В политической сфере демократического общества признание необходимости защиты социально-экономических прав и свобод нашло выражение в создании, системы функционального представительства или так называемой корпоративной системы. В нее индивид входит в качестве члена определенной социальной группы, представляющей и защищающей его интересы.
Заинтересованные группы и организации представляют отдельному индивиду возможности для реализации его способностей. Они отражают разнообразие экономических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей. В результате социальная жизнь оказывается ареной столкновения и сотрудничества конкурирующих друг с другом групп, вступающих в разного рода союзы, коалиции, компромиссы, соглашения. Это помогает им уравновешивать друг друга, удерживать в состоянии устойчивости всю социальную и политическую систему общества.
Традиционная система функционального представительства предполагает вовлечение в процесс переговоров, с одной стороны - профсоюзов, отстаивающих интересы работников наемного труда, а с другой - предпринимателей. В настоящее время в систему функционального представительства включаются союзы, организации, защищающие интересы средних слоев. Условия заключения трудовых соглашений определяются экономической ситуацией в стране, уровнем деловой активности, соотношением сил участников переговоров. В случае если сторонам не удается прийти к соглашению, то, как крайнее средство оказания давления, профсоюзы могут использовать забастовку.
Помимо переговорного процесса, организации, движения, отдельные корпорации, представляющие различные социальные группы, используют для защиты своих интересов и такой способ проведения своих решений как лоббирование через органы законодательной и исполнительной власти, т. е. осуществляют поиск обходных путей решения проблем, оказывая давление на отдельные должностные лица.
Специфической формой больших групп интересов в структурах государственной власти выступают организованные малые группы, как правило, профессиональных политиков, обладающих достаточно глубокими знаниями, опытом и связями с высшими кругами власти. Ими выступают так называемые группы «лоббирования» (разового или временного порядка для решения отдельно взятой проблемы, вопроса) и группы «давления» (действующие на постоянной основе, для разрешения целого комплекса проблем в интересах конкретной социальной группы или слоя общества). Такие группы прикрепляются к различным институтам власти: парламенту, правительству, президенту официально как таковые или в качестве консультативных служб при данных учреждениях.
Термины «лоббизм» и «лоббирование» происходят от английского слова lobbi - кулуары, помещения, расположенные вне зала заседаний, служащие местом для неофициальных встреч и бесед. Лоббирование в широком смысле - влияние на процесс принятия закона или административного решения. В США и ряде других стран лоббирование признается и регулируется законом. Лоббисты - это штат наемных профессионалов, который оказывает давление на процесс прохождения законопроекта в интересах тех организаций, которые они представляют, официально регистрируются, а также отчитываются о своей деятельности с указанием израсходованных средств. Законодательство тем самым стремится ввести систему лоббирования в определенные правовые рамки и таким образом поставить преграды на пути распространения, подкупа законодателей и сотрудников органов исполнительной власти.
Группы давления - специально организованные группы для оказания политического воздействия на официальных должностных лиц и властные структуры. Теория группового давления возникла в начале XX в. в США. Родоначальником ее считается А. Бентли, изложивший ее основы в книге «Процесс государственного управления». Предложенная им конструкция групп давления сводится к следующему: процесс управления экономическим развитием и общественными делами, в конечном счете, определяется интересами влиятельных групп различной степени активности. Поскольку интересы групп, как правило, не совпадают, между ними возникает противоборство. Оно выливается в форму давления на законодательную, исполнительную и судебную власть. Создаваемое при этом равновесие групповых давлений придает устойчивость общественным структурам. Следовательно, сущность государственного управления по А. Бентли заключается в искусственном соединении и нивелировании групповых интересов. Групповые интересы проявляются через политические объединения, которые организуются и объективируются через систему управления на всех его уровнях.
Группы давления представляют собой скрытую политическую силу, которая может внезапно или постепенно в тех или иных обстоятельствах трансформироваться в весьма активный фактор. Такие группы характеризуются как совокупность индивидов, которые под влиянием общего интереса выражают свои требования, высказывают претензии, прямо или косвенно затрагивающие другие секторы общественной жизни. Утверждая тождество групповых интересов с политической активностью в широком смысле, А. Бентли отводил государству роль надклассового арбитра, способного устранить возникающие в обществе экономические и социальные противоречия.
В США официально оформленные группы давления представляют основные социальные категории граждан: влиятельных бизнесменов, служащих, рабочих, фермеров, промышленников, финансистов, военнослужащих. Политические штабы этих групп располагают общим фондом для давления на официальных государственных должностных лиц-законодателей, судей, администраторов. Деятельность групп давления ныне не является специфическим американским феноменом, она проявляется на всех уровнях реализации политического процесса в таких странах, как Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Италия, Канада. Французский политолог Ж. Мейо в основу определения групп давления кладет три главных фактора:
1) наличие устойчивых связей во взаимоотношениях между членами группы;
2) чувство коллективной солидарности;
3) общность интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы.
Во Франции существует несколько тысяч органов, полуофициально
осуществляющих связи между государством и заинтересованными группами, как правило, на уровне центрального управленческого аппарата. Типичными способами воздействия групп давления на деятельность аппарата власти являются:
1) непосредственное выдвижение своих ставленников в органы власти, например, в качестве парламентария, члена кабинета или функционера административного аппарата;
2) участие членов группы в работе парламентских комиссий, подкомиссий, ассоциаций, в межведомственных комитетах и службах;
3) поддержание личных «приятельских» контактов между представителями бизнеса и государственными чиновниками на местах.
Для достижения своих целей группы давления оказывают как прямое влияние на правительственные органы, государственных и политических деятелей, так и косвенное влияние на них через отдельных лиц, политические партии и общественное мнение.
Влияние групп давления на государственную политику осуществляется в нескольких направлениях:
1) формируют общественное мнение, используя различные средства массовой информации для популяризации своих идей или программ;
2) влияют на результаты выборов путем финансирования политических групп или активизации других форм предвыборной борьбы;
3) определяют содержание платформ политических партий, выступая на соответствующих форумах или общаясь с кандидатами;
4) стремятся сконцентрировать свои усилия на законодательных органах, входя в контакт с депутатами, присутствуя на слушаниях законопроектов в комиссиях;
5) контролируют уже принятые законы, сотрудничая с администрацией, или оспаривают их толкование;
6) могут возбудить дело в суде и добиться решения в свою пользу.
В системе функционального представительства принцип равенства определяет не положение индивидов, а отношения социальных групп в сфере гражданского общества и в области взаимоотношения с властными структур рами. Он понимается как равенство влияния социальных групп в политической и экономической сферах. Предполагается равенство влияния групп лидеров, элит, представляющих в обществе социальные интересы.
На практике особенно широкими возможностями влияния на процесс принятия политических решений располагают представители бизнеса. В странах Западной Европы, США, Японии действуют национальные ассоциации предпринимателей, различного рода союзы, объединяющие представителей крупного, среднего и мелкого бизнеса, финансируемые бизнесом неправительственные организации, институты, фонды, которые занимаются исследованием проблем внутренней и внешней политики, вопросами социального прогнозирования. Союзы предпринимателей и финансируемые представителями делового мира исследовательские центры (институты) поддерживают тесные контакты с органами исполнительной и законодательной власти, и сотрудники привлекаются в качестве экспертов к работе постоянных парламентских комитетов и комиссий, подготовке аналитических материалов для правительственных организаций и нередко получают назначения на правительственные посты. (Финансовые и организационные средства, которыми располагают представители других социальных групп, значительно более ограничены, и, следовательно, их влияние гораздо слабее).
Принятие значимых для общества политических решений - сложный и многоступенчатый процесс. Центральную роль в нем играют не только те; кто формально подписывает решения и берет на себя ответственность за их реализацию, но и лица, официально не облеченные всей полнотой власти, однако, имеющие большой вес при подготовке и обсуждении решений. Политические решения не односложный акт, он проходит через ряд ступеней: разработка проекта, его обсуждение, окончательное принятие и, наконец, проведение в жизнь. В его подготовке подчас принимают участие множество социально-политических сил: правительство, административные ведомства, парламент и его комиссии, представители «групп интересов».
В современном обществе, пронизанном огромным количеством тончайших связей, любое значимое решение не только воздействует на непосредственную среду его приложения, но и задевает интересы самых различных социальных сил, без контактов и договоренностей между которыми оно вряд ли может быть принято, а тем более реализовано. Представители «заинтересованных групп» и государственной власти взаимодействуют в рамках системы функционального представительства, состоящей из весьма различных по статусу и кругу обязанностей организаций. Они на паритетных началах с предпринимательскими организациями, профсоюзами, группами давления, независимыми экспертами осуществляют предварительную работу по подготовке, всестороннему обоснованию, а затем и принятию политических решений.
Институты функционального представительства являются наиболее динамической частью системы государственного управления. Они привязаны либо к исполнительной власти, либо к парламенту или местным органам власти, а то и непосредственно к главе государства. Многие из них существуют годами и десятилетиями, некоторые же создаются на временной основе для решения какой-либо конкретной проблемы. Наиболее представительные и влиятельные из них, такие как консультативные, экспертные учреждения, занимаются рассмотрением и обсуждением основных направлений и аспектов социально-экономической и внешней политики государства.
В Великобритании это Национальный совет экономического развития, в компетенцию которого входит обсуждение практически всех вопросов социально-экономической политики, выработка общей экономической стратегии, учитывающей предложения предпринимателей и профсоюзов. Во Франции подобными вопросами занимается Социально-экономический совет, включающий представителей государственных учреждений, бизнеса, профсоюзов, фермерских организаций. Сходным образом формируются и работают аналогичные учреждения в Бельгии и Голландии. Отлаженная система подготовки правительственных решений, их увязка с позицией социальных партнеров действует в Германии. Даже в Японии действует несколько десятков консультативных комитетов, состоящих из представителей государственной администрации, деловых кругов и профсоюзов.
Органы функционального представительства, являются важным звеном всего процесса принятия решений, обеспечивают постоянное взаимодействие государства и «заинтересованных групп», находят компромиссный, удовлетворяющий все стороны выход из конфликтных ситуаций. Эффективность этих органов и их значительная политическая роль заключается именно в том, что в них взаимодействуют различные социальные слои общества, обладающие возможностью разработки ключевых направлений социально-экономической и политической стратегии государства. Работающие либо на постоянной основе, либо временно над решением конкретных проблем, гибко приспосабливающиеся к переменам ситуации, институты функционального представительства проникли практически во все сферы взаимоотношений государства и гражданского общества.
В политической науке выделяют два типа функциональных (корпоративных) систем: 1) государственный и 2) социэтарный.
Государственная корпоративная система - это система, формируемая государством для взаимодействия и согласования некоторых политических решений с социально-активными группами населения на уровне министерств и ведомств, а так же для урегулирования спорных вопросов и корректировки проводимого государственного курса между отраслями экономики. В этом случае создаются специализированные комитеты в структурах государственной власти, для совместного управления экономикой и утверждения долгосрочных программ развития. Государство берет на себя обязанность по выполнению принятых решений и право на осуществление финансового и юридического контроля за деятельностью этих групп, т. е. оно выступает как общественный, «нейтральный» институт, стоящий над «схваткой» групп с частным интересом.
Социэтарная корпоративная система - это система, образуемая в процессе взаимодействия различных социальных групп и слоев общества, с целью оказания прямого давления на власть и проводимую текущую государственную политику. Для этих целей формируется авторитетный общенациональный форум, на котором осуществляется согласование интересов, где государство выступает как один из участников этого объединения, ему отводится роль официального исполнителя решений, выработанных участниками совещаний, а за корпоративными группами остается право на контролирование его деятельности.
И в том, и другом случае создается целая сеть координационных центров формального (институты, фонды, советы) и неформального характера (группы давления, лоббирования) для участия в работе государственных органов власти, принятия политических решений, организации самих структур управления. Они служат одним из показателей развитого гражданского общества, субъекты которого подчиняют политические действия государства своим социальным и экономическим интересам. Согласно данной классификации в России преобладает государственный корпоративизм.
В частном секторе экономики набирают силу группы интересов, ориентированные на добычу, переработку и экспорт сырья в таких отраслях как нефтяная, алюминиевая, черная, золотодобывающая. При этом политическая бюрократия признает только те из них, которые традиционно находятся под опекой правительства. Предоставляя им монополию на распоряжение основными национальными ресурсами, правительственные функционеры получают экономическую и политическую поддержку на проведение старого политического курса реформ. Для установления постоянных контактов формируются неформальные группы давления, имеющие квазиофициальный статус (советников, консультантов, общественных наблюдателей, уполномоченных от различных комитетов) при структурах государственной власти (президента, правительства, а в последнее время, и парламента).
Другим каналом взаимодействия государства с группами интересов наряду с «патрон-клиентарным» является «кланово-родственный», предполагающий включение некоторых групп (отраслевого и регионального уровня) в правительственную бюрократию, минуя демократические процедуры выдвижения и утверждения кадров.
Складывается и третий вариант закулисных соглашений, исключающий не только контроль, но и участие административных структур власти (аппарата президента и правительства) между лоббистами заинтересованных групп и высшим чиновничеством (некоторыми членами администрации президента, технического персонала правительства, парламентских комитетов, т. е. теми, кто готовит проекты политических решений и дает рекомендации для их принятия).
Официальные же консультации и соглашения между различными политическими силами и государственными институтами не гарантируют учет интересов общества, а только определяют правила доступа отдельных групп к процессам принятия политических решений. В результате корпоративизм все более становится альтернативой традиционным политическим институтам демократии - выборам, партийной системе и парламенту.
Темы рефератов и докладов
1. Группы давления как субъекты политики. Формирование групп давления в российской политике.
2. Проблема становления гражданского лоббизма.
3. Формы гражданского неповиновения в современном обществе.
4. Социальные организации и социальные движения в современной России.
5. Специфика и субъекты массового поведения в политике.
6. Гражданский лоббизм.
7. Группы идей, группы интересов, группы давления.
8. Система социального представительства в механизме взаимосвязи общества и власти.
9. Религиозные объединения как особая форма добровольности.
10. Основные направления и особенности деятельности общественных организаций в современной России.
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «гражданский лоббизм».
2. Охарактеризуйте типологию групп давления.
3. Назовите функции групп интересов.
4. Каким образом в системе социального представительства происходит взаимодействие социальной дифференциации общества и политической власти?
5. Дайте определение системы социального представительства.
6. Назовите тенденции развития общественных объединений в современной России.
7. Назовите наиболее значимые и часто встречающиеся социальные проблемы, вокруг которых формируются группы интересов.
8. Каково основное содержание законодательных актов Российской Федерации по общественным организациям?