Геймификация на уроках художественно-эстетического цикла

Геймификация в образовании – это процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру и как метод обучения и воспитания, и как форму воспитательной работы, и как средство организации целостного образовательного процесса.

Игра — регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок — и ученик и учитель одновременно [14].  Об этом писал большой поклонник игры К. Д. Ушинский, утверждавший, что для ребенка игра — это "действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание [15]. Обучение учащихся в игровой форме, соревнования между ними, добавление драйва в образовательную среду, регулярная активизация— все это помогает учителю развивать детей, при этом, развивая себя. Интегрированные в урок принципы геймификации заметно повышают у детей, растущих в эпоху компьютерных игр, мотивацию к обучению и уровень включенности в изучение нового. Такие уроки развивают навыки работы в команде, облегчают усвоение сложной информации, способствуют лучшему запоминанию материала, учат использовать школьные знания в реальной жизни.

Игровыми можно сделать отдельные моменты урока, весь урок, домашнее задание. Степень использования принципов геймификации в обучении варьируется в зависимости от возможностей педагога. Наиболее результативная форма применение геймификации – внедрение игровой формы в целый цикл уроков по изучению раздела или превращение всей годовой программы по предмету в захватывающий квест. Элементы геймификации целесообразно дозированно включать в различные этапы урока в зависимости от поставленных задач.

При использовании данного метода должна быть четко обозначена цель обучения и соответствующий результат. Дидактические игры, предложенные Беллой Соломоновной Рачиной, заслуженным учителем России, можно использовать на уроках музыкального искусства в начальных классах.Например, игра «Определи регистр» (высокий, средний, низкий), «Живой рояль» (интонирование звукоряда), «Ритмическое рондо» - в процессе ритмизации идет закрепление формы рондо, «Солнышко-туча» - суть игры в определении ладовой окраски (мажор-солнышко, минор-туча) «Ритмическое эхо» - на развитие чувство ритма [6].

Наибольшую свободу для развития индивидуальных способностей и талантов представляют ролевые игры. В процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы обучения. Например, слушая пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, дети драматизируют пьесу, прежде самостоятельно распределив роли.

Музыкально-пластические игры и упражнения на уроке выполняют не только обучающую функцию, но и функцию релаксации, они выступают в роли здоровьесберегающих технологий. Например, имитация игры на музыкальных инструментах, игра на музыкальных инструментах, пластическая импровизация, прием «свободного дирижирования».

С эффективными приемами внедрения геймификации в учебно-воспитательный процесс можно более подробно ознакомиться в методической разработке «Геймификация в образовательном процессе как средство повышения мотивации к обучению» (Приложение 2).

В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроке, возрастает активность обучающихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: