При российской академии художеств»

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИМЕНИ И.Е.РЕПИНА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дипломному проекту студента факультета архитектуры

Ф.И.О. дипломника Климашова Анастасия Александровна

Тема “Комплекс Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики в Пушкине”

Руководитель мастерской _____________________________________

                                                                            (подпись)                                                                                                          

                     

ПРОЕКТ ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ «_25_»    июля 2020 года.

Зав. кафедрой Архитектуры ______________________________________

                                                                   (профессор В.В. ПОПОВ.)

Зав. кафедрой Инженерно-строительных дисциплин __________________

                                                                                           (профессор С.Ф. Гришин)

     ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

Архитектурное проектирование Попов В.В.

Строительные конструкции Смирнов А.А.                           

Отделочные материалы Смирнов А.А.

Инженерное оборудование Смирнов А.А.

Технология и организация Смирнов А.А.

строительства                                                  

 

 

Содержание:

1. Введение…………………………………………………..…..2

2. О проекте…………………………………………………….….2

2.1. Историческая справка…………………………………………..5

2.2. Анализ участка………………………………………………...10

2.3. Анализ формы и функции объекта…………………………...13

2.4. Конструкции и материалы………………………….……….14

- Характеристика района проектирования…………………...14

- Технико-экономические показатели………………………...16

- Объемно-планировочные и архитектурные решения……...17

3. Заключение…………………………………………………….19

4. Список источников и литературы……………………………20

  1. Введение.

Тема выбранного мной дипломного проекта – «Комплекс Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики в Пушкине», расположенный по адресу Санкт-Петербург, г. Пушкин, территория Лесное.

При выборе темы я руководствовалась актуальностью создания данного объекта, учитывая рост и развитие университета ИТМО. Также мое внимание привлек фактор проектирования в границах пригорода Санкт-Петербурга, а именно – будущего города-спутника «Южный». Помимо этого, задание на проектирование данного университетского комплекса включает в себя сочетание разных по функциям пространств, в которых необходимо учесть особенную специфику самого университета – сферу информационных и фотонных технологий.

  1. О проекте

Цель данного дипломного проекта – на базе Университета ИТМО спроектировать многофункциональный научно-технологический университетский комплекс нового поколения, который позволит расширить возможности отдельных направлений научной деятельности Университета, а также эффективно взаимодействовать с мировыми партнерами в области образования и науки и привлекать иностранных студентов. Кроме этого, данный проект должен быть ориентирован на комплексное развитие образовательной, научно-исследовательской и производственной инфраструктур, работающих как единая платформа для коммерциализации научных разработок. Именно по этой причине предоставлена обширная территория города-спутника Южный (площадью 86,7 га) – для объединения учебной, научной, инновационной и производственной деятельности на единой территории, что в дальнейшем даст возможность комплексного подхода к созданию современной технологичной продукции, увеличивая возможность прорыва на мировом рынке инноваций. Создание единого комплекса позволит студентам проводить эксперименты, реализовывать свои проекты, участвовать в междисциплинарных исследованиях, а в дальнейшем выходить с ними на общегородские и мировые конкурсы.

Территория застройки ограничена проектируемой магистралью с севера, ж/д станцией «Лесное» с востока, административной границей Ленинградской области с юга и Киевским шоссе с запада. Так как данный «квадрат» входит в территорию будущего города-спутника «Южный» - необходимо также провести обширную работу с генеральным планом, продумав не только подъезды и подходы к проектируемому участку, но и их взаимодействие с окружающей и развивающейся территорией. Важно учесть то, что город-спутник «Южный» проектируется по принципу «green development», который предполагает создание благоприятных условий для жизни, досуга и работы людей при минимальном воздействии на природу. В городе планируется создание единого, экологически чистого пространства, в которое важно грамотно вписать будущий университетский комплекс, как градообразующий элемент и центр притяжения социальной и деловой активности.

В рамках разработки дипломного проекта необходимо дать концептуальное предложение по размещению на территории проектирования следующих функциональных блоков ИТМО Хайпарк: 

1. Кампус ИТМО Хайпарк, включающий учебные здания, общежития, научно-исследовательские центры, студенческий клуб, спортивный центр, предприятия общественного питания и озелененные рекреационные зоны;

2. Блок Делового управления (Бизнес-инкубатор и Национальный центр урбанистики);

3. Блок инновационных производств с резервными земельными участками для строительства будущими резидентами высокотехнологичных инновационных производств;

4. Блок инженерных сооружений (котельная).

 

В составе учебного корпуса / корпусов (ориентировочно общей площадью ~20-22 тыс. кв.м) необходимо предусмотреть следующие помещения:

1. Аудиторно-лекционные помещения (в размере 46 штук, разных по функциям и для разного количества людей);

2. Основную коворкинг-зону и общественные пространства (ориентировочно на 3 000 кв.м, в которую входит библиотека с читальным залом, зона с компьютерами, зона отдыха и питания, зоны демонстрации реальных экспериментов в темном и светлом пространстве, творческие пространства разного назначения (творческие, свободные, игровые), лаборатория для прототипирования

3. Иные помещения (пространства под коворкинги, столовая, кафетерии, большой конференц-зал, музейно-выставочный комплекс, зал Ученого совета (с амфитеатром), зал приемов, аудитории, классы для занятий, преподавательская, офисные помещения, магазины, гардероб и технические помещения.

 

В составе общежитий (общая площадь зданий ~47000 кв.м, в том числе отель общей площадью ~6500 кв.м) важно предусмотреть следующие помещения:

1. Жилые блоки / номера;

2. Коворкинг-зоны, общественные пространства, инфраструктура общего пользования;

3. Вспомогательные помещения (прачечные/постирочные с комнатами для сушки, чистки и глажения одежды, кладовые для хранения чистого и грязного белья, помещения администрации, кладовые для хранения крупногабаритных вещей проживающих);

4. Технические помещения (серверные, венткамеры, электрощитовые и пр.);

5. Помещения общественного назначения в соответствии с действующими нормативами.

 

В составе студенческого клуба (ориентировочной общей площадью 2000 кв.м) предусмотреть следующие помещения:

1. Актовый зал на 500 посадочных мест с поднимающимся амфитеатром полом, с возможностью использования как кинозал

2. Концертная студия с аппаратной и с возможностью установки разборных зрительских рядов (до 40 посадочных мест)

3. Фотостудия - помещение с естественным освещением

4. Звукозаписывающая студия - помещение без окон шириной

5. Редакционная и кабинеты различной площади

6. Кафе/бар с танцполом

7. Гардероб

8. Технические помещения (серверные, венткамеры, электрощитовая, прочее)

9. Помещения общественного назначения в соответствии с действующими нормативами.

 

Научно-исследовательский центр (общей площадью ~32000 кв.м) включает в себя научные центры по следующим направлениям:

1. Центр фотоники и квантовых технологий

2. Центр информационных технологий

3. Центр наук о жизни и здоровье

4. Центр обработки данных

В составе данных центров необходимо предусмотреть следующие помещения: лаборатории, аудитории, коворкинги, кафе с зоной приготовления пищи, технические и вспомогательные помещения.

 

В составе спортивного комплекса (~10000 кв.м) предусмотреть:

1. Плавательный бассейн

2. Многофункциональный игровой зал

3. Тренировочный зал для игры в минифутбол, баскетбол, волейбол, бадминтон, большой теннис

4. Фитнес-центр для занятий на силовых и кардио-тренажерах

5. Зал единоборств

6. Зал для игры в настольный теннис

7. Зал для проведения конференций, семинаров, репетиций

8. Шахматный клуб

9. Зал для занятий пилатесом, йогой со студентами специальной медицинской группы

10. Раздевалки (мужские и женские) для занимающихся, преподавателей и тренеров-инструкторов

11. Тренерское административное помещение

12. Зону быстрого питания

13. Офисные помещения администрации

14. Медицинский блок

15. Помещения инженерно-технических и вспомогательных служб. Технические, складские и бытовые помещения.

16. На прилегающей к спортивному комплексу территории - открытые (плоскостные) спортивные сооружения.

17. Крытая охраняемая велопарковка

 

В составе блока делового управления необходимо разместить Бизнес-инкубатор и Национальный центр урбанистики.

 

Зона прогрессивных производств (общая площадь сооружений ~140000 кв.м) предлагается к реализации как набор свободных участков разной площади с подведенными к ним инженерными сетями и дорогами. Участки могут нарезаться в зависимости от технологического процесса, масштаба производства и других потребностей арендатора. В связи с отнесением строительства Центра прогрессивных производств на отдаленную перспективу проектом необходимо организовать ландшафт территории и дать предложения по архитектурному решению застройки быстровозводимыми модулями нескольких типов.

2.1. Историческая справка.

В истории существует много примеров университетских комплексов, в дальнейшем повлиявших на развитие города вокруг. Один из примеров – Болонский университет, возникший в 1088 году, где наглядно видно, как город «вырос» из университета, образовав единый ансамбль учебных корпусов и жилых кварталов. Стоит также упомянуть известные всему миру корпуса таких университетов, как Оксфордский, Принстонский, Пекинский, Публичный исследовательский университет в Торонто.

Последний объединяет в себе три кампуса, в которых учится около 70 тысяч человек. Каждый из кампусов этого университета уникален по своей структуре. Самому старому кампусу более 200 лет, и он признан культурным достоянием Торонто. Второй кампус был создан много лет спустя, отличается экстравагантным эклектическим стилем и уникальными интерьерами. Третий кампус располагается в заповедной зоне, поэтому полностью окружен парками и садами. Администрация университета приложила максимум усилий, чтобы обеспечить студентам достойные условия академического, социального и культурного развития.

Что касается Принстонского университета – он интересен тем, что объединяет в себе 180 различных зданий, среди которых организованы не только аудитории и научно-исследовательские лаборатории, но и общежития, тренажерные залы, центр искусств, музеи и галереи, библиотеки и свое издательство. Наряду со старинными неоготическими замками территорию кампуса украшают и более современные здания. Каждый из этих объектов выполнен в своем неповторимом архитектурном стиле, в котором можно угадать черты готического, колониального и романского направлении. Более современные сооружения можно отнести уже к модерну. Помимо этого, очень креативно и комфортно обустроена сама территория кампуса, здесь есть и пешеходные зоны для прогулок, и велодорожки, и лесопарковая зона, собственное озеро и даже удобные паркинги.

Пекинский же университет был основан в 1898 г. и считается одним из старейших университетов Китая. Учитывая то, что изначально это был императорский дворец, который со временем стал университетом и строился более 100 лет назад, его старинные корпуса выполнены в традиционном китайском стиле. Именно они и привлекают не только студентов, но и огромное количество туристов, которые с восхищением могут наблюдать архитектурные шедевры, ставшие достопримечательностью страны, живописную природу и водную гладь озера Вейминг. Основной кампус расположен в районе Хайдань, который считается одним из самых красивых мест на планете. Сложно себе представить, но помимо корпусов, в которых обучается более 40 тыс. студентов со всего мира, на базе Пекинского университета работает более 200 научно-исследовательских институтов, 2 крупнейших научных центра и не один десяток лабораторий. Помимо этого, на территории кампуса, общая площадь которого составляет 274 га, есть общежития для студентов, преподавателей и даже для обслуживающего персонала, тренажерные залы, Дворец спорта, предприятия общественного питания, магазины и различные досуговые центры. К услугам студентов и сотрудников открыта библиотека, которая считается самой крупной в Азии, ведь в ее хранилищах находится до 8 млн. экземпляров книг, среди которых есть и старинные рукописи, и очень редкие экземпляры изданий.

Если рассматривать более современные университетские кампусы и городки – становится понятно, что каждый университет старается максимально реализовать свои потребности в строительстве новых учебных заведений, студенческих общежитий, инфраструктур для занятий спортом, общения и активного отдыха. Кампусы университетов зачастую стоят не замкнутыми и сосредоточенными только на себе, как отдельные города, а интегрированными в городскую среду. Университет становится мощным градообразующим фактором, оказывающим положительное влияние на городскую экономику, на имидж города и жизненный тонус городского сообщества. Город и университет начинают работать в тандеме, дополняя и поддерживая друг друга. Пример реализации такой «проницаемости контура» можно увидеть у Северного кампуса Гарвардского университета, где предусмотрено создание нового академического квартала для социальных и гуманитарных факультетов, обустроено развитие науки, пробиты новые улицы, определены места культурного обмена.

Самым масштабным академическим проектом современности стоит считать расширение кампуса Колумбийского в западном Гарлеме. Проект рассчитан на 18 учебных и научно-исследовательских зданий и 822 жилые единицы квартирного типа для студентов и преподавателей. Одновременно это пример наиболее радикального слияния города и кампуса как по типу застройки - торговые, развлекательный и сервисные заведения в первых этажах зданий, так и по площади доступных горожанам общественных пространств, в числе которых набережная и парк на берегу Гудзона.

Сооружения мегаструктуры – еще один необычный «ход» для создания университетского кампуса в городской среде. В стремлении к более тесным контактам с внешним миром университеты зачастую обзаводятся разного рода коммерческими площадями - ресторанами, кафе, спортивными комплексами, выставочными залами и художественными студиями. В последние годы наблюдается тенденция умещать все эти сопутствующие функции наряду с основными жилой и административной "под одной крышей". В результате возникают сооружения мегаструктуры, одним своим гипермасштабом противопоставленные окружающей застройке. Ярким примером такой мегаструктуры является кампус университета Baidu в Пекине, спроектированный в виде нескольких кампусов с «овалом притяжения» в центре – там находится пешеходная улица с множеством заведений для отдыха, развлечений, приема пищи, а в его композиционном ядре разбит целый ботанический сад. Идея проницаемости здесь доведена до логического предела: сквозь здание проходит оживленная автомагистраль.

Не стоит забывать, что в современном мире важно также не только то, как и в каком месте построено здание, но и то, кто будет там находиться и с кем или чем взаимодействовать. В современном университете студенту необходимо получить не только возможность обучаться, но и использовать полученные навыки и знания. Этому способствуют исследования, опыты, возможность работать совместно с студентами других направлений для оптимизации результатов и увеличения своих возможностей. Необходимо не просто сформировать общественные пространства, но и снабдить их удобными местами для встреч, общения, отдыха, чтобы процесс обучения не замыкался только на аудитории для занятий. Важно предоставить возможность для новых знакомств, совместной учебы и работы, и неформального общения студентов и преподавателей. Создание таких пространств на университетских территориях делает процесс обучения непрерывным, при этом более продуктивным и демократичным. Вынесение процесса обучения за пределы аудиторий, перевод его в неформальный характер, стимулирование самообразования, интеллектуальной и социальной коммуникаций – все это подготавливает благоприятную почву для инновационной деятельности.

Немаловажной частью объединения кампуса с городом является озеленение, улицы, бульвары и парки. В проекте кампуса Копенгагенской школы бизнеса на основной планировочной оси сконцентрированы главные общественные пространства, которые объединяют всех обитателей кампуса друг с другом и с городскими жителями. В центре этой зеленой оси – парк с водоемом, амфитеатром и сценой, который уже прозвали "зеленым сердцем" района Фредериксберг – научного центра датской столицы.

В контексте университетского кампуса, как и в контексте города, площадь играет весьма значимую роль: роль идентификатора места, его визитной карточки, а также узла наиболее интенсивных коммуникаций. Главная площадь кампуса, как правило, устраивается в его смысловом и функциональном центре, перед одним из ключевых сооружений. В проектной практике последних лет распространен прием "перетекания" главной площади в обширную зеленую зону - площадь, таким образом, становится своего рода аванзалом самой просторной рекреации кампуса.

Из всех типологических элементов системы общественных пространств кампусов наиболее радикально изменились внутренние дворы. Еще в середине прошлого века они сохраняли генетическую связь со своим прототипом - клуатром, внутренним двором средневекового университетского колледжа. Таковы, например, дворы кампуса Свободного Университета в Берлине, построенного в 1963 году по проекту архитекторов Ж. Кандилиса, А. Йосича и Ш. Вудса. Однако дворы эти уже соединены в систему "сообщающихся сосудов" и, даже будучи скованы жесткой планировочной решеткой, реагируют на интенсивность притока посетителей увеличением площади и особым благоустройством. Главный в иерархической структуре - озелененный двор с амфитеатром возле здания библиотеки. Символическая революция произошла в начале 2000-х в Гарварде: руководство университета пересмотрело статус "священного и неприкасаемого" двора, разместив на газоне, куда прежде не ступала нога человека, разноцветные стулья. Двор моментально заполонили студенты, и эта микро-модернизация принесла учебному заведению большие имиджевые дивиденды. После этого дворы в кампусах стали укрупняться, становясь все более проницаемыми не только для резидентов кампуса, но и для широкой публики. В центральном кластере Чанчжоуского Педагогического университета идея традиционного двора-квадрангла переведена в масштаб целого блока застройки. Этот двор-площадь задуман как пространственное ядро участка площадью 6 га, обстроенного по периметру разноэтажными корпусами различного функционального назначения. Пешеходная коммуникация, проходящая по оси двора, ведет к железнодорожной станции.

2.2. Анализ участка

Участок, на котором предполагается расположение моего объекта - часть проектируемого города-спутника “Южный”, ограниченного Киевским шоссе, проектируемой объездной дорогой вокруг Пушкинского аэродрома, Гатчинским шоссе, а также границей Петербурга и Ленобласти. Город Южный - масштабный проект комплексного освоения территории площадью 2000 га в районе г. Пушкина, он предусматривает строительство жилого фонда, а также объектов социальной и коммунальной инфраструктуры общей площадью 4 300 000 кв. м. Планируемая численность населения города-спутника - 134 000 человек. Правилами застройки и землепользования Санкт-Петербурга на территории проектирования установлено ограничение по высоте строительства: 15 м - максимальная высота зданий и сооружений, расположенных по фронту застройки и в глубине квартала, в метрах по вертикали относительно дневной поверхности земли до наивысшей отметки конструктивного элемента здания (парапета плоской кровли, карниза, конька или фронтона скатной крыши, купола, башни, шпиля), включая инженерное оборудование, выполненное в капитальных конструкциях (вентиляционные шахты, камеры, дымовые трубы, машинные помещения лифтов, крышные котельные), а также выходы на кровлю. 

Под городом-спутником обычно принято понимать населенный пункт, расположенный неподалеку от другого мегаполиса. По логике названия спутники являются единым целым с тем объектом, который они «сопровождают», находятся в его административных границах, но при этом могут существовать и независимо от него. Формирование городов-спутников — практически неизбежное будущее для любого большого города, в котором рано или поздно закончатся земельные участки и под жилую застройку, и территории, на которых можно было бы размещать новые производственные мощности для дальнейшего развития городской экономики. В случае с проектом «Южный» изначальный замысел возник, исходя именно из данных факторов. Освоение южных территорий Петербурга значилось в стратегии "Старт Девелопмент", так как именно здесь возможно создание основного для компании продукта - развитие земель под комфортное и доступное жилье. В 2009 году по итогам мониторинга рынка был приобретен подходящий под эти цели участок - большой площади, без обременений, без необходимости что-либо разрушать или намывать, рядом с Петербургом, по дороге в Москву и вблизи от развивающихся промышленных площадок. На данный момент инвестор проходит одну из важных стадий реализации замысла — общественные слушания по изменениям в Генеральный план развития города, по итогам которых будут вноситься корректировки в этот документ и станет окончательно понятен "портрет" города-спутника.

Проект города-спутника «Южный» включает в себя: жилые дома, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, медицинские центры для всей семьи, спортивные комплексы и торгово-развлекательные комплексы. Будут построены, в основном, малоэтажные (не более 3-4 этажей) дома, а также коттеджи, дуплексы и таунхаусы. В соответствии с соглашением, которое подписала девелоперская компания «Старт Девелопмент» с администрацией Петербурга, вопросы обеспечения территории инфраструктурой будут решаться совместно. Инвестор будет отвечать за создание сетей водоснабжения, канализования, тепло- и электроснабжения, а также улиц и дорог местного значения, а город будет стоить магистральные общегородские и районные дороги и объекты социальной инфраструктуры. предполагается также расширение Киевского шоссе и ремонт Старогатчинского шоссе.

 Генпланом Петербурга предусмотрено строительство линии легкорельсового транспорта от ст. метро «Звездная» по Пулковскому и Киевскому шоссе до города-спутника «Южный».

Мощной платформой для развития инновационных производств в городе, а также серьезным драйвером его развития станет Инноград науки и технологий. В партнерстве с ведущими иностранными университетами и высокотехнологичными компаниями в Иннограде будет построено пять научно-технологических центров, включающих лаборатории, инжиниринговые комплексы, бизнес-парк, учебные помещения и пр. Этот проект как раз и будет генерировать основу для роста бизнеса в городе – кадры.

Ключевую роль в развитии города сыграет университетский центр как драйвер экономики знаний, основанной на создании продуктов с высокой добавленной стоимостью и инвестициях в человеческий капитал – важнейший ресурс, представляющий наибольшую ценность. Именно образование и наука являются фундаментом идеологии общества знаний, которая закладывалась в основу всего проекта города «Южный». Инноград науки и технологий, расположенный на территории города-спутника «Южный», будет основываться на взаимосвязи трех основных сфер – это образование, наука и бизнес. Глубинная интеграция на уровне процессов в рамках этих трех векторов развития Иннограда науки и технологий позволит получить качественный и конкурентоспособный продукт. Прямая связь бизнеса и образования – отличительная черта «Южного». Бизнес получит возможность влиять на формирование образовательной программы и выбирать будущих сотрудников. Российские и зарубежные компании-резиденты, работающие в сфере высоких технологий, станут прямыми заказчиками научных и инновационных разработок, которые будут создаваться на базе Иннограда.

Возможность размещения своих мощностей в «Южном» рассматривают несколько крупных компаний сферы телекоммуникаций и радиоэлектроники, а также автопроизводители. Это дает возможность разработки данного дипломного проекта с учетом дальнейшего сообщения между студенческими зданиями и объектами данной застройки для наиболее комфортной работы студентов по своему профилю в данных фирмах и их сотрудничества между собой.

2.3. Анализ формы и функции объекта

Количество студентов, транспорт, доступность жилья и многие другие показатели во многом зависят от территориального расположения кампуса. Так как территория участка находится в пригородной зоне - больше всего подойдет пригородный тип кампуса. Данный вариант можно назвать золотой серединой между городским и сельским типом. Университеты с подобными кампусами находятся недалеко от крупных городов, в пределах 100 километров. Как правило, они занимают довольно большую территорию (около 200-300 акров земли), где расположено все необходимое для учебы и жизни. Учебные корпуса, лаборатории и общежития находятся в непосредственной близости друг к другу, на территории кампуса могут также находиться ботанический сад и обсерватория. Благодаря близости университетского кампуса к городу студенты могут посещать различные культурные мероприятия или стажироваться в крупных компаниях. Как правило, строительство пригородных кампусов становится следствием расширения университетской территории. К примеру, Политехническая школа в 1976 году переместила свой кампус из Латинского квартала в пригород Парижа - Палезо, что позволило ей построить новые лаборатории и исследовательские центры. Помимо Эколь Политехник пригородные кампусы имеют такие учебные заведения как Университет Виллановы, Университет Депол и Международный университет Японии. Пригородные кампусы могут стать отличным вариантом для многих студентов из-за непосредственной близости к городу и более доступных цен на проживание.

Фактор наличия большой озелененной территории на мой взгляд очень остро стоит при проектировании любого учебного заведения, в особенности такого, где большую часть своего обучения студенты проводят за мониторами компьютеров. Ко всему прочему, отталкиваясь от изначальной идеи города-спутника “Южный” возводиться по принципу «green development» - необходимо на мой взгляд поддержать данную концепцию и при создании университетского кампуса, продумав дополнительные пространства-оранжереи, озелененные крыши, вертикальное озеленение и небольшие водоемы. В том числе сады на кровле, поддерживающие принцип «green development», являются одним из самых популярных решений для экологического здания - почва и растительность являются хорошими теплоизоляторами с большой тепловой инерцией, что позволяет экономить на кондиционировании и отоплении. Кроме того, такая кровля производит кислород и компенсирует потери площади под зеленые насаждения из-за строительства здания.

 

Предполагаемое решение генерального плана: окружить участок дорогой с двусторонним движением, которая позволит подъехать к каждому зданию и припарковаться в любой зоне. Вторым кольцом идут здания, а центр занимает большой парк, открытый не только для студентов, но и для людей, живущих поблизости. Зеленая зона - важная составляющая проекта, т.к. одним из условий застройки является создание экологической среды, с большим количеством зелени. Участок пронизан велодорожками и тропинками для прогулок, предполагается много зон для отдыха и коворкинга на открытом воздухе. Данное зеленое ядро будет являться центром притяжения как студентов, так и преподавателей, а также будет просматриваться с улиц, окружающих территорию будущего кампуса.

Для связи с г.Южным предполагается Пешеходная улица, которая беспрепятственно позволит пройти над автострадой и свяжет участок проектирования с окружающей застройкой.

2.4. Конструкции и материалы

Характеристика района проектирования

Рельеф выделенного под проектирование участка относительно ровный с небольшими перепадами высот, абсолютные отметки поверхности колеблются в интервале 89,7-99,6 м, нижняя отметка расположена в северо-восточной части участка, постепенно увеличиваясь к его юго-западному краю. Площадка работ не застроена, большая часть территории покрыта почвенно-растительным слоем (ранее представляла собой сельскохозяйственную зону, от которой остались канавки для орошения). Вблизи участка проложена асфальтобетонная дорога (Киевское шоссе), железная дорога (Балтийское направление) и производится проектирования дороги города-спутника Южный.

В соответствии со СП 131.13330.2012 рассматриваемая территория характеризуется умеренно-континентальным климатом с неустойчивым режимом погоды, которая относится к II3Е подрайону по климатическому районированию России для строительства.

Климатические параметры района строительства:

а) снеговой район III (вес снегового покрова 180,0 кг/м2);

б) ветровой район II (скоростной напор ветра 30,0 кгс/м2);

в) средняя скорость ветра 2,5 м/с за период со средней суточной температурой воздуха ˂ 8 °C

г) абсолютная минимальная температура воздуха: - 36 ˚С;

д) абсолютная максимальная температура воздуха 37,0 ˚С;

е) температура наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92: - 24,0 ˚С;

ж) средняя температура отопительного сезона - 1,3 ˚С;

и) продолжительность отопительного сезона 213 сут.;

к) средняя максимальная температура воздуха наиболее теплого месяца 22,1 °С;

л) средняя месячная относительная влажность воздуха наиболее холодного месяца 86,0 %;

м) средняя месячная относительная влажность воздуха наиболее теплого месяца 72,0 %;

н) количество осадков: ноябрь-март: 202 мм, апрель-октябрь 423 мм.

Нормативная глубина сезонного промерзания в данном районе, согласно СП 22.13330.2016 должна приниматься:

- для насыпных грунтов ИГЭ – 1,46 м;

- для суглинков ИГЭ-2 – 0,99 м

- для супесей ИГЭ-3 – 1,20 м.

Технико-экономические показатели участка строительства

№ п/п Наименование Единица измерения Количество
1 Площадь земельного участка га 86,7
2 Количество зданий шт. 47
3 Площадь застройки кв.м 133500

Здание Студенческого Совета

4 Общая площадь здания кв.м 7000
5 Количество этажей эт. 3

Музей&Библиотека

6 Общая площадь здания кв.м 5200
7 Количество этажей эт. 2

Учебный корпус

8 Общая площадь здания кв.м 12800
9 Количество этажей эт. 4

Отель

10 Общая площадь здания кв.м 6500
11 Количество этажей эт. 4

Кластер общежитий

12 Общая площадь здания кв.м 40500
13 Количество этажей эт. 4

Студенческий клуб

14 Общая площадь здания кв.м 2000
15 Количество этажей эт. 2

Научно-исследовательский центр

16 Общая площадь здания кв.м 32000
17 Количество этажей эт. 4

Спортивный комплекс

18 Общая площадь здания кв.м 10000
19 Количество этажей эт. 3

Блок делового управления

20 Общая площадь здания кв.м 20500
21 Количество этажей эт. 4

 

Объемно-планировочные и архитектурные решения

Описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации

Проектируемый многофункциональный научно-технологический комплекс представляет собой криволинейные в плане здания. Количество этажей варьируется от 1-го до 4-х. Количество этажей здания продиктовано ограничением максимальной высоты - 15 метров. Форма зданий выражена желанием создать обтекаемую форму, а также тем, что участок застройки находится в отдалении от г.Санкт-Петербург и г.Пушкин, что позволяет выходить за рамки классических стилей.

Архитектурный облик зданий представляет собой сочетание бетона, металла и стекла. Динамику фасада придает уменьшение этажности по ходу здания вверх, текучесть форм и периодическое озеленение фасада и кровли. Ограничение по высоте и озеленение пространства позволяют создать гармоничную и комфортную для жизни и работы среду.

Чердак в зданиях не предполагается, за исключением возможности использования мансард в кластере общежитий.

Обоснование принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений объекта

Проектируемые здания должны быть доступны для всех групп населения, поэтому обязательным является проектирование пандусов. Среда должна быть не только доступной, но и безопасной, поэтому во всех зданиях предусматриваются эвакуационные выходы, несколько лестнично-лифтовых узлов на этаже для обеспечения своевременного и безопасного покидания здания в случае чрезвычайной ситуации. В кластере общежитий планируется размещение лестничных клеток типа Н1 и 2-х (или более) лифтов в каждой секции. В остальных зданиях предполагается использование лестничных клеток типа Н2 или Н3 и также 2-х (и более) лифтов. Планируется применять лифты фирмы “Штаймберг”, без машинного помещения: один лифт грузоподъемностью 400 со скоростью 1,6 м/с, а второй - грузоподъемностью 1000, скоростью 1,6 м/с (с режимом перевозки пожарных подразделений).

Конструктивная схема зданий - каркасная с продольным расположением ригелей. Все несущие конструкции запроектированы из монолитного железобетона. Наружные стены выполнены из монолитного железобетона с облицовкой деревянными панелями и/или вертикальными брусками 180*180, контробрешеткой из горизонтальных брусков 50*50, воздушным зазором 50мм, утеплитель - минераловатные плиты Фасад Баттс фирмы Rockwool (или аналог) 150 мм, пароизоляция, железобетонный каркас 160-200 мм и деревянные панели изнутри.

В зоне спусков в тех. подполье и приямках, фасадная стена выполнена бетоном, внутренняя сторона приямков и спусков принята в отделке штукатурка с последующим окрашиванием. Внутренние стены техподполья железобетонные.

Внутренние стены предполагают деление на несущий каркас (монолитные железобетонные колонны 160-200 мм) и перегородки: межкомнатные (пазогребневые гипсобетонные плиты, толщиной 80 мм), в санузлах и душевых (пазогребневые гипсобетонные, обработанные гидрофобизированной пропиткой, толщиной 80 мм), в технических и вспомогательных помещениях – кирпичные, в венткамерах с дополнительной звукоизоляцией из минераловатных плит со стеклотканью.

Кровля предполагается инверсионной с зелеными насаждениями и эксплуатируемыми участками (для отдыха и обслуживания оборудования), а также в местах, требующих соблюдения пожарной безопасности. Предположительный пирог кровли: бетонная плита перекрытия; разуклонка из керамзитобетона; армированная цементно-песчаная стяжка; “Техноэласт ЭПП”; “Техноэласт-Грин”; полиэтиленовая пленка; геотекстиль; экструзионный пенополистирол; геодренажная полимерная мембрана между двумя слоями геотекстиля; грунт; озеленение. В местах для отдыха и обслуживания оборудования вместо геодренажная полимерная мембраны, грунта и озеленения применяются: дренажный композит, армированная цементно-песчаная стяжка и тротуарная плитка.

Остекление - алюминиевые витражные конструкции с двухкамерным стеклопакетом с энергосберегающим внутренним стеклом, стекло закаленное, ударопрочное. Приведенное сопротивление теплопередачи не менее 0.56 м2C0 /Вт. Открывание окон предусмотрено поворотное, поворотно-откидное. Переплеты с внутренней стороны белого цвета, с наружной стороны согласно фасадному решению. В тех. помещениях и лестничных клетках - металлопластиковые с двухкамерным стеклопакетом с энергосберегающим покрытием. Приведенное сопротивление теплопередачи не менее 0.56 м2C0 /Вт. Переплеты с внутренней стороны белого цвета, с наружной стороны согласно фасадному решению.

Наружные двери: в тех. помещениях – металлические утепленные противопожарные, сертифицированные; входных тамбуров – дверной блок из ПВХ профиля с заполнением двухкамерными стеклопакетами, стекло закаленное, ударопрочное, все двери оснащены доводчиками. Внутренние двери: в тех. помещениях металлическое противопожарные, сертифицированные; в лифтовом холле – металлические с армированным остеклением оснащенные доводчиком; межкомнатные и в санузлах – дверной блок шпонированный.

Фундамент предполагается толщиной 500 мм (плитка, клей, ровнитель Ветонит 3000, армированный стяжкой ВрI⌀5 50*50, ЦПС, гидроизоляция, железобетонная плита, подбетонка бетон, оклеечная гидроизоляция 2 слоя, пропитка пескобетоном, щебень фракции 40-20, защеканка щебнем и коренной грунт).

  1. Заключение

При проектировании такого объекта, как «ИТМО Хайпарк» необходимо сделать особый упор на объединение университета с городом, на их логистику, на транспортную доступность и, в особенности, на комфортное обучение, а также проживание целого ряда социальных групп. Важно учитывать климатические особенности, удаленность территории от Санкт-Петербурга, масштаб возможного развития данной территории и постараться максимально учесть все тонкости работы с данным градообразующим объектом и точкой притяжения для большого количества людей.


 

  1. Список источников и литературы

1. Задание на дипломный проект по теме: «Университетский комплекс Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики"»

2. https://www.zemvopros.ru/page_8893.htm - Проект города-спутника «Южный»

3. https://www.rbc.ru/spb_sz/25/04/2013/5592a7799a794719538cf3ec - Проекты десятилетия. Город-спутник "Южный"

4. http://www.businesspuls.ru/archives/5165 - Идеология места для строительства города-спутника «Южный»

5. https://www.unipage.net/ru/university_campus_types - Пригородные кампусы

6. https://euro-pulse.ru/eurocampus/kampus-otkryitoe-studencheskoe-prostranstvo - Кампус: открытое студенческое пространство

7. https://ardexpert.ru/article/1033 - Экологический Урбанизм. Концепция «ЭКО-ЗДАНИЯ В ПАРКЕ»

8. https://archi.ru/projects/world/8437/kampus-turinskogo-universiteta-luidzhi-einaudi - кампус Туринского университета “Луиджи Эйнауди”

9. https://novate.ru/blogs/130919/51685/ - самые известные университетские кампусы мира

10. СНиП 2.01.02-85* - Противопожарные нормы

11. СНиП 2.05.02-85* - Автомобильные дороги

12. СНиП 2.08.02-89* - Общественные здания и сооружения

13. СНиП 21-02-99* - Стоянки автомобилей

14. СНиП 23-01-99* - Строительная климатология

15. СНиП 23-05-95* - Естественное и искусственное освещение

16. СНиП 3.03.01-87 - Несущие и ограждающие конструкции

17. СНиП III-10-75 - Благоустройство территории

18. СНиП IV-14-82 Сборник 2-14 - Лифты

19. СНиП IV-14-84 Сборник 1-14 - Лестницы

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: