В соответствии с ФГОС и проф. стандартами»

Квалификационные разряды и квалификационные уровни
Уровни квалификации по профессиональному стандарту и квалификационные разряды по ФГОС ППКРС. Какова методика определения тождественности?
Как будут уживаться разряды по ЕТКС и уровни квалификаций по ПС в мире труда?
На какой документ ссылаться при выборе уровня квалификации, приказ об уровнях квалификаций был основополагающим для разработки проф. стандартов?
Следует различать понятия «квалификационные разряды»и«квалификационные уровни», которые не являются синонимами. В рамках действующего нормативного поля понятие «квалификационный разряд»применяется исключительно к профессиям рабочих, которые внесены в Единый тарифный квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), при этом численное выражение (номер разряда) характеризует уровень достигнутой квалификации (обратите внимание, это НЕ квалификационный уровень!!!). Квалификационный уровень – это часть Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (НРК), которая является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России. Квалификационные уровни с 1 по 9 соотносятся с уровнями образования (образовательным цензом) и устанавливают соответствие между квалификацией, присваиваемой выпускникам в момент окончания учебного заведения, и пороговыми требованиями сферы труда по допуску к выполнению трудовых функций.
Можемли мы присваивать разряды в рамках техникума?
Имеет ли колледж право присваивать 5-6 разряд, например, победителям WSR?
Как быть, если нет подведомственных организаций, присваивающих разряд?
А как быть, если профессиональный стандарт предусматривает наличие опыта работы для присвоения даже 3-го квалификационного уровня?
Прошу разъяснить, может ли ПОО в рамках профессионального модуля реализовывать программу профессионального обучения с целью присвоения квалификации и выдать свидетельство о профессии рабочего с присвоением разряда.
Имеет ли право техникум присваивать разряды студентам в рамках дополнительного образования? Каким нормативным документом руководствоваться?
Выдача сертификата по итогам освоения ПМ это право ОО или закреплено законодательно?
Присвоение квалификации является правом и обязанностью работодателя. Именно по этой причине председателем ГЭК является представитель работодателя, который своей подписью придает законность присвоению квалификации выпускнику, освоившему ОПОП в целом, поскольку законом (273-ФЗ) установлено, что при завершении основных профессиональных образовательных программ обязательно присваивается квалификация и выдается документ об образовании и квалификации – диплом. Формулировка присвоенной квалификации, указанная в дипломе, должна абсолютно соответствовать формулировке квалификации в таблице раздела 3 соответствующего ФГОС СПО. Поскольку в указанном разделе стандарта перечислены лишь наименования профессий рабочих и(или) должностей служащих без добавления цифр, обозначающих присвоенный разряд, запись в дипломе также не должна содержать цифр разрядов. При подготовке специалистов среднего звена наименование должности специалиста также не должно сопровождаться никакими дополнительными/уточняющими приписками. Существует еще одна категория основных образовательных программ, ведущая к присвоению квалификации по профессиям рабочих или должностям служащих – программы профессионального обучения. Они завершаются квалификационным экзаменом (НЕ экзаменом квалификационным!!!), порядок проведения которого установлен ст. 74 273-ФЗ. Разумеется, к этому экзамену в обязательном порядке привлекаются работодатели. При успешном прохождении этого экзамена выдается документ о квалификации в форме свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, подтверждающий присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения. Внутри ОПОП освоение ОППО невозможно, поскольку эти программы имеют разные источники финансирования и зачисление и отчисление на эти программы должно происходить отдельно. Обратите внимание, что документы разного вида могут быть получены только по результатам освоения именно тех программ, которым они сопоставлены: диплом – ОПОП, свидетельство – ОППО. Если в процессе освоения ОПОП обучающиеся освоили дидактические единицы, соответствующие программам профессионального обучения, например, ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», по желанию работодателя, принимающего участие в процедуре экзамена (квалификационного) по ПМ, возможно присвоение конкретного разряда экзаменуемому с выдачей документа установленного образца. Поскольку ПОО не обладает правом присвоения разряда по ОПОП, а только по ОППО, названный документ следует оформлять на бланке работодателя. В ФГОСах СПО и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации о порядке реализации программ СПО указано, что по результатам освоения программы отдельного ПМ может быть присвоена квалификация с выдачей отдельного документа о ее присвоении, но 1) это не является обязательным; 2) в рамках действующего нормативного поля не может осуществляться силами ОО. Освоение программ дополнительного профессионального образования возможно только для лиц уже имеющих дипломы СПО (по ППССЗ) или ВО, либо осваивающих программы, ведущие к получению таких документов. В этом случае следует зачислить этих студентов на программы ДПО, обучить их в соответствии с программами, самостоятельной разработанными и утвержденными ПОО и выдать лицам, успешно завершившим освоение этих программ удостоверение ДПО (для программ повышения квалификации) либо диплом ДПО (для программ профессиональной переподготовки). Обратите внимание, что программы повышения квалификации рабочих, служащих, а также программы профессиональной переподготовки рабочих, служащих, ведущие к присвоению квалификационного разряда, не являются программами ДПО, а отнесены к программам профессионального обучения (ОППО). Если среди ваших социальных партнеров-работодателей, обладающих безусловным и неотъемлемым правом выдавать документы о присвоенных квалификационных разрядах рабочим или служащим, никто не высказывает желания оформлять такие документы вашим студентам, освоившим программы тех или иных ПМ, следует ограничится записью об успешном освоении таких программ в ведомости экзамена (квалификационного) с пометкой о рекомендации присвоить им тот или иной квалификационный разряд, а выписку из этой ведомости можно добавить в портфолио.
Как учитывать уровень квалификации при базовой или углубленной подготовке СПО ППССЗ? Не все специальности возможно реализовать на 5 уровне без дополнительных финансовых затрат, тем более что региональные требования рынка труда этот уровень требований к выпускнику не предъявляет.
Можно ли ориентироваться на 6 уровень ПС при разработке ППССЗ углубленной подготовки Бухгалтера, специалиста по налогообложению. Для 6 уровня ПС определено ППССЗ (уровень СПО) и должность главного бухгалтера с СПО и стажем работы.
Если речь идет о программе подготовки специалистов среднего звена, то и базовый и углубленный уровень предполагают присвоение квалификации 5 квалификационного уровня по НРК (напоминаю, что это не синоним 5 разряда по ЕТКС). Базовый уровень СПО условно можно отнести к нижней, а углубленный – к верхней границе 5-го квалификационного ровня НРК. Близкий уровень специалистов с высшим образованием – бакалавриат – относится к следующему 6-му квалификационному уровню. Эксперимент по прикладному бакалавриату попытался приравнять углубленный уровень СПО к нижней ступени высшего образования, но законодательно это начинание ничем не поддержано, поэтому мы вынуждены по-прежнему относить лиц с дипломами углубленного СПО к 5-му квалификационному уровню. Обратите внимание, что в ПС Бухгалтера сформулировано одновременное сочетание двух требований к образованиюиопыту работы, это означает, что выпускник СПО может занять эту должность и выполнять соответствующие ТФ только после приобретения стажа. Сразу после окончания ПОО этот вариант трудоустройства невозможен, поэтому определять содержание вариативной части программы следует в рамках требований 5-го квалификационного уровня.
Если квалификация из перечня ФГОС не присваивается, то надо ли изучать соответствующий модуль ПМ. Например, ППКРС слесарь по ремонту строительных машин присваивается квалификация слесарь по ремонту автомобилей – газоэлектросварщик, а слесарь по ремонту строительных машин не присваивается, надо ли изучать ПМ 01?
Непоняли ответ на вопрос: надо ли изучать все модули.
В п. 7.1 ФГОС СПО (для ППКРС) указано, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОССПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС. Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, и соответствующие им профессиональные модули должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям). Из этого следует что при определении содержания образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями, следует руководствоваться перечнем присваиваемых квалификаций и обязательно включить только те ПМ, которые направлены на их присвоение. При желании ПОО по согласованию с работодателями может включить в состав вариативной части те или иные элементы, не ведущие к присвоению квалификаций, но востребованные на рынке труда как в форме ПМ, так и в иных формах, например, в виде дисциплин (без практики).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: