Идеологическая подоплёка интеграции

С подачи премьера г–на Медведева вновь оживилось обсуждение темы введения единой валюты на постсоветском пространстве — сейчас в контурах возможного Евразийского союза. Преобладающая позиция такова: введение общей валюты — перспектива реальная, но все–таки довольно отдаленная. Введение общей валюты рассматривается как высшая ступень экономической интеграции. Однако, по моему мнению, общая валюта имеет и важное идеологическое измерение. Очевидно, что переход на общую валюту могут позволить себе только идеологически, ценностно близкие страны.


Типичный (и, пожалуй, пока единственный) пример здесь — европейская валюта. Появление единой европейской валюты и расширение зоны евро отчетливо имело не только экономическую, но и идеологическую мотивацию. Более того, нынешняя ситуация в ЕС заставляет думать, что идея порой превалировала над экономической прозой. Тем не менее единая валюта стала важным идеологическим инструментом европейской консолидации. Само название валюты — евро — несет выраженную смысловую нагрузку. То, что изображено на деньгах — бумажных купюрах и монетах, — является весьма важным атрибутом политической идеологии. Непременным символом европейской валюты стали контуры объединенной Европы — каждодневное напоминание жителям зоны евро, что они в первую очередь европейцы.


Полагаю, что те же вопросы встанут и перед странами — участницами Евразийского союза, когда дело дойдет до введения единой валюты: как эту валюту назвать и что на ней изобразить? А это, повторяю, вопрос идеологии. И вот здесь встает главный вопрос: а какова идеология Евразийского союза? Идеология подобного крупного наднационального образования должна включать в себя ряд аспектов. Во–первых, это представления о прошлом, в котором лежат предпосылки для политического объединения в настоящем и будущем. Во–вторых, это те ценностные основания, на которых строится политическое объединение. В–третьих, это некий проект, т.е. то «светлое будущее» (возможно, с легким оттенком романтики), ради которого, собственно, и затевается интеграция.


Надо признать, выработка подобной идеологии — задача не из легких. Даже такое продвинутое объединение, как ЕС, служащее ориентиром для инициаторов евразийской интеграции, справляется с ней далеко не блестящим образом. Европейская идеология как комплекс представлений о европейской цивилизации и европейских ценностях, безусловно, существует. Однако в европейской идеологии, как представляется, отсутствует один из главных элементов — проект будущего, и это во многом порождает те кризисные явления, которые сегодня существуют в ЕС. Понятие «европейские ценности» на поверку также далеко не бесспорно — во всяком случае, казенно–бюрократическое их понимание, исходящее из высоких брюссельских кабинетов, устраивает в Европе далеко не всех. Ложное целеполагание — «построение коммунизма» — сгубило в свое время и СССР. Так что идеология — вещь сложная, ответственная, а подчас и опасная. И пренебрегать ею при проектировании интеграционных процессов континентального масштаба — по меньшей мере легкомысленно.


Однако идеология сегодня остается, пожалуй, главной ахиллесовой пятой евразийской интеграции. Политики всеми силами стараются обходить идеологическую тематику, концентрируясь исключительно на экономической стороне вопроса. В лучшем случае звучат невнятные фразы об общем прошлом и дружбе народов. Связано это, по всей видимости, как с негативным опытом идеологического строительства в СССР, из которого вышли большинство современных постсоветских политиков, так и с «экономикоцентризмом» современного мышления, когда экономика воспринимается как самодовлеющая субстанция, которая якобы исключительно и определяет человеческое бытие. При этом забывается, что связь между экономикой, политикой и идеологией взаимная. Экономика в конечном счете выстраивается во многом исходя из идеологических и ценностных соображений политических субъектов. Применительно к Евразийскому союзу идеология может выступить той «смазкой», которая стимулирует, ускорит процессы экономической интеграции. Идеологические ориентиры дадут представление, как отстраивать нашу общую экономику. Вне идеологии экономические процессы на постсоветском пространстве превращаются в борьбу эгоизмов даже не отдельных государств, а всевозможных «хозяйствующих субъектов», корпораций, кланов... Отсюда — все эти сахарные, молочные, нефтегазовые и прочие «войны».


Поэтому идеологический вопрос стоит на повестке евразийской интеграции особенно остро. Без внятного идеологического обеспечения интеграционные процессы вновь и вновь будут наталкиваться на конфликты между преследующими свои эгоистические интересы «экономическими субъектами». Так, непроработанность идеологической составляющей привела к пробуксовке Союзного государства Беларуси и России. Отсутствие общей идеологической рамки вело к тому, что белорусская и российская стороны понимали сущностное наполнение интеграционных процессов очень по–разному и зачастую преследовали взаимоисключающие цели. Естественно, это вело к недоразумениям и конфликтам. При строительстве Евразийского союза этот опыт должен быть обязательно учтен.


Идеология — то, что позволит обуздать сиюминутный эгоизм, подчинить его логике общего интеграционного движения, от которого в конечном счете должны выиграть все. Какой может быть идеология Евразийского союза? Об этом мы поговорим в дальнейшем.

Автор публикации: Всеволод ШИМОВ

Дата публикации: 26.06.2012

Главная Политика Статья «Кредит не повредит»






Кредит не повредит

Проект новой государственной жилищной политики не вызвал бурных дебатов в Парламенте. И даже вопросов оказалось немного. Похоже, общество пришло к пониманию, что обеспечить отдельной квартирой за счет льготных кредитов каждую семью невозможно. А ведь в последние 5 лет прирост количества нуждающихся в улучшении жилищных условий стремительно опережал темпы роста новостроек. Хотя они у нас — самые высокие в СНГ. Вчера депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики новую концепцию представил заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин. Перемены радикальные. Рыночные. Призывающие граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, надеяться больше на себя, чем на эмиссионные средства государства.


Что касается очереди на жилье. Право на льготный кредит (от 1 до 17 процентов) потеряла каждая вторая семья очередников. 448 тысяч из 850 тысяч состоящих на учете. И отныне, как планируется, исполкомы записывать в очередь будут только тех, кому положена господдержка по Указу Президента № 13 от 6 января нынешнего года. Их тоже немало. 16 категорий. Основные: многодетные, жители малых городов, военнослужащие, молодые семьи с двумя несовершеннолетними детьми. Условие: обеспеченность жильем менее 15 квадратных метров по стране и 10 — в Минске. Для прозрачности процесса к 2014 году будет создан единый электронный государственный реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Бесплатное социальное жилье государство будет строить, как и сейчас, детям–сиротам, инвалидам I и II группы и семьям с детьми–инвалидами и так далее по списку, включающему 19 категорий льготников. Всего предстоит обеспечить безвозмездными метрами 19,3 тысячи жителей страны. Остальным рекомендую внимательно изучить следующие варианты.


Аренда. С января в стране нашлось около 200 квартир и домов, которые уже сегодня государство может предложить в наем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам. 57 — в Минске. Анатолий Калинин пообещал, что в ближайшее время будут разработаны критерии комфорта такого жилья. Стоимость аренды уже известна, привязана к базовой величине, месту расположения и метражу. К 2015 году количество арендного жилья возрастет в 5 раз и составит не менее 250 тысяч квадратных метров. Неоднозначную оценку при публичном обсуждении (кстати, от граждан поступило около 200 поправок и дополнений в проект концепции жилищной политики) получил пункт о переводе общежитий в разряд арендного жилья. Вот и депутаты вчера снова подняли этот вопрос: уместно ли брать арендную плату с людей, которые всю жизнь отработали на предприятии и к пенсии заработали комнату в общежитии? Анатолий Калинин ответил довольно дипломатично, что вопрос находится в стадии обсуждения. Однако добавил, что если рассматривать практику Евросоюза, то общежитий там нет. Кстати, нынче в стране 170 тысяч жилых помещений в общежитиях и еще 39 тысяч служебных квартир и домов. Это, к примеру, полтора плана по строительству жилья на 2012 год, или 7,5 миллиона квадратных метров. Введение аренды сделает более прозрачными критерии предоставления комнат в общежитии. Кстати, это не коснется общежитий учебных заведений и специализированных спортивных.


Вот еще вариант: стройся сам. Закреплены в концепции жилищной политики сроки стояния в очереди. 3 года для многодетных, 5 — 7 лет — для военнослужащих. Если нет желания ждать квартиру в многоэтажном доме, то можно взять бесплатно землю и строиться. Государство в этом случае обещает обеспечить строительными материалами и услугами в рассрочку. Исполкомы должны будут подбирать массивы для застройки ближе к обжитым и перспективным населенным пунктам. За счет газовиков, энергетиков и бюджета будут строиться внутриквартальные инженерные коммуникации и транспортная инфраструктура. А вот дорогу, газ, воду и свет к дому застройщику придется подводить самостоятельно. Вариант государственно–частного партнерства. К 2015 году так будет строиться каждый второй квадратный метр жилья. В Минской и Брестской областях это уже реальность. Для жителей столицы Минский облисполком подобрал, по словам Анатолия Калинина, 10 массивов под индивидуальную усадебную застройку. Но пока одобрен только один — на 2.000 участков.


Разработан генплан застройки городов — спутников Минска. Первые ласточки: Смолевичи и Заславль. Только на развитие инфраструктуры Смолевичей государство планирует выделить более 3 триллионов рублей в нынешних ценах. Минчанам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлена уникальная возможность построить квартиру в спутнике с льготным кредитом по ставке 6 процентов годовых на 20 лет.


Госзаказ. Принципиальное новшество. Кто строил квартиру в ЖСПК, знает, какая это морока вникать в цену квадратного метра, нервничать по поводу сроков заселения. В общем, государство намерено решить проблему раз и навсегда. Строить жилье для очередников, начиная со следующего года, будут УКСы. «Под ключ». Им государство выделит льготные кредиты. А затем семейство, у которого подошла очередь улучшать жилищные условия, просто выберет понравившийся дом и квартиру. Внесет деньги, переоформит на себя льготный кредит и справит новоселье. Просто и понятно. А с ценой и сроками будут разбираться специалисты.


Предусмотрены в концепции нововведения в обслуживании жилья. Не только новостройки, но и дома после капремонта будут передаваться в управление товариществам собственников. И жильцы получат уникальную возможность брать льготный кредит не только на строительство жилья, но и на его капитальный ремонт. Обсудив жилищную политику до 2015 года, депутаты в тот же день приняли во втором чтении новый Жилищный кодекс, в котором тоже немало изменений. Впрочем, это уже предмет отдельного разговора.

Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА

Фото: Виталий ГИЛЬ

Дата публикации: 01.06.2012

 

Главная Политика Статья «О политической реформе»








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: