Политическая культура состоит из нескольких компонентов:
- политические представления;
- политические ценности и идеалы;
- политические установки;
- политическая символика;
- политическая терминология (язык).
Применительно к политической культуре мы можем говорить о ее «ядре» и «периферии». Периферию составляют начинающие утрачивать прежнее значение элементы, а также нарождающиеся новые. Эта черта политической культуры особенно отчетливо прослеживается в обществах, прошедших через несколько революций. Существуют страны, где особое значение придается сохранению старых элементов политической культуры, иногда они даже искусственно консервируются, ибо в них там видят фактор стабильности и устойчивости политической системы общества.
Ядро политической структуры составляют наиболее типичные, глубоко укоренившиеся, характерные для большинства членов общества ценности, представления, модели поведения, нормы. По своей структуре культуры бывают гомогенные и интегрированные. К гомогенным относятся те, в которых преобладают однородные элементы и представления, устоявшиеся и укоренившиеся, иными словами, элементы ядра. Интегрированные политические культуры включают в себя, как правило, элементы субкультуры и периферии. В них они занимают значительное место.
|
|
Очень большую роль в формировании политической культуры играет политическая символика. Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элементами политической культуры. Символ представляет собой концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на его структурном сходстве с этими последними.
Символы можно изображать условно-графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика), человеческими или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии). Одно из центральных мест среди символов занимают национальные гимны, которые представляют собой официальные патриотические символы. Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее гражданина, так и иностранцев отождествляется с ее гербом. Часто в качестве центрального элемента гербов выступают изображения растений и деревьев (например, у Ливана - кедр, Канады - кленовый лист), животные (лев у Великобритании), птицы (орел - у России, США, Германии). Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо документа, произведения искусства, изречения.
|
|
В формировании политической культуры определенную роль играет язык, который выступает не только как культурная среда обитания человека, но и как фактор, тесно связанный с политической жизнью общества. Как право, которое никогда не может быть выше, чем экономический строй общества, так и язык есть воплощение экономического и политического строя общества. Следует обязательно отметить, что язык является не просто нейтральным средством массовой коммуникации для передачи информации, но также может и искажать информацию, выступая средством манипулирования общественным сознанием, формирования массовых установок в обществе.
В формировании политической культуры участвуют многие субъекты общества как политического, так и неполитического плана. На формирование политической культуры оказывают влияние революции, войны, острота текущей социальной и политической конфронтации в обществе, характер внешних отношений, угроза извне, динамика культурных процессов в целом и другие факторы. К политическим субъектам следует отнести государство, политические партии, средства массовой информации. К неполитическим относятся: семья, школа, церковь, деловые круги, культурная элита общества.
Государство в лице законодательных и исполнительных органов принимает и освящает своей деятельностью акты, определяющие важные параметры политической культуры. Государство формирует и закрепляет национальные, политические символы (флаг, герб, гимн). Именно государство определяет модели политического поведения, определяет тот или иной тип «героя» или «предателя» государственных или национальных интересов, стимулируя тот или иной тип поведения установленной системой поощрений и наказаний. Особенно велика роль государства в этом плане в тоталитарных режимах, тогда его роль становится определяющей.
Значительную роль в формировании политической культуры выполняют политические партии и общественные организации. Наряду с государством они формируют у граждан отношение к партиям, к партийной системе, представление об отношениях между государством и политическими партиями. Политическим партиям принадлежит особая роль в формировании политических лидеров и в политическом просвещении общества. Все более заметную роль в формировании политической культуры играют средства массовой информации. В условиях НТР их влияние стало особенно значительным. Не случайно все чаще в последнее время средства массовой информации называют «четвертой властью».
В странах с развитой рыночной экономикой существенное влияние на общество и его политическую культуру оказывают деловая община, мир бизнеса. Их влияние на политику многогранно: они имеют возможность влиять на политическую жизнь, финансируя избирательные кампании тех или иных политических кругов, непосредственно проводя своих представителей в структуры власти, используя механизм лоббирования, внедрения в политические структуры «правил игры», принятых в бизнесе.
Важным субъектом, участвующим в формировании политической культуры, являются академическая община (научно-техническая интеллигенция) и культурная элита общества. Их влияние заметно уже на этапе подготовки кадров политиков, ибо большинство политиков получают высшее образование, а также в связи с рекрутированием в политические структуры определенной части представителей данных кругов (яркий пример тому - Г. Киссинджер, З. Бжезинский). Интеллигенция активно участвует в политической жизни, особенно представители гуманитарных направлений.
|
|
Церковь и связанный с этим религиозный фактор зачастую перевешивал в прошлом и в некоторых странах продолжает перевешивать и в настоящее время социально-классовые приверженности. Именно влиянием клерикализма и конфессионализма в общественном сознании и, соответственно, в политической культуре было обусловлено возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий разных ориентации, роль и значение которых нельзя оценить однозначно. Были и есть консервативные и даже реакционные конфессиональные партии и организации, но были и есть такие, которые выступают с позиций социального реформизма (например, социальное христианство).
Зачастую религиозные ценности и понятия, особенно в условиях «эрозии» или догматизации осевой идеи или осевого идеала, лежащего в основе той или иной цивилизации, оказывают на значительные категории людей облагораживающее воздействие. Они удерживают их от отчаяния и безысходности, оставляя их приверженцами таким немеркнущим общечеловеческим ценностям, как «не убий», «не кради», «люби ближнего своего». Чувство приверженности чему-то более совершенному и благородному, чем сам отдельно взятый человек, поднимает его в собственных глазах, воспитывает в нем уважение к своему соседу, согражданину, соплеменнику, представителям других народов.
В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, в смутные времена, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дает всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, открытие так называемых воскресных церковных школ в нашей стране. Поэтому игнорирование при изучении политической культуры религиозного начала как важного фактора политической социализации было бы явным упрощением.
|
|
Политической культуре свойственны определенные функции, которые она выполняет в политической жизни общества. К важнейшим из них относятся:
- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права и политические интересы;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут «затухать» и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.