На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963 г.). Они выделили три идеальных «чистых» типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия (активистскую политическую культуру).
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.
|
|
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опасается ее диктата. Активистская политическая культура отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций).
Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.
Согласно концепции Г. Алмонда и С. Верба политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они называют культурой гражданственности. Ее наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которая соответствует демократической политической системе, вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности затем были существенно подвержены корректировки.
|
|
Позднее Г. Алмонд выделяет по характеру культуры, четыре типа политических систем: англоамериканские политические системы, характеризующиеся гомогенной и секуляризованной политической культурой; континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур; доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами; тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, «гомогенность в которых искусственна». Согласно типологии, данной Д. Элейзаром, существуют три основных типа политической культуры: моралистическая, индивидуалистическая и традиционная.
Другой американский политолог У. Блюм обосновал необходимость выделения только либеральной и коллективистской политических культур. Очевидно, что рассмотренные типологизации обладают целым рядом достоинств, поскольку в них предприняты попытки вычленения модели политической культуры, исходя из факта существования различных народов и стран, специфических, национальных, социокультурных, конфессиональных, традиционно-исторических и иных особенностей. В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, исследователь Э. М. Баталов выделяет рыночную и этатистскую политические культуры.
Рыночная политическая культура - это культура, рассматривающая политические проблемы и процессы сквозь призму отношений купли-продажи, свободного обмена товарами между свободными производителями, достижения выгоды как высшей цели деятельности. С точки зрения этой культуры политика есть разновидность бизнеса, сам политик - разновидность бизнесмена. Политические решения - разновидность торговой сделки. Это культура, ориентированная на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования и развития общественного организма. Это индивидуалистическая политическая культура, рассчитанная на стихийность, спонтанность, непосредственность в отправлении политических функций.
Что касается этатистской политической культуры, то это культура, связывающая решение политических проблем и контроль над политическими процессами с действием механизмов государственного (политического) регулирования. В этом смысле - это бюрократическая политическая культура, тогда как рыночная политическая культура носит явный антибюрократический характер. Этатистская политическая культура ориентирована на регулирование конкурентной борьбы, социальных и политических конфликтов. Это «тотальная» политическая культура. Для нее интересы целого (государства или любой другой организации) выше, чем партикулярные (частные) интересы. В то же время для рыночной политической культуры высшей целью и ценностью является партикулярное существование: индивидуальное, групповое, а в международном плане - национальное. Этатистская политическая культура - это «рациональная» культура, ориентированная на организованность и бюрократизированное управление. Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизованного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, в тяготении к авторитарному типу правления, поиску харизматического лидера.
|
|
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и прочее, по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.
Однако в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан). И все же качественные особенности вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обуславливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
|
|
Политическая культура России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают влияние. Вот почему едва ли следует подтягивать естественный ход культурных изменений к желаемым.
Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности, социальных интересов создает условия для изменения типа политических ориентации. Однако объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко предписывать ее не могут. Смыслы и значения политической активности могут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые определяются социально-экономическим положением конкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменение культурного кода политического поведения происходит очень медленно, поэтому часто политические решения правящей элиты рассчитаны на культуру политического участия и не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов стандартам прежней подданнической культуры является основой политических кризисов и конфликтов.
Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более дифференцированна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентации (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.
В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а также целостной системы политической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.
Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентации различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей оказывается не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что политическая культура представляет собой весьма сложный и многослойный феномен. Она характеризуется разнообразием и изменчивостью составных элементов. Более того, в политической культуре могут быть существенные различия в установках, ориентациях, политических симпатиях и антипатиях граждан одного и того же государства. Этим во многом объясняется существование множества конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений в рамках политической культуры.
Темы рефератов и докладов
1. Политический менталитет как фактор общественной жизни.
2. Менталитет и государство.
3. Религиозный аспект политической культуры.
4. Политическая символика.
5. Правовая и политическая культура.
6. Электорально-правовая культура российского общества.
7. Информационные технологии в политике.
8. Политическая культура в поисках современности.
9. Этноцентристская политическая культура.
10. Сущность характеристики политической культуры.
11. Политическое мировоззрение.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение политической культуры.
2. Перечислите составные элементы политической культуры.
3. Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира политического, прежде всего политической системы?
4. Какая связь существует между политическим поведением и политической культурой?
5. Дайте определение политической символики.
6. Какую роль играет религия в формировании и функционировании политических культур.
7. Перечислите известные Вам модели политической культуры.
8. Как соотносятся между собой правовая и политическая культура?
9. Раскройте содержание понятия «политическая субкультура».
10. Назовите функции политической культуры.
11. Перечислите типы политической культуры.