Школа научного управления (1885–1920 г.г.)

Наиболее известными ее представителями были Ф. Тэйлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант, Г. Эмерсон и др. Данный подход был сосредоточен на производительности труда отдельного рабочего. Поэтому первым шагом научного анализа труда и управления явилось исследование самого содержания труда, его основных компонентов. И лишь затем представители этой школы приходят к ключевому выводу о необходимости отделения управленческих функций от фактического исполнения работы; т.е. к выводу, что управление — это особая специальность, а наука о нем — это самостоятельная дисциплина. 

Благодаря этому было наглядно и убедительно показано, что цель - повышение производительности - может быть достигнута не только путем совершенствования производства, техники, но и путем лучшей организации труда (как индивидуального, так и совместного). 

Основные принципы данного подхода состоят в следующем:

• научный подход к выполнению каждого элемента работы;

• научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочих;

• кооперация с рабочими;

• разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Административная школа управления (1920–1950 г.г.)

Основной целью этой школы являлась разработка некоторых универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций и обеспечивающих гарантированный и высокий результат их функционирования. Основоположник этой школы А. Файоль, считающийся «отцом» современного менеджмента, обосновал точку зрения на управление как на универсальный процесс, состоящий из системы основных функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Несмотря на выдающийся вклад в развитие управленческой науки, административная школа управления не была свободна от некоторой ограниченности своего подхода. Ее мало интересовали, например, социальные аспекты (что затруднило ее синтез с социологическим направлением). Явно недостаточное внимание уделялось ею важной категории факторов работы организации - собственно психологическим, поведенческим.

Школа «человеческих отношений» (1930-1950 г.г.)

Начало этому направлению было положено экспериментами Э. Мэйо на заводе «Уэстерн Электрик» в г. Хоторн (США). Он показал, что средства, предлагаемые представителями рационального, научного управления (четкая программа трудовых операций, хорошая заработная плата, высокая организация труда и пр.), не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководства. Тем самым было доказано, что в качестве сильных факторов эффективного труда и управления выступают не только причины экономического, организационного порядка. Комплекс психологических факторов также имеет очень большое значение. После хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп. Роль этой школы состоит в показе возможности и необходимости синтеза теории управления с психологическими знаниями.      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: