ГЛАВА 4.4. Тон (0,1) – Жертва

 

       Жертва - страдающий от насилия, несчастья, неудачи.

       Определение тона в саентологии:

1) разрушенная приемная точка или приемная точка (принимающая на себя внешнее воздействие), которой угрожает разрушение.

2) жертва – это следствие жизни, материи, энергии, пространства и времени (MEST).

       Проще говоря, это существо, на которое оказывается внешнее воздействие, разрушающее (или способное разрушить) это существо.   Обычно саентологи объединяют тон «Жертва» (+0,1) с тоном «Горе» (+0,5) в один тон «Горе». Но, на самом деле, хотя эти два тона имеют много сходства, между ними есть очевидная разница.              Пример:    Группа студентов в горах. У всех было очень веселое настроение. Они долго готовились к этому походу, и, наконец, он состоялся. Одна из девушек упала в глубокий овраг и получила серьезную травму: ушибы, перелом ноги. Когда она очнулась после падения, ее тон стал из тона «Веселье» тоном «Жертвы». Она громко кричала, плакала, звала на помощь. (Это характерный признак этого тона). Ей оказали первую медицинскую помощь и уложили в палатке. Пока ее несли по лесу к палаткам, она все время жаловалась на несчастную судьбу: лес плохой, овраг ужасный, ее травмы смертельны и приносят невероятные страдания, ее товарищи во всем виноваты - уговорили ее отправиться в этот сверхопасный поход, где она чуть не погибла, а теперь несут ее без всякой осторожности. Она все время плакала и выкрикивала: «Осторожнее! Вы убьете меня! Мне и так плохо! Я этого не переживу…» Она все время требовала к себе внимания: «Переложите меня на другое одеяло, мне холодно, откройте шире вход в палатку, я задыхаюсь, у меня все болит, дайте мне … (это, это … это)».

       Она могла только жаловаться и стонать… Её жалобы были непрерывными и чрезмерными, и все покинули ее под разными предлогами. Но когда она одна, то стала рыться в чужих вещах.

       Способ мышления «жертвы»: она бесконечно несчастна, и это положение не изменить. Она уверена в том, что всем остальным людям ЛУЧШЕ чем ей, все остальные счастливы, у них все есть, и они все успешны в жизни. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы взять себе что-нибудь у этих успешных людей. Это было бы даже справедливо - отобрать часть богатства у богатых и отдать его бедным и несчастным. Все равно этим успешным людям это перераспределение не навредит - они всегда во всем успешны и легко смогут восстановить потерю. У них можно это взять - они и мне обязаны помогать, обязаны заботиться обо мне, помогать мне, сочувствовать моим несчастьям

       У «жертвы» есть еще несколько ярких отличительных признаков. В книге «Мост Стивенса» и в книге Странника «Обработка зафиксированных состояний» можно найти следующее:

- Жертва производит только жалобы и слезы, постоянные крики (громкие или очень тихие) о помощи.

- Легко срывается в апатию, когда не может получить помощь и сочувствие от окружающих.

- Физическое состояние очень плохое - аллергические и другие трудно диагностируемые заболевания. Жертва постоянно чем-нибудь болеет, часты простудные заболевания и мелкий травматизм. Но у нее обычно обостренное зрение, слух, обоняние. Очень высокая утомляемость - живет, прикладывая к этому очень большие усилия. Демонстративное употребление различных лекарств, чтобы показать «Как мне плохо! Как я страдаю! Посмотрите все на мои страдания!».

- Жизненная философия жертвы: «У меня всегда все плохо!», в прошлом никогданичего хорошего не было: «Я всегда страдала», и в будущем не будет ничего хорошего. В будущем может быть только еще хуже. Эмоциональное состояние жертвы: «Лучше бы я умерла в детстве – сейчас бы не мучился. Лучше не жить».

- Отрицание позитивных моментов в прошлом! Это делается по двум причинам. Первая- из-за низкого эмоционального тона аналитический ум отключен и не способен отличать хорошее от плохого. Её единственная истина: «У меня всегда все было плохо!» Вторая – позитивные моменты в жизни считаются ей случайностями, и отрицаются как реальность. Их значение и ценность считаются мелкими, незначительными, неважными.

- Все общение подобных людей сводится к выпрашиванию сочувствия, выпрашиванию прямому или завуалированному. «Пожалейте меня! Я такой несчастный! Помогите мне!» На общение реагирует только в случаях, когда разговор можно свести к собственным страданиям и проблемам. С целью получения сочувствия «жертва» может пойти на любую ложь. Для этого «жертва» способна извратить любые факты и оклеветать кого угодно, вплоть до самых близких людей. Ей свойственна ложь.

- Чужие высказывания «жертва» понимает буквально. Пугающие высказывания в свой адрес воспринимает буквально, как гипнотическую установку. Чувство юмора отсутствует. Иногда «жертва» симулирует юмор…

- Отношение к детям – беспокойство и безнадежность их будущего. Дети (и, вообще, все родственники) постоянно подвергаются опасности (их могут ограбить, убить… они могут получить смертельную опасную болезнь… могут начать принимать наркотики…), а в будущем их неизбежно ждет голод, нищета, алкоголизм, наркомания, болезни, война и несчастная личная жизнь.

- Отношение к социальному устройству общества, как к совершенно несправедливому: «Общество поставило задачу меня погубить!», «Все устроено несправедливо». «Жертва» обращает внимание только на те социальные проявления, которые подтверждают эту мысль.

- Выражает признательность кратковременно и только при выражении ей сочувствия.

- Манипулирование окружающими через выпрашивании сочувствия и помощи. «Дайте что-нибудь. У меня ничего нет». (Это то, что делают нищие). Человек, осуществляющий подобное управление другими, способен отравить жизнь кому угодно за очень короткое время. Причем для подобного управления «жертва» может использовать и эмоциональный шантаж. Жертва» постоянно просит помощи, умоляет о сочувствии. Это нытик, который постоянно чем-нибудь недоволен, и все это обернуто жалостью к себе. Он проиграл, его предали, он потерял все. У него сплошные неприятности и проблемы

- Действительная причинность у «жертвы» отсутствует, принятие решений невозможно- «жертва» постоянно со всеми советуется. Они приспосабливаются жить «чужим умом», перекладывая ответственность на тех, кто принимает решение за них. «Жертвам» свойственна приставучесть. От них просто невозможно отделаться. Стоит один раз дать им хороший совет, который поможет «жертве» разрешить какую-то реально существующую проблему, так они начнут советоваться по любому поводу. Они прилипнут к вам и будут преследовать везде, спрашивая обо всем на свете. Очень скоро вы начнете жить только для них.

- Собственное выживание обеспечивается за счет получения сочувствия и подачек от других или при помощи «хвостизма»: «Кто бы обо мне позаботился!». Поэтому она и не способна обеспечить свое или чье –либо выживание.

- Отсутствует социальная ценность. Она опасна своим разлагающим воздействием на окружающих. «Жертва» не способна ничего давать – только потребляет, как материально, так и эмоционально.

- Характерно ощущение одиночества: «Меня никто не любит!», «Я никому не нужен».

- Она плаксив. Но не всегда плачет. Главное, что характеризует «жертву», это то, что «жертва» все время ноет, а «горе» все время сожалеет. Хотя они и не все время плачут, но вы всегда слышите их глубокие вздохи.

Помочь «жертве» почти невозможно. Одитинг, повышающего эмоциональный тон кейса, временно. Если вам удастся убрать «причину» её болезни или другого нежелательного состояния, то «жертва» быстро найдет другую «причину».

Раньше, ничего не зная о тоне «жертва», я одитировал преклиров в таком тоне. Для них было типично «страдание, выставленное напоказ»: процессы (одитинга) превышают мой уровень, дайте мне более легкие процессы, слишком много соматик и бессознательности выходит, мне это тяжело переносить и т.д. Вечные жалобы и слезы. Для повышения эффективности проводимых процессов я давал этим преклирам различные учебные материалы…. Но они отказывались их читать под предлогом того, что «все написано так сложно! Мне не понять! Лучше Вы мне все это расскажите своими словами». Это очень характерно для «жертвы»- отказ от личной ответственности и причинности по отношению к себе и своей жизни. Опять тот же лозунг: «Позаботьтесь обо мне! Я ничего не могу сама. Мне нужна помощь! Я ничего не могу сделать для себя».

       В результате проведенной сессии такой преклир временно повышался по тону, благодарил меня, но на другой день он был опять «несчастной жертвой», у которой «все плохо». Здесь работает убеждение «жертвы»: «Мне так плохо, что ничто не может мне помочь»

       Кода я прочитал описание «жертвы» в книге «Мост Стивенса», я быстро все понял и дал почитать это описание всем своим преклирам, находящимся в этом тоне. Они прочитали описание самих себя и то, что «жертве невозможно помочь и лучше всего от них навсегда избавиться». Но и сейчас они ничего не поняли и попросили меня объяснить им все написанное своими словами… Тогда я их просто выгнал и перестал с ними общаться.

       Даже при успехе, улучшения в жизни в мышлении «жертвы» ничего не изменяется. «Жертва» губит свое и чужое благополучие, т.к. она должна оставаться «жертвой», а «жертва» не может быть благополучной и успешной.

                   Знакомая женщина постоянно жалуется на свою семейную жизнь: «Он не любит меня. Он так плохо со мной обращается, а я ради него бросила свою карьеру. Было лучше, пока я была одна».

       Просто чтобы сказать что-нибудь, я спросил ее, почему она остается с ним, если все так плохо. Когда я встретил ее через год, она сказала: «Я следую твоему совету - я развожусь». Это было для меня шоком, потому что я не советовал ей этого. Но «жертва» - это такой гипнотический уровень! Она впитывает все, что ты ей говоришь, и использует избранные части из этого, чтобы все погубить. Я не видел ее целый год после этой встречи, а она все продолжала плакать. Теперь она развелась, ее сын отказался жить с ней, и она оставила желанную работу, потому что «все равно ничего не добивалась». Устроив себе все эти страдания, она говорила: «У меня были и муж, и сын, и деньги, и работа. Теперь у меня ничего не осталось».

      

         «Не полагайтесь на информацию, которую вам сообщает «жертва». Умоляя о жалости, «жертва» может понарассказать вам жуткие истории, чтобы оправдать свое несчастье. Я (РМ) слышала, как два мальчика разговаривали с девочкой в тоне «жертва». Жалуясь на свою мать, девочка говорила: «Она меня бьет». Сочувствуя ей, мальчики стали расспрашивать ее о том, как мать ее бьет. «Сколько раз она тебя била?» - «Ну, один раз»- «О! А сколько раз она тебя тогда действительно ударила?»- «А… один».

«Чем она тебя ударила?» - «Ну, ладонью. Но, правда, было очень больно!» – «Она просто тебя один раз шлепнула?» – «Да, но это было больно!»

       Это честность «жертвы» – один шлепок становится побоями.

       «Жертва» должна постоянно искать причины своих несчастий: «Одна вдова всю жизнь изводила своего мужа постоянными стонами и жалобами на жизнь. После его смерти она описывает его как идеального человека. А это делает ее потерю более значимой, более существенной».

       Человек, который женится на «жертве», раскается в этом, потому что он никогда не сможет решить все ее проблемы. «Жертва» будет паразитировать. А если вы оставите «жертву», то станете злобным негодяем. Она выдумает про вас всякие разные случаи жестокости, которые вы проявляли по отношению к ней для того, чтобы добиться сочувствия от окружающих.

       Но бывает и так, что «жертва» сама создает себе реального обидчика, чтобы быть хронической жертвой. Например, женщина специально выходит замуж за жестокого садиста, чтобы он ее истязал и этим поддерживал ее хронический тон.

       РМ: «Иногда люди в этом тоне собираются в группы, умоляя о сочувствии и помощи и ничего не давая взамен. Никакая помощь, никакой вклад, никакая уступка «жертве»- никогда не является достаточным. «Жертвы» продолжат свое коллективное нытье. Полностью ушедшие в себя, безответственные, поглощающие жалость, сочувствие и привязанность, «жертвы»- ненасытные губки, жадно впитывающие ваше милосердие, но они никогда не улучшаются, т.к. настоящую благотворительность нужно было бы направить на повышение их тона, а не на выполнение их требований о помощи».

       РМ: «Как друг- это обуза. «Жертва» ждет совета, руководства и заботы. Беззащитный, как маленький ребенок, он будет полностью зависеть от вас, если вы ему это позволите. Хотя он может производить впечатление «скромного», «жертва», на самом деле убеждена, что она – привилегированное лицо, о котором другие должны заботиться. Мир обязан обеспечить «ей» выживание. «Жертва» теряет свою работу, потому что никогда не выполняет ее, и ожидает, что вы будете ее кормить. «Жертву» выгоняют из дома, потому что она не платит за аренду, а она говорит вам, что домохозяйка очень жестокий человек и ждет, что вы впустите ее жить в свой дом. Друзья покинули «жертву», и она хочет, чтобы вы тратили свое время, утешая «ее» в «ее» одиночестве. «Жертва» ворует ваше время, ваше пространство, вашу доброту и силу».

       РМ: «Жертва» во всем обвиняет других. Если бы «жертва» была способна взять на себя ответственность за свои разрушительные действия, она бы поднялась по шкале. Если бы «жертва» смогла сказать: «Я украл деньги у этой компании, и не удивительно, что они уволили меня», «жертва» бы выбралась. Но вместо этого «жертва» говорит: «Я старался сделать все, как можно лучше, но я не знаю, что я сделал не так. Они просто уволили меня. Кажется, я никогда не делаю ничего неправильно». Вот так. Всегда виноваты другие».

       Вспомните девушку из кинофильма, которая упала в овраг и сломала ногу. Она утверждала, что она не хотела идти в этот поход- это друзья ее заманили, уговорили. Но на самом деле все участники похода очень хотели идти в этот поход и долго готовились к нему. Здесь опять ложь, что она страдает из-за других: «Ну, почему вы меня не отговорили от этого похода!»

       Вот еще один интересный пример из книги РМ. В этом примере можно найти сразу несколько типичных характеристик «жертвы», о которых я уже написал.

       РМ: «В разговорах «жертва» подробно останавливается на болезнях, смерти и трагедиях. Но «жертва» ничего не будет делать в их отношении. Единственно, для чего «жертва» использует свои беспокойства, чтобы установить ловушку для чужих советов. «О, что мне делать?»- ноет «жертва». Но если вы пытаетесь предложить «жертве» решение, «жертва» сразу ответит, что «Для меня это невозможно… слишком сложно…»

       Это типичная схема: жалоба на жизнь- получение совета- мгновенный отказ от этого совета с обычным обоснованием: это слишком сложно для меня.

       Любой человек в тоне «Жертва» (и большинство людей в тоне «Горе») считает, что, чтобы сделать что-нибудь, нужны колоссальные усилия. Он не принимает простых решений - ни один низкотоновый человек не принимает простых решений. «Жертва» не может принять никакого решения, т.к. это требует причинности, которой «жертва» совершенно лишена».

       РМ: «Каждый низкий тон пытается решать свои жизненные проблемы ЧЕРЕЗ свою эмоцию. «Жертва» делает это, держась за свои обиды. «Жертва»- коллекционер несправедливостей».

       Вывод.

       Не пытайтесь помогать «жертве». Ничего, кроме неприятностей, это вам не доставит. Лучшее, что вы можете предпринять – это разрыв отношений, а если разрыв невозможен, то вам надо просто управлять «жертвой». Для этого вам надо четко формулировать для «жертвы» последовательность действий, которые «жертва» должен выполнять, тщательно подтверждая результаты. Но это очень тяжело. «Жертва» беспомощна. Если «жертва» начнет дело, то, скорее всего, вам придется доделать за нее это дело в случае, если вы с ней работаете или ей помогаете.

       Жизненные примеры тона «жертва»: все нищие.

       Успокоение достигается через алкоголь, но чаще через сильные медицинские препараты. Алкоголь временно повышает эмоциональный тон до +1,1.

       Возможная политическая ориентация - аполитичен, но желает «твердой руки».

       «Жертва» никому не нравится, некоторые испытывают к ней жалость, чем она и пользуется, но большинство её презирают.

«Генералы песчаных карьеров». Там есть песня. Она написана в тоне «Жертва».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: