Вопросы для обсуждения задания

 

1. Какой из этих текстов, с вашей точки зрения, наиболее реалистичен?

2. Что вас заставляет поверить ему?

3. Какие аргументы использует наука?

4. Какие приёмы применяются в литературном произведении?

5. На чём строится религиозное знание?

6. В каком тексте действие наиболее динамично?

7. Где достигается наибольшая широта и глубина знания?

 

 

Тема 8.

Человек и история.

 

Цель занятия: Студенты должны: понимать и уметь объяснять закономерности исторического процесса человечества; понимать значение исторической памяти для будущих поколений; понимать закономерности этнической истории человечества; понимать сущность и закономерности развития способа производства; иметь представление об исторической эпохе и цивилизации.

 

Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара.

Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. Это обстоятельство не отвергалось никем из мыслителей прошлого и не отвергается современными учёными. Одним из теоретических достижений науки XX века можно считать разработку учения о социальной системе, под которой понимается всё относящееся к системной характеристике общества как определённой целостности, объединяющей людей разнообразными связями и отношениями. Социальная система характеризуется открытостью, определённой степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравномерностью.

Все возможные способы объяснения развития общества и хода истории имеют нечто общее, а именно представление о системной организации этого явления и закономерностях его саморазвития. Наиболее существенными факторами развития общества являются способ производства материальных благ и этнические закономерности, при учёте особенностей культурного развития.

Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках истории и обществознания. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии.

Обсуждение материалов семинара целесообразно начинать с сообщений, подготовленных на основе рефератов:

1. Зачем нам надо знать историю.

2. Пассионарии как движущая сила истории.

3. История научно-технического прогресса.

4. Становление и развитие идеи цивилизационного подхода в изучении истории народов.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Что изучает философия истории?

2. Какие бывают виды исторических фактов?

3. Насколько возможно их правильное познание?

4. Почему случаются искажения исторических фактов?

5. Что представляют собой законы развития общества?

6. Что является субъективным фактором в истории?

7. В чём сущность объективного фактора исторического процесса?

8. Как соотносятся субъективный и объективный фактор в истории?

9. Приведите примеры такого взаимодействия.

10. Что такое этнос?

11. Каковы общие принципы этногенеза?

12. Какие выделяют фазы этногенеза?

13. Чем определяются особенности каждой из фаз?

14. Чем характеризуется пассионарный подъём?

15. Что характерно для акматической фазы?

16. Каковы особенности фазы надлома?

17. Какими признаками определяется инерционная фаза этногенеза?

18. В чём суть фазы гомеостаза?

19. Чем заканчивается развитие этноса?

20. Что составляет способ производства материальных благ?

21. Что такое производительные силы?

22. Что представляют собой производственные отношения?

23. Как связаны между собой производительные силы и производственные отношения?

24. Что ещё входит в структуру общественно-экономической формации?

25. Какие существовали в истории человечества общественно-экономические формации и соответственно этому типы обществ?

26. Что представляет собой историческая эпоха?

27. Что предполагает цивилизационный подход в истории?

28. Чем характеризуется цивилизация?

 

Проблемные задания.

 

1. На своём примере исторического факта рассмотрите его экзистенциальную, квалифицированную, количественную, пространственную сторону, а также мотивацию данного факта.

2. На конкретном примере покажите взаимосвязь субъективного и объективного фактора исторического процесса.

3. Из истории и литературы приведите примеры пассионариев, субпассионариев и гармоничных людей.

4. На примере российского этноса проследите этапы этногенеза.

5. Почему происходило развитие производственных отношений в истории человечества?

 

Тема 9.

История цивилизаций.

 

Цель занятия: Студенты должны иметь представление о развитии и смене локальных цивилизаций древнего мира и средних веков, нового времени и современности; понимать сущность глобальных проблем современности и их значение для будущего человечества; представлять возможные пути решения глобальных проблем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: