Удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Глава 3

Фес.3:1. Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

Фес.3:2. и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

Фес.3:3. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

Фес.3:4. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

Фес.3:5. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Фес.3:6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа,

Удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно,

А не по преданию, которое приняли от нас,

2Фес.3:7. ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,:

Фес.3:8. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день,

чтобы не обременить кого из вас, –

Фес.3:9. не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

Фес.3:10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

Фес.3:11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

Фес.3:12. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом,

Чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

Фес.3:13. Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

2Фес.3:14. Если же кто не послушает слова нашего4 в сем послании, того имейте на замечании

И не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

Фес.3:15. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Фес.3:16. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем.

Господь со всеми вами!

Фес.3:17. Приветствие моею рукою, Павловою,

что служит знаком во всяком послании, пишу я так:

Фес.3:18. благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Фес.3:1. Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

Сам прежде молился о них, чтобы им утвердиться в вере, теперь просит их молиться за него, не о том просит, чтобы он не подвергался опасностям (ибо он на это обрек себя), но о том, «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось». Здесь просьба соединена с похвалой: "как", говорит, "и у вас", чтобы и все также покорились ему, как и вы. Так апостол ничего не просит собственно себе, но всего Божиего.

Фес.3:2. и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

Апостол говорит о тех, которые возражали против его проповеди и враждовали против догматов веры, каков был Александр медник.3 На это он намекнул, сказав: «ибо не во всех вера», то есть не все веруют, но достойные. Подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал, что не все удостаиваются служить в царском воинстве, но только годные для этого. Он в то же время и ободряет их, представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их. Незаметно дает разуметь и о причиненных ему опасностях со стороны тех, которые противились слову. И то имеет для них немалое утешение, что Павел, будучи столь высок, все еще боролся с опасностями.

Фес.3:3. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

Выше сказал: «избрал вас» Бог «во спасение», вместо: избрал для Себя. Итак, верен, то есть истинен Бог, и несомненно совершит то, что начал; и утвердит вас, как мы молились, так что вы уже не поколеблетесь, и сохранит, так что сатана не одолеет вас.

Фес.3:4. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

После того как апостол помолился за фессалоникийцев и сказал: Бог верен и, конечно, совершит начатое в вас дело спасения, но чтобы вы не подумали, что все зависит только от Бога, и потому не предались лености, вот теперь требует содействия и с их стороны, как бы так говоря: Бог верен и несомненно исполнит дело Свое, но при условии, что и вы будете трудиться. Заметь мудрость апостола. Он не сказал просто: «уверены о вас», но "в Господе", то есть мы веруем человеколюбию Божию, что оно исполнит вас силой, чтобы показать им, что все зависит от Бога. И не просто сказал: «уверены в Господе», но: "о вас", и: «исполняете и будете исполнять», дабы они, все относя к Богу, не стали ленивыми. Должно все возлагать на Бога, но так, чтобы и самим действовать. Не удовольствовался сказать: «исполняете», но прибавил: «будете исполнять», показывая, что мы должны до последнего издыхания ревновать о добродетели.

Фес.3:5. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Опять молится за них, показывая свое попечение о них. Так как он намеревался укорять некоторых из них, то наперед умащает сердца их, чтобы показать, что он делает им наказ тот от многой любви. И так сказал: «Господь да управит сердца ваши», то есть сделает то, чтобы они пошли по правильному пути и не уклонялись с него. Ибо многое уклоняет от правого пути любви, и лихоимство, и тщеславие, и скорби, и искушения. Это и многое другое не дает нам идти к любви Божией и полюбить Его, как должно. Слова же «в терпение Христово» или так понимай: чтобы нам терпеть, как Он терпел, или так: чтобы мы с терпением ожидали Христа и не отчаивались, но твердо веровали, что Он исполнит, что обетовал. Сказав о терпении, апостол намекнул на скорби. Сочетал же с любовью и терпение потому, что любить Бога и значит – все терпеть за Него, без ропота, благодушно. Под "Господом" разумей здесь "Духа", как заметил Василий Великий.

Фес.3:6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа,

Часто мы говорили, что завещанием Павел называет более строгое наставление. Так и в настоящем случае, делая более строгое наставление, он говорит: не мы повелеваем, но Христос. Ибо что я говорю, то Он говорит. А Он нигде не заповедал предаваться бездеятельности.

удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно,

То есть удаляться от всякого, кто живет бесчинно, то есть без дела, хотя бы то был богатый, или бедный, или святой. Ибо те, которые отказываются от полезных занятий, обыкновенно скоро впадают в празднословие и равнодушие. А это и есть бесчиние. Каким образом? Таким: кто ничего не делает, тот выходит из порядка (чина), положенного учителем. Поэтому апостол прибавляет следующее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: