Понятие и сущность политической культуры

ЛЕКЦИЯ № 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Понятие и сущность политической культуры

Структура и функции политической культуры

Типы политической культуры

 

Понятие и сущность политической культуры

 

С момента своего возникновения политика как одна из главных пуб­личных сфер жизни имеет ценностно-нормативное измерение, в котором вы­ражаются представления людей об общественном благе, о наиболее справед­ливом устройстве общества. Все возникающие политические институты, их социальное предназначение, нормы взаимодействия власти и личности опре­деляются существующей политической культурой общества. Как социальный феномен политическая культура появилась гораздо раньше, чем понятие «политическая культура». Еще Аристотель писал о «состоянии ума», способ­ствующем как политической стабильности так и революции. Ж.-Ж. Руссо рассматривал мораль, традицию и мнение в качестве особого закона, более важного, чем обычный закон. Политическим ценностям и чувствам в своих теориях политической стабильности и изменчивости уделяли особое внима­ние А. де Токвиль, Баджот, К. Маркс. В частности, К. Маркс отмечал, что тра­диции всех мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых. Ин­тересные идеи и мысли относительно политической культуры высказывались и представителями русской политической и общественной мысли (Иль­ин, Новгородцев). После 1917 г. все отечественные исследования в этой области базировались на марксистском подходе, в основе которого ле­жали классовый и формационный принципы. В начале 90-х гг. прошлого столетия, когда поя­вился доступ к западной политической литературе и стали меняться социаль­но-политические условия на всей территории бывшего СССР, этот подход утратил свою доминирующую роль. Появилось множество исследований, по­священных данной проблематике, основанных уже на иных подходах.

Термин «политическая культура» был введен в оборот видным немец­ким философом И. Г. Гердером (1744-1803 гг.). Систематическое использование понятия «политическая культура» как категории политической науки и об­ществоведения в целом началось в пятидесятых годах двадцатого века. Но как среди зарубежных, так и среди отечественных обществоведов нет едино­го подхода к самой категории политической культуры, к ее структурным компонентам, содержанию, функциям. В современной литературе насчиты­вается около 40 определений политической культуры, которые отличаются друг от друга по ряду параметров. Это связано с тем, что политическая куль­тура имеет отношение и к сфере политики, и к сфере культуры. Для того что­бы понять политическую культуру, ее необходимо рассматривать как часть общенациональной культуры. В этом плане она тесно связана с национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, установками. Национальная культура оказывает большое влияние на формирование системы политических убеждений и политической культуры в целом. Однако общенациональная культура и культура политиче­ская не совпадают.

Концепции политической культуры и политико-культурный подход в том виде, в каком они укрепились в современной политической науке, впер­вые были введены в политическую науку американскими политологами (Г. Алмонд, С. Верба, Л. Лай). Весьма широко понимает политическую культуру Л. Лай. Он включает в ее содержание такие категории как полити­ческая идеология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа. Некоторые западные поли­тологи сводят политическую культуру к комплексу политических ориента­ции.

В выявлении природы политической культуры марксистские авторы ак­центируют внимание на ее экономических и классовых основах. Политиче­ская культура определяется ими через политические действия. Содержание политической культуры в эпоху социализма сторонники данной концепции видели в способности трудящихся подняться «до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении» (В. И. Ленин).

Польский политолог Е. Вятр считает, что политическая культура - это совокупность позиций и образцов поведения, затрагивающих отношения власти и граждан. Он относил к политической культуре: а) знания о полити­ке, знакомство с фактами, интерес к ним; б) оценку политических явлений, мнения о том, что должна осуществлять власть; в) эмоциональную сторону политических позиций, таких, как, например, любовь к Родине, ненависть к ее врагам; г) признанные в данном обществе образцы политического поведе­ния, которые определяют, как можно и следует поступать в политической жизни.

Можно выделить следующие основные подходы к понятию «политиче­ская культура» в работах отечественных исследователей. Для первого из них характерно представление о политической культуре как совокупности поли­тических знаний и духовных ценностей, принципов и способов политической деятельности, политического опыта и традиций, а также политических ин­ститутов (Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин). Второй подход отличается рас­смотрением политической культуры в качестве обобщенной развитости, уме­ния применять политические знания на практике              (Ю. П. Ожегов, Ю. А. Тихо­миров). Сторонники третьего подхода видят в политической культуре процесс, способ, форму реализации сущностных сил человека, познаний, убеждений в общественно-политической деятельности (Е. Бабосов, Г. Белов,  Н. Кейзеров).

Несмотря на обилие определений политической культуры общества, есть нечто общее, что их объединяет. Это указание на то, что политическая культура имеет прямой выход на политику, политическую систему во всех ее звеньях, а также на политическое поведение и деятельность по принятию по­литических решений. Фактически все процессы, относящиеся к политике, являются сферой функционирования политической культуры. Современная литература, опираясь на научную традицию, выделяет в политической куль­туре теоретический уровень, информационный уровень, эмоционально-психологический, поведенческо-практический, нормативный аспекты. Все они позволяют включить в политическую культуру совокупность теоретических и практических знаний, навыков поведения, убеждений, ценностных ориен­тации, мотивов, норм и традиций.

Речь идет о культуре политического сознания, политического поведения индивидов, групп, наций, а также о культуре функционирования сущест­вующих в рамках данной системы политических институтов. Разумеется, не все установки, убеждения и представления, модели поведения и функциони­рования, которые мы наблюдаем в политической жизни, являются элемента­ми политической культуры. В том, собственно, и состоит смысл введения этого понятия, что оно охватывает лишь повторяющиеся связи между эле­ментами политического процесса и тем самым закрепляет наиболее стабиль­ные стороны политической практики. Подобно тому, как культура определяет и представляет те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни, так политическая культура определяет и предписывает нормы пове­дения и правила «политической игры» в политической сфере. Очевидно, если культура есть способ общественного самовоспроизводства, то политическая культура, как проявление культуры в сфере политики, есть способ самовос­производства политической жизни общества, политического процесса. Таким образом, политическая культура распространяется на все стороны политиче­ской жизни общества и включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования политиче­ских институтов.

Наряду с политической культурой, характерной для данного общества, можно говорить о политических субкультурах. Субкультура может рассмат­риваться как совокупность политических ориентации, которые значительно отличаются от политических ценностей, доминирующих в обществе. Можно говорить о политической субкультуре социальных групп (молодежи, жен­щин), отдельных регионов, этнических и расовых меньшинств, религиозно-политической субкультуре, о субкультуре протеста, «враждебной культуре». Ряд исследователей считают возможным осуществлять выделение субкуль­тур и по принципу вычленения культур отдельных составных частей полити­ческой системы. На этом основании выделяют политическую культуру эли­ты, неформальных движений и организаций.

Субкультуры выделяются и по регионально-государственным призна­кам. По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточ­ных (за исключением Израиля) и западно-европейских государств, африкан­ских и латиноамериканских стран. Так, политической культуре граждан США свойственны: индивидуа­лизм; высокое гражданское самосознание; склонность к политической состя­зательности; относительная толерантность (терпимость) к иным политиче­ским позициям; приверженность к легитимным (законным) формам полити­ческого поведения; ориентация на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к политикам и властям.

    Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы кол­лективистской морали; идеологизированность; склонность к политическому радикализму; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданическое отношение к государству; правовой нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т.е. приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчи­вость.

Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее определение по­литической культуры. Политическая культура - система исторически сло­жившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъ­ектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство полити­ческой жизни общества на основе преемственности. Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а так­же степень цивилизованности характера и способов функционирования по­литических институтов, организации всей политической жизни общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: