективного решения служебных задач правоохранительной деятельности.
В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Анатомия и физиология ЦНС» отводится 180 часов, в т.ч. 120 часов – на аудиторные занятия и 60 часов – на самостоятельную работу курсантов (слушателей).
В рамках изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны выполнить 2 письменных контрольных работы. В конце 1-го семестра курсанты сдают зачет.
Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами (слушателями) экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «Анатомии и физиологии ЦНС» кафедры психологии
№ темы | Название темы | Всего | В том числе | Прим. | |||
Лекции | Семинары | ПЗ | Контр. работы | ||||
1 | Предмет и задачи анатомии нервной системы. Общая характеристика структуры нервной системы | 4 | 2 | 2 | |||
2 | Нейроны и нейронные объединения, нейроглия | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
3 | Оболочки мозга, кровоснабжение головного и спинного мозга | 4 | 2 | 2 | |||
4 | Спинной мозг | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
5 | Продолговатый мозг, задний мозг (мост и мозжечок), средний мозг. | 6 | 4 | 2 | |||
6 | Головной мозг. Промежуточный и конечный мозг. | 8 | 4 | 4 | |||
7 | Строение анализаторных систем | 8 | 2 | 4 | 2 | ||
Контрольная работа по тт1-5 (Уч.П.) | 2 | - | - | - | 2 | ||
8 | Черепно-мозговые нервы | 4 | 2 | 2 | |||
9 | Симпатическая нервная система | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
10 | Парасимпатическая нервная система и интраорганная системы | 4 | 2 | 2 | |||
Зачет | |||||||
11 | Введение в физиологию нервной системы. Филогенез и онтогенез нервной системы. | 4 | 2 | 2 | |||
12 | Нейрон - структурно-функциональная единица нервной ткани. Нейроглия. | 4 | 2 | 2 | |||
13 | Основные положения мембранной теории. Электрофизиологические процессы, оценка возбудимости нейрона. | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
14 | Свойства нервных волокон. Распространение электрического возбуждения в нерве. Аксонный транспорт. | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
15 | Механизмы синаптической передачи. Торможение и возбуждение в нервной системе. | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
16 | Нейронные образования. Распространение возбуждения и торможения в нейронных сетях. | 4 | 2 | 2 | |||
17 | Рефлекторный принцип регуляции в нервной системе. Мышечная механика и энергетика. | 4 | 2 | 2 | |||
Контрольная работа (тт.11-17) | 2 | 2 | |||||
18 | Физиология спинного мозга. Рефлексы спинного мозга.Физиология стволовых структур, среднего мозга. | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
19 | Физиология мозжечка и базальных ганглиев, их роль в организации движений. | 4 | 2 | 2 | |||
20 | Физиология промежуточного мозга, коры больших полушарий и лимбической системы. | 4 | 2 | 2 | |||
21 | Физиология вегетативной нервной системы. | 6 | 2 | 2 | 2 | ||
22 | Гуморальная регуляция. Наркотики и их нейрохимическое действие. | 6 | 2 | 4 | |||
Итого | 120 | 48 | 50 | 18 | 4 | ||
Экзамен |
|
|