Типы политической культуры

 

На протяжении развития разнообразных государств и народов вырабо­тано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандар­тов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложив­шихся под доминирующим воздействием географических, духовных, эконо­мических и прочих факторов.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (1963 г.). Они выделили три идеальных «чистых» типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия (активист­скую политическую культуру).

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид мало­восприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкрет­ных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры ха­рактерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и от­страненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опа­сается ее диктата. Активистская политическая культура отличается политической активно­стью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воз­действовать на политическую культуру, направлять ее деятельность с помо­щью законных средств влияния (выборов, демонстраций).

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга. Напри­мер, для политической культуры Великобритании XX в. характерно соче­тание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.

Согласно концепции Г. Алмонда и С. Верба политическая культура за­падных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они называют культурой гражданственности. Ее наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которая соответствует демократи­ческой политической системе, вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности затем были су­щественно подвержены корректировки.

Позднее Г. Алмонд выделяет по характеру культуры, четыре типа поли­тических систем: англоамериканские политические системы, характеризую­щиеся гомогенной и секуляризованной политической культурой; континен­тальные западноевропейские системы с фрагментарной политической куль­турой, состоящей из смешанных политических субкультур; доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы с дифференцирован­ными политическими культурами; тоталитарные политические системы с го­могенной политической культурой, «гомогенность в которых искусственна». Согласно типологии, данной Д. Элейзаром, существуют три основных типа политической культуры: моралистическая, индивидуалистическая и традиционная.

Другой американский политолог У. Блюм обосновал необходимость вы­деления только либеральной и коллективистской политических культур. Очевидно, что рассмотренные типологизации обладают целым рядом досто­инств, поскольку в них предприняты попытки вычленения модели политиче­ской культуры, исходя из факта существования различных народов и стран, специфических, национальных, социокультурных, конфессиональных, тра­диционно-исторических и иных особенностей. В то же время типы политической культуры могут определяться и на бо­лее общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, исследователь Э. М. Баталов выделяет рыночную и этатистскую политические культуры.

Рыночная политическая культура - это культура, рассматривающая по­литические проблемы и процессы сквозь призму отношений купли-продажи, свободного обмена товарами между свободными производителями, достиже­ния выгоды как высшей цели деятельности. С точки зрения этой культуры политика есть разновидность бизнеса, сам политик - разновидность бизнес­мена. Политические решения - разновидность торговой сделки. Это культура, ориентированная на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования и развития общественного организма. Это индивидуали­стическая политическая культура, рассчитанная на стихийность, спонтан­ность, непосредственность в отправлении политических функций.

Что касается этатистской политической культуры, то это культура, свя­зывающая решение политических проблем и контроль над политическими процессами с действием механизмов государственного (политического) ре­гулирования. В этом смысле - это бюрократическая политическая культура, тогда как рыночная политическая культура носит явный антибюрократиче­ский характер. Этатистская политическая культура ориентирована на регули­рование конкурентной борьбы, социальных и политических конфликтов. Это «тотальная» политическая культура. Для нее интересы целого (государства или любой другой организации) выше, чем партикулярные (частные) интере­сы. В то же время для рыночной политической культуры высшей целью и ценностью является партикулярное существование: индивидуальное, группо­вое, а в международном плане - национальное. Этатистская политическая культура - это «рациональная» культура, ориентированная на организован­ность и бюрократизированное управление. Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в част­ности, спецификой цивилизованного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обяза­тельность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, в тяготении к авторитарному типу правления, поиску харизматического лидера.

В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например, в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже пере­стройка политических институтов по образцам одного типа культуры не мо­жет порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культу­ры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Ве­ликобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и прочее, по-прежнему доминируют архетипы вос­точного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партий­ные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократиче­ских родов), руководителей религиозных общин. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политиче­ской культуры.

Однако в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политиче­ские последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсив­ное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казах­стан). И все же качественные особенности вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обуславливают взаимно не преобразуемые осно­вания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.

Политическая культура России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности комму­нистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями эко­номического и социального характера, хотя и испытывают влияние. Вот по­чему едва ли следует подтягивать естественный ход культурных изменений к желаемым.

Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности, социальных интересов создает условия для изменения типа политических ориентации. Однако объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко предписывать ее не могут. Смыслы и значения политической активности мо­гут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые определяются социально-экономическим положени­ем конкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, измене­ние культурного кода политического поведения происходит очень медленно, поэтому часто политические решения правящей элиты рассчитаны на куль­туру политического участия и не сочетаются с реально доминирующей под­даннической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов стандартам прежней подданнической культуры яв­ляется основой политических кризисов и конфликтов.

Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет ис­точники и способы формирования политической культуры, делает этот про­цесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая куль­тура более дифференцированна по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентации (на­сильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опы­том.

В условиях расширяющейся свободы противоречиво взаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реаль­но существующем общественном сознании населения страны ценностей ра­венства, коллективизма, справедливости обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения ин­дивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминут­ных интересов делает его заложником популистских лидеров, демагогов, шарлатанов от политики. Отсутствие в российском обществе фундаментальных и общепринятых политических ценностей, а также целостной системы политической социали­зации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.

Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества. Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования поли­тических ориентации различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затруд­няют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей оказывается не в состоянии создавать и поддержи­вать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политиче­ский режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремле­ний различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизо­вать население на их осуществление. Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической поли­тике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целе­направленного формирования их политической культуры. Поскольку полити­ческая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что политиче­ская культура представляет собой весьма сложный и многослойный феномен. Она характеризуется разнообразием и изменчивостью составных элементов. Более того, в политической культуре могут быть существенные различия в установках, ориентациях, политических симпатиях и антипатиях граждан од­ного и того же государства. Этим во многом объясняется существование множества конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений в рамках политической культуры.

 

Темы рефератов и докладов

1. Политический менталитет как фактор общественной жизни.

2. Менталитет и государство.

3. Религиозный аспект политической культуры.

4. Политическая символика.

5. Правовая и политическая культура.

6. Электорально-правовая культура российского общества.

7. Информационные технологии в политике.

8. Политическая культура в поисках современности.

9. Этноцентристская политическая культура.

10. Сущность характеристики политической культуры.

11. Политическое мировоззрение.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение политической культуры.

2. Перечислите составные элементы политической культуры.

3. Как соотносятся политическая культура и другие компоненты мира политического, прежде всего политической системы?

4. Какая связь существует между политическим поведением и политической культурой?

5. Дайте определение политической символики.

6. Какую роль играет религия в формировании и функционировании политических культур.

7. Перечислите известные Вам модели политической культуры.

8. Как соотносятся между собой правовая и политическая культура?

9. Раскройте содержание понятия «политическая субкультура».

10. Назовите функции политической культуры.

11. Перечислите типы политической культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: