Современное состояние проблемы развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом

Развитие координационных способностей

У девушек и юношей, занимающихся

Акробатическим рок-н-роллом

 

Выпускная квалификационная работа по специальности

Физическая культура»

(углубленный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту

 

 

Научный руководитель:

Крылов М.С.

 

 

Москва,2021

Содержание

                                                                                                              

Введение …………………………………………………..…………….………..3

Глава I. Обзор научно-методической литературы……………………..………5

1.1. Современное состояние проблемы развития координационных способностей у девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом………………………………………………………………..…………….5

Глава II. Задачи и методы организации исследования…………………...…..39

2.1. Задачи исследования……………………………………………..…..39

2.2. Методы исследования……………………………………..................39

2.3. Организация исследования………..…………………………………43

Глава III. Результаты исследования………….…………..……………………45

3.1. Оптимальные средства и методы развития координационных способностей у девушек и юношей, занимающихся акробатическим

рок-н-роллом……………………………………………………………………..45

3.2. Эффективность методики развития координационных способностей у девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом………………………………………………………………………..…..51

Выводы ………………………………………….…...………………………….59

Практические рекомендации …………………….……………………….….60

Список использованной литературы ………………………………...….…..62

Приложения ……………………………………………...……………………..67

Введение

Актуальность исследования. Двигательная координация - один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности. К таким видам относится и акробатический рок-н-ролл, то есть совершенствование координации движений в данном виде спорта является базой для повышения технического мастерства. А технический арсенал спортсменов в современном акробатическом рок-н-ролле отличается большим разнообразием и высокой сложностью элементов и их сочетаний.

Танцевальная программа в детском акробатическом рок-н-ролле отличается сочетанием характерных движений ногами и исполнением акробатических или полу-акробатических элементов. В разминку и основную часть занятия следует включать упражнения специальной физической подготовки, развивающие мышцы плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног, а так же упражнения укрепляющие связки. Специфика акробатического рок-н-ролла направлена на гармоничное развитие, как взрослого танцора, так и ребенка. Акробатический рок-н-ролл - это единственный вид спорта, в котором плотно пересекаются элементы танца и акробатики.

Первый этап детского акробатического рок-н-ролла:
- укрепление здоровья и гармоничного развития функций организма занимающихся детей;
- формирование правильной осанки;
- специальная двигательная подготовка - развитие умений ощущать разные параметры движений;
- двигательные игры и импровизация под музыку с использованием базовых шагов аэробики;

Второй этап:
- углублённая специальная физическая подготовка (благоприятная для развития ловкости, гибкости);
- специальная двигательная подготовка (координация);
- базовая хореографическая подготовка - освоение элементов различных танцевальных стилей в простейших соединениях;
- формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, тихо-громко) и согласовать свои движения с музыкой.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (акробатический рок-н-ролл, спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее).

    Проблема обусловлена еще и тем, что теоретических и методических разработок, связанных с тренировкой спортсменов, специализирующихся в акробатическом рок-н-ролле, очень мало. В практике спортивной подготовки тренеры пользуются в основном личным опытом выступления и отдельными методиками физической и технической подготовки акробатов и гимнастов, что не может в полной мере отвечать целям и задачам подготовки. Поэтому мы считаем, что исследование возможностей воспитания координационных способностей у девушек и юношей, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, является актуальным.

Цель исследования. Проанализировать эффективность разработанных средств и методов, направленных на совершенствование координации движений юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс в группах спортивного совершенствования СДЮСШОР № 28 Москомспорта, отделение акробатического рок-н-ролла.

Предмет исследования. Особенности методики развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

Научная новизна исследования. Определены целесообразные объемы специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.

Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом, основанное на использовании сенсорной тренировки и повышении уровня специальной выносливости, позволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая методика совершенствования составляющих координационных способностей, применяемая и внедряемая тренером во время занятий акробатическим рок-н-роллом, может быть применена для совершенствования техники спортсменов.

Практическое обоснование разработанных методов и средств совершенствования специальных координационных способностей позволила разработать систему занятий, направленных на совершенствование координации движений у юных спортсменов именно во время занятий акробатическим рок-н-роллом.









Глава I. Обзор научно-методической литературы

Современное состояние проблемы развития координационных способностей у юношей и девушек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом

Техническое мастерство спортсменов - понятие теории и методики спортивной тренировки. Оно, в свою очередь, базируется на таких фундаментальных понятиях, как спортивная техника и техническая подготовка. Техническое мастерство является результатом разработки эффективной техники конкретного вида спорта и успешного проведения педагогического процесса собственно технической подготовки. Высокое качество техники, как правило, приводит к тому, что спортсмены приобретают такой высокий уровень технического мастерства, который обеспечивает им достаточно высокую вероятность достижения рекордных результатов.

По мнению специалистов, эффективное повышение технического мастерства спортсменов возможно только при комплексном решении ряда проблем, таких, как место, значение, цели и задачи координационной подготовки, совершенствование техники и т.д.

Под координационными способностями подразумевают два основных аспекта:

- способность перестраивать координацию движений, при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

- способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;

Обе эти стороны взаимосвязаны и в тоже время имеют свою специфику. В соответствии с этим и разрабатываются цели, задачи, средства, методы и методические приемы совершенствования координационных способностей.

По - мнению В.Н. Платонова, координационные способности – это способности быстро, целесообразно, экономно  решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков. Очень большое влияние на координационные способности спортсмена оказывает состояние специализированных восприятий – чувства времени, пространства и т.д., а также оперативность обработки информации. Автор выделяет три основных компонента координационных способностей:

- способность к овладению новыми движениями,

- умение  управлять различными характеристиками движений,

- способность к импровизации и комбинированию в процессе двигательной деятельности.

  Наиболее подробную классификацию на основе теории Н.А. Бернштейна  о многоуровневой системе управления произвольными движениями и в соответствии с реально существующими двигательными действиями предлагает В.И. Лях. Автор называет ее концепцией системы координационных способностей, или рабочей классификацией координационных способностей (КС). В этой связи он различает  прежде всего два основных класса КС: класс телесной и предметной, или ручной, ловкости (таблицы 1,2). Как видно, в каждом из классов выделяется по восемь однородных групп координационных способностей.

Осуществление двигательных действий класса предметной, или ручной, ловкости доступно только человеку. Пожалуй, ни одно из движений этого класса не в силах выполнить самое высокоорганизованное животное. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать двигательные (координационные) возможности прирученных или подвергнутых дрессировке животных. Среди выделенных групп класса предметной ловкости, как видно, отдельные из них имеют особое значение для теории и практики физического воспитания и спортивной тренировки. Это - КС в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование), многих подвижных и спортивных игр. Технические и технико-тактические действия этих видов двигательной деятельности особенно сложны. Именно в процессе занятий спортивными играми проявляется, развивается и совершенствуется наибольшее число самых разнообразных КС. Не зря спортивные игры почти всеми авторами называются основными средствами и методами развития всевозможных КС.

 

Таблица 1.

 

Классификация координационных способностей с позиции многоуровневой теории управления движениями при ведущем уровне пространственного поля С (Лях В.И., 1996)

 

Группа координационных способностей Примеры двигательных действий, в которых проявляются КС

Нижний подуровеиь С1

1. Во всевозможных циклических и ациклических локомоциях Циклические: ходьба, бег, ползание, лазаиие, плавание; локомоции на приспособлениях (коньки, лыжи, велосипед, гребля и др.). Ациклические: всевозможные прыжки в длину и высоту с места, прыжки боком и спиной вперед и т.д. Смешанные: прыжки в длину или в высоту с разбега
2. В нелокомоторных движениях всего тела в пространстве Акробатические и гимнастические упражнения на снарядах
3. При перемещении вещей в пространстве Перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей и др.
4. В баллистических (метательных) движениях, имеющих установку «на силу» Толкание ядра, метание гранаты, копья, диска, молота
5. В движениях «манипулирования с пространством» отдельными частями тела Движения укаэывания, прикосновения, укола, обвода, контура и др.

Верхний подуровень С2

6. В баллистических движениях, имеющих установку «на меткость» Метание различных предметов в цель, теннис, городки, жонглирование
7. При движениях прицеливания В стрельбе из винтовки, пистолета, лука и т.п.
8. В подражательных и копирующих движениях При попытках повторить движение по показанному образцу, копирование движений животных или других людей

Поле С - класс телесной ловкости, общий у человека и высших животных.

 

Таблица 2.

Классификация КС с позиции многоуровневой теории управления движениями при ведущем уровне предметных действий Д (класс предметной, или ручной, ловкости, присущий только человеку)

(Лях В.И., 1996)

Группа координационных способностей Примеры двигательных действий, в которых проявляются координационные способности
1. В двигательных действиях со сравнительно малым участием технических фонов Изображение на бумаге заданной фигуры или знаков; ставление предметов, переворачивание, насыпание, наливание, открыаание задвижек, коробок и т.д.
2. В двигательных актах с преобладанием фонового участия верхнего подуровня пространственного поля С2 Черчение, гравирование, сборка механизмов, операции токаря, хирурга, резчика, часовщика; вдевание нитки в иглу, накапывание лекарства, заточка карандаша, игровые манипуляции
3. В двигательных действиях с преобладанием фонового участия нижнего подуровня пространственного поля С1 Действия шофера, шлифовальщика, кузнеца; причесывание, бритье, шнуровка обуви; влезание по веревочной лестнице, удержание положений предметов при неустойчивом равновесии
4. В двигательных актах с преобладающим фоновым участием уровня синергий В Вязание на спицах, завязывание узлов, мотание ниток, надевание одежды, различные виды борьбы; фокусы «на ловкость» рук
5. В двигательных актах с преобладающим фоновым участием уровней С1, В Шитье, выпиливание, чистка овощей и плодов; косьба, работа на швейной машинке; слалом,.партерная акробатика, защитные действия в фехтовании и боксе
б. В двигательных актах с преобладающим фоновым участием уровней С2, В Вышивание и штопка; действия закройщика, наборщика; атакующие действия в фехтовании и боксе; стрельба из лука; игра на биллиарде
7. В двигательных действиях с участием всех низовых уровней С 1, С2, В Действия пожарного, рыбака, водолаза, охотника; фехтование и бокс, взятые в целом; ряд действий из горнолыжного спорта; альпинизм; спортивные и подвижные игры а целом
8. В двигательных актах с преобладанием фонового участия уровня А Катание пилюль; обмахивание веером, некоторые движения массажа

 

Наряду с иерархической, вертикальной классификацией КС имеется, по мнению автора исследования, и горизонтальная их систематизация как результат неравномерного развития отдельных уровней построения движений и психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений. Их назвали «специфическими» КС. К специфическим КС, имеющим особенно важное значение, относятся способности к точности дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, способности к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстроте перестройки двигательной деятельности и связи, а также способности к произвольному расслаблению мышц и вестибулярной устойчивости.

После определения классификации КС ученые установили основные свойства (признаки, критерии), необходимые и достаточные для характеристики КС в целом и каждой конкретной КС в отдельности. Затем в соответствии с принятой классификацией КС отобрали или вновь разработали тесты, выявляющие эти способности. И лишь после этого приступили к изучению взаимосвязей отдельных из них, а точнее,  разных экспериментальных показателей, определяющих ту либо другую КС преимущественно через одно свойство (например, точность,  быстроту или экономичность выполнения сложного в координационном отношении двигательного действия), но значительно чаще - через совместное сочетание этих свойств, которые индивиду требовалось проявить при разрешении двигательных задач разной координационной сложности.

Анализ материала о взаимосвязях гетерогенных КС у детей разного возраста и пола показал, что в одни возрастно-половые периоды число положительных связей является большим, чем в другие. Это позволяет предполагать, что в определенные возрастно-половые периоды жизни детей (у девочек младшего школьного возраста, а также в 13, 14 и 16 лет, а у мальчиков в 7-12 и в 15-16 лет) можно достичь наибольшего прогресса в развитии всевозможных КС при использовании самых разнообразных общих и специальных координационных упражнений (21, 33, 46, 51).

Половые и предполовые периоды жизни у девочек наступают несколько раньше, чем у мальчиков. Поэтому у первых, по-видимому, раньше заполняются смысловым содержанием ведущие уровни построения движений. Лишь к 15-17 годам эти диспропорции между уровнями начинают выравниваться, и у старшеклассника постепенно устанавливается окончательный психомоторный профиль, свойственный взрослому человеку.

Качественное выполнение двигательного действия невозможно без определенного уровня развития точности. Даже незначительные отклонения от структуры движений приводят к искажению его техники. Поэтому автор включает точность в число ведущих двигательно-координационных качеств.

Нарушение точности движений, а также несоразмерность мышечных усилий вызваны двумя факторами: иррадиацией нервных процессов в коре больших полушарий и слабостью дифференцировочного торможения. Иррадиация нервных процессов в двигательном анализаторе способствует вовлечению в работу излишнего числа двигательных единиц, делающих работу неэкономичной, а движение неточным. Именно поэтому движения новичка отличаются по амплитуде, усилию и направлению, что сказывается на снижении работоспособности. На этапе углубленного разучивания двигательного навыка происходит тонкая специализация условно-рефлекторных связей. Уточнение характеристик двигательного действия усиливает концентрацию нервных процессов и индукцию, способствует развитию внутреннего торможения. Это - длительный процесс, поскольку физиологические перестройки происходят постепенно, и овладение точными параметрами двигательного действия занимает довольно продолжительный отрезок времени. Чем сложнее физическое упражнение, тем разнообразнее точные характеристики, составляющие его основу.

Точность каждого двигательного движения определяется степенью его соответствия внешней форме и содержанию. Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т.е. форму физического упражнения. Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью различных физиологических процессов в организме под воздействием определенной физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны.

Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. При достаточно эффективной организации мышечной деятельности легче усваиваются основы техники изучаемого упражнения.

Детали (части техники) помогают правильно выполнить двигательное действие, способствуют экономному распределению усилий. Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления не только создаются благоприятные условия для концентрации усилий, но и появляется возможность принятия наиболее выгодного положения для их приложения. Поэтому в подготовительной, основной и заключительной фазах двигательного действия их распределение различно.

 

 


Рис. 1. Схема представления точности как двигательно-координационного качества (Назаренко Л.Д., 2001).

Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени - одно из важных условий точного выполнения упражнений и создания ритма движений. Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом (рис. 1).

В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ наиболее распространенных видов спорта позволил автору исследования выявить как специфические, так и неспецифические проявления точность. Точность воспроизведения по пространственно-временным и силовым параметрам имеет большое значение при освоении ведущего звена техники любого двигательного действия. Степень точности оценки пространственных характеристик определяет скорость движений и рациональное распределение усилий. Так, при приеме футбольного мяча необходимо в минимальное время определить нужное направление и расстояние до своего партнера, которому предназначается передача, а также силу удара. Неточность одной из составляющих этого сложного двигательного действия приведет к потере мяча.

Точность дифференцирования усилий в конкретной ситуации, как следующее проявление исследуемого качества, характерна для подвижных и спортивных игр, единоборств, метаний и др.. Например, направление и сила ветра существенно отражаются на основных параметрах движений в беге, прыжках; резкие перепады температуры воздуха влияют на выбор способа передвижения лыжника-гонщика, состав участников соревнования определяет тактику ведения боя боксерами и борцами и т.д.

Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель - следующее проявление данного качества. Таким раздражителем является характер двигательного действия соперника в фехтовании, в теннисе и в других видах единоборств и спортивных игр; свисток судьи; резкое изменение скорости на дистанции в лыжных гонках: поворот, подъем, спуск и т.д. Лучшего результата добивается спортсмен с более высоким уровнем данного проявления точности.

Состояние системы анализаторов - также один из факторов, во многом определяющий уровень развития точности движений. В зависимости от характера и сложности двигательного действия ведущую роль могут играть зрительный, вестибулярный, двигательный и слуховой анализаторы. Например, при выполнении броска мяча по баскетбольному кольцу преимущественное значение имеет зрительный анализатор. В физических упражнениях, выполняемых вниз головой: стойки на руках, сальто, пируэты - основную роль играет вестибулярный анализатор. В видах спорта, использующих музыкальное сопровождение, большое место отводится слуховому анализатору. В плавании и прыжках в воду велика роль тактильного анализатора (43).

Следующий фактор, определяющий проявление точности движений, - степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков.

     Уровень развития физических и координационных качеств как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.

Психическое и эмоциональное состояния - еще один важный фактор, влияющий на прирост точности. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия.

Развитие и совершенствование точности невозможно без использования критериев, позволяющих оценить степень прироста данного качества. Выявление компонентов изучаемого качества, его различных проявлений позволило прийти к выводу, что один из критериев оценки прироста данного качества - степень точного воспроизведения внешней формы двигательного действия. Физическое упражнение, как известно, имеет свои определенные параметры: положение тела и изменение его формы, амплитуду, направление движения, величину прилагаемых усилий и их рациональное распределение. Это позволяет объединить данные характеристики по трем основным критериям, дающим возможность оценивать степень прироста точности:

- качество воспроизведения внешней формы двигательного действия;

- степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам;

- качество воспроизведения ритма двигательного действия.

Точность, как и другие двигательно-координационные качества, развивается и совершенствуется при наличии определенной целевой установки и использовании определенной методики. В зависимости от конкретного проявления этого качества, задач спортивной тренировки, возраста и уровня тренированности требуются разная продолжительность занятий и разная направленность, а также специфические методы и методические приемы.

В каждом виде спорта обращает на себя внимание пластичность движений, привлекающая особое внимание зрителей и создающая его специфическую привлекательность. Движения высококлассного бегуна, сравнимые с образом парящей птицы, также характеризуются высокой пластичностью. Грациозность присуща и прыгунам с шестом в высоту, выполняющим сложнейшие упражнения настолько плавно, виртуозно, что полет их тела в безопорной фазе воспринимается зрителями как естественные легкие, красивые движения. Именно двигательные действия, близкие к совершенству, характеризуются наличием пластичности. Как двигательно-координационное качество, пластичность невозможна без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц, ритмичности движений, обеспечивающей чередование работы мышц - сгибателей и разгибателей, а также темпа, динамики и гармонии. Уровень развития пластичности находится в прямой зависимости от двигательного опыта, координационных способностей и технического мастерства (32).

Характерной особенностью пластичности как двигательно-координационного качества является ее зависимость от эмоционального настроя, особого состояния души, связанного с проявлением различных чувств: уверенности в победе и радости от ее предвкушения, готовности донести до зрителей красоту своего вида спорта.

Составными компонентами пластичности являются:

1) индивидуальный стиль:

- Уверенность движений (приземление в ожидаемой точке, выполнение упражнений по четко рассчитанной траектории, амплитуде, высоте);

- cамоконтроль (правильно выбранный главный момент приложения усилий, чередование напряжения с расслаблением, строго избирательное участие мышечных групп);

- насыщенность двигательными действиями, требующими мощности, резкости (сочетающей силу и быстроту), точности;

2) грация (грациозность движений):

- сочетание силы и красоты движений;

- пространственная точность и максимальная амплитуда;

- контрастность движений;

- манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;

- контакт со зрителем («чувство зрителя»). Гармоничность двигательных действий, обеспечивающая единство, согласованность, соразмерность частей единого двигательного акта, а также включение разнохарактерных движений:

- симметричных и асимметричных;

- силовых и маховых;

- динамических и статических;

- быстрых и медленных;

- длинных и коротких;

- контрастных и дополняющих друг друга;

- простых и сложных;

3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

- непрерывность движений от начала до конца без пауз, отсутствие неоправданных остановок, нарушающих композицию;

- единство физического и внутреннего состояния (тела и духа) (32).

Автор исследования приводит подробную классификацию компонентов пластичности (рис. 2). Пластичность имеет две разновидности: статическую и динамическую, каждая из которых представлена специфическими и неспецифическими проявлениями.

Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Она может передавать внутреннее состояние спортсмена в момент максимального усилия, позволяя демонстрировать его физическую и духовную мощь. Любое проявление статической пластичности связано со стремлением к совершенству и может проявляться в момент окрыления, когда спортсмен максимально близок к победе, ощущает ее всем своим существом.

 


Рис. 2. Структура пластичности (Назаренко Л.Д., 1999).

 

Большой информативностью обладает поза спортсмена. Через нее можно передать внутреннюю радость и печаль, состояние глубокой сосредоточенности, победное ликование, драматизм поражения. Каждое из этих состояний выражается движениями рук, определенным наклоном, поворотом головы, напряжением плеч.

Настроение человека проявляется через различные жесты. Например, одержавший победу спортсмен высоко вскидывает руки вверх, сжатые в кулак пальцы демонстрируют его большую внутреннюю силу, устремленность, твердый характер.

Динамическая пластичность характеризует качественные стороны близких к совершенству двигательных действий в спорте, в искусстве, в трудовой и бытовой деятельности.

Высокий спортивный результат немыслим без достижения определенного уровня красоты и пластичности. Движения мастеров фигурного катания, синхронного плавания, прыгунов в воду поражают высокой степенью выразительности, грациозности. Это является свидетельством достижения высочайшей внутренней согласованности работы крупных и мелких мышц, пластичностью и ритмичностью каждого двигательного действия. Пластичность движений рук в зависимости от вида спорта решает разные задачи. Так, дальность полета диска, гранаты, ядра в значительной степени зависят от финального усилия, в котором проявляется высокий уровень не только скоростно-силовых качеств, но и координационных, среди которых немаловажное значение имеет пластичность. В фигурном катании, гимнастике, акробатике движение рукой может подчеркнуть красоту, легкость, завершенность двигательного акта или показать переход к другому действию.

Движениями рук спортсмен может передать свое внутреннее состояние: широко разведенные, раскрытые вверх ладони передают радость, открытость души; опущенные вниз кисти скрещенных рук подчеркивают легкую грусть, печаль, смирение. Таким образом, пластичность кистей рук помогает создать определенный выразительный образ. Движения рук имеют также большое значение в спортивных играх, единоборствах, в других видах спорта. Так, траектория и направление удара в волейболе во многом зависят от силы удара кисти, поэтому пластичность выражается здесь в резких отрывистых движениях, демонстрирующих мощь атлета, твердость характера, волю.

Одним из проявлений динамической пластичности является эмоциональная мимика, c помощью которой передается внутреннее состояние человека. Мимикой лица можно показать недоумение человека, недопонимание нежелательно складывающейся ситуации. Она включает в себя такие моменты, как сжимание и разжимание губ, движения глазами, бровями. Высококвалифицированные спортсмены достигают такого уровня управления мимикой лица, который позволяет скрыть отрицательные эмоции даже при сильном болевом ощущении или серьезной неудаче (24, 41).

Смысловой жест, как одно из проявлений пластичности, имеет две разновидности: условный и безусловный. Условный помогает молча отдавать указания, распоряжения, приказания. Например, показав рукой на дверь, человек тем самым как бы сказал: «выйди» или «иди». Палец, указывающий на стул, подменяет слово «сядь». Безусловный смысловой жест характерен для разнообразной двигательной деятельности, связанной с проявлением безусловно рефлекторных реакций. Так, резкий бросок мяча заставляет человека уклониться, присесть.

Группу неспецифических проявлений пластичности составляют разнообразные бытовые, трудовые движения. Так, движения высококлассного токаря, плотника отличаются не только отсутствием лишних движений, но и высокой степенью их соразмерности, плавности, подчиненности строгому ритму. Каждое движение имеет четко выраженное начало, постепенное увеличение его интенсивности и завершенность.

Мимика передает настрой человека и его состояние в данный момент. Например, спокойная улыбка является свидетельством хорошего расположения духа. Нахмуренные, сдвинутые брови, сжатые губы - признак недовольства, глубокой сосредоточенности.

Критериями пластичности являются:

1. Степень внутреннего ощущения характера двигательного действия:

- точность пространственных, временных и силовых характеристик движения.

2. Уровень развития артистичности:

- эмоциональный подъем;

- выражение чувства вдохновения, окрыленности, раскованности;

- ощущение полного слияния движений с музыкой.

3. Степень самообладания:

- отсутствие тремора;

- идеальная осанка.

4. Степень сопереживания и контакт со зрителями.

Одним из ведущих факторов, определяющих степень проявления пластичности, служит соразмерность развития и выраженности различных физических качеств. Известно, что без определенного уровня силы, быстроты, выносливости, а также ловкости, гибкости невозможно передать характер любого достаточно сложного двигательного действия. Вместе с тем очевидно, что при их слабой выраженности также невозможно освоить двигательное действие без искажения его качественных характеристик.

Следующим фактором выступает уровень развития межмышечной и внутримышечной координации. Любое двигательное действие характеризуется проявлением нервной, мышечной и двигательной координации (4, 18, 29, 31, 49). Благодаря взаимодействию этих видов координации обеспечивается программирование действий, позволяющее решить двигательную задачу.

Генетические особенности, как один из факторов, в определенной мере определяющих проявление пластичности, формируют индивидуальный стиль спортсмена, артистизм, гармоничность движений и грациозность.

Типологические особенности нервной системы - также один из факторов, влияющих на проявление пластичности. Явно выраженный холерический темперамент человека находит выход в резких, контрастных движениях, в высоком темпе, скоростно-силовой направленности. Уравновешенный спортсмен предпочитает движения широкой амплитуды, соразмерные, более ритмичные.

Эмоциональное состояние во многом определяет внешнее и внутреннее поведение человека, способствуя всплеску чувств, подъему настроения. При этом важен самоконтроль, так как чрезмерное проявление эмоций приводит к нарушению гармоничности и искажению индивидуального стиля.

Естественное состояние пластичности развивается у человека в процессе его индивидуальной жизни, в зависимости от определенных условий. Одно из них - уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Трудно говорить о пластичности движений при низких показателях скоростно-силовых качеств.

Специально организованные занятия приводят к закономерному приросту пластичности независимо от того, ставится ли такая задача. Однако по мере повышения мастерства происходит возрастание физических качеств, в том числе и пластичности.

Характер двигательной деятельности человека во многом определяется способностью сохранять и удерживать равновесие, преодолевая гравитационные рефлексы. Способность к сохранению равновесия – важный компонент координационных способностей. Это качество является важным, в частности, и в выступлениях спортсменов на соревнованиях по акробатическому рок-н-роллу.

Любые двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, передвижения на лыжах, бег на коньках, плавание и т.д.) связаны с сохранением устойчивого состояния тела. Это обеспечивает нормальное функционирование всех физиологических систем организма, оптимальную амплитуду движений, рациональное распределение мышечных усилий, что приводит к экономичности энергозатрат и повышению эффективности двигательного действия. Не менее важно сохранение равновесия в неподвижной позе: сидение за партой в школе, рабочая поза за столом, у станка, за рулем и так далее. Неумение сохранять правильную позу приводит к искривлению позвоночника и, следовательно, к ухудшению состояния здоровья.

Большие требования к сохранению равновесия предъявляет спортивная деятельность. Необходимый уровень развития данного качества позволяет быстрее и качественнее овладевать техникой различных физических упражнений.

Следовательно, равновесие - одно из основных двигательно-координационных качеств (ДКК), развитие и совершенствование которого необходимо в течение всей жизни (33).

Являясь сложным ДКК, равновесие имеет следующие компоненты:

- рациональное расположение звеньев тела;

- минимизацию количества степеней свободы движущейся системы;

- дозировку и перераспределение мышечных усилий;

- уровень пространственной ориентации.

Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывают на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость.

Первый компонент - рациональное расположение звеньев тела - способствует лучшему сохранению равновесия. Так, балансировка тела на узкой опоре осуществляется гораздо легче при свободном положении рук в стороны. Правильная осанка в положении сидя или стоя способствует лучшей устойчивости тела.

Рациональное взаиморасположение звеньев тела существенно влияет на активность мышц. Так, в положении приседа на одной ноге резко увеличивается активность мышц туловища и опорной ноги. Следовательно, расположение звеньев тела не только значительно влияет на внешнее восприятие любого двигательного действия, но и способствует сохранению устойчивости. Известно, что двигательный аппарат человека представляет собой довольно сложную кинематическую цепь, имеющую большое количество степеней свободы.

Экономия энергии - один из основных критериев рациональности спортивной техники (48). Как известно, не вся затраченная энергия полезна, так как некоторая ее часть расходуется на преодоление сил сопротивления. Кроме того, определенное количество энергии расходуется при недостаточной координации. Поэтому сохранение устойчивого положения тела (второй компонент) связано с минимизацией количества степеней свободы. Всевозможные движения тела человека могут иметь сотни степеней свободы. В этом случае практически невозможно управлять его двигательной деятельностью. Рациональная двигательная координация характеризуется прежде всего уменьшением количества степеней свободы.

Третий компонент равновесия - дозировка и перераспределение мышечных усилий. Сложность сохранения устойчивого положения тела после выполнения какого-либо движения (поворота, прыжка, кувырка) заключается в том, что усилия мышечных групп имеют кратковременный характер, возникая лишь в определенных фазах двигательного действия, при этом в начале и в конце движений величина этих усилий различна. Объем прилагаемых мышечных усилий в значительной степени определяется конкретным проявлением равновесия. Например, сохранение равновесия на повышенной опоре и после выполнения вращения требует совершенно разного характера приложения усилий. Во втором случае их необходимо значительно больше, что связано с наличием реакции противовращения (16).

Разные группы мышц, как известно, имеют неодинаковую степень активности. Наибольшей обладают мышцы, выполняющие основную нагрузку при удержании звеньев тела в состоянии равновесия. Например, в стойке на руках более высокая активность характерна для мышц лучезапястных суставов и мышц спины.

Четвертый компонент сохранения устойчивого положения тела - уровень пространственной ориентации. Для выполнения любого двигательного действия, от элементарных естественных движений: удержание какой-либо позы, ходьба, бег - до технически сложных спортивных упражнений, необходима определенная степень ориентации в пространстве. Чем она лучше, тем легче сохранить устойчивое положение. Пространственная ориентация обеспечивает точность движений при перемещении тела и его отдельных звеньев (32).

В различных видах двигательной деятельности большое значение имеет пространственная точность движений. Например, меткость броска мяча или шайбы зависит от степени точности оценки пространственных характеристик движений. Каждое двигательное действие имеет определенную структуру, и информация о его параметрах направляется по своим конкретным каналам в систему управления. Такие понятия, как «чувство дистанции», «чувство мяча» и так далее, имеют своей основой взаимодействие комплекса функциональных систем, позволяющее определить и контролировать расстояние. Поэтому сохранение устойчивости тела при выполнении многих двигательных действий с закрытыми глазами гораздо сложнее, чем с открытыми.

Известны две основные разновидности равновесия: статическая и динамическая. Специальные исследования, проведенные Л.Д. Назаренко (32), позволили выявить, что как у статического, так и у динамического равновесия существует ряд специфических и неспецифических проявлений. Специфические связаны с конкретными видами спортивной деятельности, неспецифические чаще всего характерны для трудовой и бытовой деятельности (рис. 3). Деление на специфические и неспецифические проявления весьма условно, так как невозможно провести четкое разграничение в сложной двигательной деятельности без нарушения структуры движения. Тем не менее, выделение этих двух относительно самостоятельных групп оправданно с точки зрения развития и совершенствования устойчивости тела. Необходимо иметь в виду, что добиться абсолютной устойчивости тела невозможно. При сохранении любого равновесия мышцы находятся в состоянии определенного тремора, который в большей степени проявляется у нетренированных, в связи с чем им труднее добиться равновесия.

     
 

 

 


Рис. 3. Основные компоненты равновесия как двигательно-координационного качества (Назаренко Л.Д., 2000).

Знание всех видов и проявлений равновесия позволяет определить его физиологическую основу. Механизмы регуляции равновесия сложны, так как обусловливаются комплексом деятельности различных анализаторов, состоянием вегетативных органов, нервной и мышечной систем. Неоднозначно участие анализаторов в управлении устойчивым состоянием тела. Очевидно, что значительная заслуга в сохранении равновесия принадлежит не только двигательному, но и зрительному, вестибулярному, тактильному анализаторам. Вместе с тем, очевидно, что их роль не может быть одинаковой.

Различия в степени участия отдельных анализаторов связаны с конкретным видом и проявлением данного качества. Так, в удержании определенной позы (положения сидя, стоя, при наклоне и другие) ведущую роль играет двигательный анализатор. При сохранении равновесия после вращательных движений большее значение приобретает вестибулярный. При удержании равновесия после выполнения прыжков и прыжковых упражнений, а также при балансировке с предметами значительно повышается функция зрительного и тактильного анализаторов. Следовательно, участие того или другого анализатора определяется конкретной двигательной задачей, связанной с проявлением того или иного вида равновесия.

Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной системы. Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 с вызывает снижение колебаний тела.

Влияние состояния нервной и мышечной систем на сохранение устойчивости связано с увеличением или уменьшением амплитуды колебаний тела. Поэтому высококвалифицированные спортсмены уделяют большое внимание снижению тремора, что достигается специальной методикой в зависимости от вида спортивной деятельности. Чем опытнее спортсмен, тем лучше он владеет собой и сохраняет равновесие. Это особенно важно в стрельбе, гимнастике, гребле и других видах спорта.

Способность сохранять устойчивое положение тела определяется рядом факторов. Одни из них - уравновешенность нервных процессов и степень выработки дифференцировочного торможения. Уравновешенность позволяет распределять мышечные усилия, концентрируя их в нужном направлении. Высокая степень выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения дает возможность с большой точностью различать характер усилий и паузы между ними (34).

Каждое хорошо координированное движение вызывает возбуждение в одной группе мышц и торможение в антагонистической, что характерно для сопутствующего (реципрокного) торможения. По своей активности процессы возбуждения и торможения примерно равны, но благодаря торможению антагониста экономится механическая энергия мышечного сокращения. Многократная смена работы агонистов и их антагонистов, что характерно для большинства видов двигательной деятельности, приводит к существенному сокращению энерготрат. Внешне работа мышц с поочередной активностью отличается легкостью, изяществом движений. Так, фигурист в едином порыве танца поднимает партнершу вверх, и она, невесомо порхая над его головой, синхронно с ним выполняет пробежки, повороты, плавно соскальзывая в сложнейший тодес или пируэт. При этом происходит многократная смена режима мышечной деятельности, воспринимаемая зрителями просто как красивые, захватывающие танцевальные движения (5, 11, 25).

Таким образом, высокий уровень развития равновесия - необходимое условие оптимизации двигательных действий, приближения их к совершенству. Однако при изменении направления движения проявляется одновременная активность работающих мышц и их антагонистов. Чем резче движение, чем быстрее выполняется поворот, тем продолжительнее время одновременной активности мышц разнонаправленного действия. Поэтому для уменьшения времени прохождения дистанции необходимо овладеть техникой более резкого поворота, что повышает требования к устойчивому положению тела.

Один из важных факторов, обеспечивающих сохранение равновесия, - состояние нервно-мышечного аппарата. Удержание устойчивого состояния тела обеспечивается тоническим и тетаническим напряжениями. Тоническое чаще всего имеет место при сохранении равновесия, взаимодействуя с дополнительной опорой (упор на брусьях), при сохранении позы при беге и т.д. Тетаническое напряжение часто проявляется при сохранении равновесия в безопорной фазе: сальто, пируэты, преодоление планки в легкоатлетических прыжках. Оно характеризуется мощным потоком импульсов из центральной нервной системы к работающим мышцам.

Одним из факторов, влияющих на способность сохранять устойчивость положения тела, является уровень развития физических качеств. Определенная степень развития силовых и скоростных качеств мышц позволяет многократно повторять усилия различного характера с максимально возможной скоростью. Недаром высококлассного гребца невольно сравнивают с летящей над водой птицей, настолько плавными и грациозными представляются его движения. Например, в гребном спорте скорость передвижения во многом определяется величиной усилий, прилагаемых к веслу, а также быстротой выполнения гребков, темпом движений и т.д. Кроме того, они осуществляют одновременно и антигравитационную функцию: удерживают тело человека в состоянии равновесия. Усиливают проявление устойчивости тела определенные показатели выносливости. Чем выше уровень общей и специальной выносливости, тем быстрее спортсмен осваивает различные разновидности равновесия (7, 46, 51).

Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития подвижности в суставах. Чем выше степень подвижности (в определенной мере), тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его отдельных звеньев и таким образом управлять устойчивостью.

Уровень развития гибкости также влияет на сохранение равновесия. Высокая степень гибкости шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника позволяет занять устойчивую позицию над опорой.

Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень межмышечной и внутримышечной координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач.

Немаловажное значение имеет точность движений, обеспечивающая рациональное расположение звеньев тела над опорой и в безопорном состоянии. Точность двигательных действий способствует их высокой экономичности, выполнению с меньшими затратами мышечных усилий и энергии. Проявляется она в совершенной форме (видимой стороне) движений и четкой структуре (содержании) двигательного действия.

Ритмичность также имеет определенное значение в устойчивом положении тела, обеспечивая равномерное распределение и перераспределение мышечных усилий. Она обусловливает оптимальное соотношение отдельных частей двигательного действия, их непрерывность в течение заданного времени, а также характер, согласованность и амплитуду отдельных движений (20). В любом упражнении есть определенная продолжительность во времени (темп) и закономерное распределение усилий (динамика). Темп и динамика тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Их оптимальное сочетание обеспечивает гармонию движений. В этом случае наблюдается чувство ритма ходьбы, бега и т.д., что невозможно без устойчивого положения тела.

Одними из факторов, повышающих способность сохранять равновесие, являются психологический настрой и эмоциональное состояние. Высокий уровень психологической подготовки способствует уравновешенности нервных процессов - важного условия устойчивого положения. Положительные эмоции также способствуют повышению работоспособности, мышечной активности и, следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела и его отдельных звеньев.

По мнению В.И. Ляха и Е. Садовски (27) в последнее время усилилось внимание ученых к такому фактору, определяющему достижения в спорте, как «техника-координация», ядро которого составляют координационные способности спортсмена. Проведенные авторами исследования анализ научно-методических публикаций показал, что специфика координационной тренировки не выделяется по отношению к технической и физической подготовке. Большинство ставят ее в раздел физической подготовки. Вместе с тем все большее число ученых, занимающихся проблемами спортивной моторики и спортивной тренировки, а также тренеров признают и пытаются выделить собственные функции координационной тренировки внутри технической подготовки; другие - и их число растет - убеждены в необходимости определения самостоятельной роли, задач и содержания координационной подготовки в системе многолетней подготовки спортсменов - представителей различных видов спорта (Матвеев Л.П., 1991; Лях В.И., Садовски Е., 1999 и др.).

Спортивная практика также дает нам примеры того, что спортсмены мирового класса (легкоатлеты, пловцы, единоборцы и др.) в свои тренировочные программы включают координационные упражнения, воздействующие на специфические КС, для того чтобы улучшить процессы экономизации техники, сознательно акцентировать опорные ее компоненты как гармонизирующее средство, компенсирующее однообразие тренировок «на выносливость» (13, 18, 24).

В настоящее время нельзя говорить о существовании единой концепции координационной подготовки в спорте (27). Наличие рекомендаций на этот счет вызвано разными причинами. В частности, это определяется тем, что те или иные спортивные дисциплины предъявляют объективно разные координационные требования к спортсмену. Так, несомненно, время, объем и содержание координационной тренировки в технически-композиционных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах отличаются от таковых в спортивных дисциплинах, которые содержат относительно небольшое число спортивно-специфических навыков и имеют ограниченный набор (репертуар) специальных упражнений (например, поднятие тяжестей, прыжки на лыжах, легкоатлетический бег). Обратим внимание, что на более высоких этапах спортивного мастерства в связи с возрастающей работоспособностью положение с разработкой вопросов координационной тренировки усложняется. Дело в том, что в это время уменьшаются генерализация и положительный перенос в сфере способностей и умений и увеличиваются специфичность, комплексность и индивидуализация в выборе координационных упражнений.

Принципиальным положением координационной подготовки является развитие КС в процессе технического и технико-тактического обучения и совершенствования. Важное теоретико-методическое положение координационной тренировки - систематическое использование и специальных координационных упражнений, направленных на развитие важнейших для данного вида спорта КС.

В научно-методической литературе этот вопрос остается не до конца раскрытым (Староста В., 1998; Назаренко Л.Д., 1999, 2000, 2001). Основная сложность заключается в оценке оптимизации действий во внезапно меняющейся обстановке. Относительно точно разработаны критерии оценки КС с помощью специальных тестов (Лях В.И., 1991). На наш взгляд, наиболее комплексным и адекватным специфике двигательной деятельности спортсменов в акробатическом рок-н-ролле является метод оценки КС, предложенный Е. Сторостой (1998). Способность исполнения вращательных движений во время прыжка является основой предлагаемого способа измерения и оценки двигательной координации.

Высокий результат в рассматриваемом тестовом задании требует быстрого и точного сочетания движений нескольких частей тела и сохранения равновесия во время прыжка и приземления. Подробный анализ выполнения максимального вращения во время прыжка, проведенный автором данного метода, указывает на высокую степень сложности этого тестового задания, требующего проявления всех основных координационных способностей. Поэтому правильно будет назвать этот тест требующим одновременного проявления целого комплекса координационных способностей. Однако результат измерения уровня координации следует понимать широко, так как результат выполнения максимального вращения (оборотов) во время прыжка может зависеть от уровня прыгучести (более высокий прыжок теоретически обеспечивает большее количество оборотов, однако и он требует проявления координации) и вида спорта. Ведь есть такие виды спорта, в которых эти специфические движения доминируют (например, фигурное катание на коньках и на роликах, художественная и спортивная гимнастика). Поэтому сложно определить: занятия ли данным видом спорта развивают способность выполнения вращательных движений (т.е. развивают координацию) или же специфика вида спорта отбирает занимающихся, предпочитая лиц с высшим уровнем координации. Экспериментальные исследования, проведенные автором данного метода, а также данные других исследователей (Карпеев А.Г., 1995; Староста В., 1998 и др.), подтверждают гипотезу равноценного значения отбора лиц с лучшей координацией, а также возможности совершенствования координации благодаря исполнению сложных упражнений.

Проводя измерения уровня координации, можно использовать три разных по сложности двигательных задания (полный тест состоит из 9 заданий). В начале исследования чаще всего применяется самое простое - прыжок толчком двух ног с приземлением на две, а потом - с одной ноги на одну. Во втором задании можно использовать два варианта: прыжок с правой ноги на ту же ногу, а также со сменой ноги (то есть с правой на левую). Цель всех двигательных заданий теста, предлагаемых автором, - выполнение максимального количества оборотов. Выполнение прыжка на заданный угол требует другого соотношения проявлений КС.

В таблице 3 представлена ориентировочная шкала для оценки КС девочек и мальчиков, разработанная автором метода.

Таблица 3.

Ориентировочная шкала оценки двигательной координации по результатам измерений тестом В. Старосты (1998), град.

Оценка уровня координации

Измерение прыжка с двух ног

Измерение прыжка с одной ноги*
без помощи рук (руки на поясе) с помощью рук с помощью рук
Неудовлетворительная до 180 до 260 до 220
Удовлетворительная 181-270 261-340 221-280
Хорошая 271-360 341-420 281-340
Отличная 361-450 421-500 341-400
Выдающаяся 451 и больше 501 и больше 401 и больше

 

 

* - Прыжок с одной ноги можно выполнять в двух вариантах: а) без перемены ноги и б) с переменой ноги, т.е. прыжком с одной ноги на другую. В варианте "а" может быть две версии: более сложная, для которой здесь показаны результаты,а также более простая.

 

Таким образом, анализ данных специальной литературы за последние годы показывает, что ученые постоянно продолжают поиск адекватных средств и методов воспитания и оценивания координационных способностей спортсменов, основанный на изучении механизмов формирования этих качеств, уточнения их классификации, исследовании эффективности тех или иных средств. Поэтому разработка методик координационной подготовки спортсменов продолжает оставаться одним из важнейших вопросов спортивной тренировки. Особенно это важно в таких видах спорта, где теоретическое и методическое обеспечение тренировки находится только в стадии формирования. К таким видам можно отнести и акробатический рок-н-ролл.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: