Информационное общество как жизненное пространство современного человека

Методические рекомендации к семинарским занятиям для студентов, обучающихся по белорусским и российским образовательным программам дневной формы обучения

 

 

Могилев 2016

   УДК 1

ББК 87

A 54

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом 

«Белорусско-Российский университет»

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» Протокол № 10 от 17.05. 2016 г.

 

  Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич

 

                       Рецензент кандидат пед. наук

 

     В методической разработке рассматриваются проблемы существования человека в условиях техногенной цивилизации, воздействие техносферы на человека, его практическую и духовную деятельность, антропологические проблемы современности. Методическая разработка предназначена для студентов, изучающих спецкурс «Человек в техносфере» и магистрантов.

Учебное издание

 

ЧЕЛОВЕК В ТЕХНОСФЕРЕ

Ответственный за выпуск             Н. Н. Алексейчикова

 

         Технический редактор                      Е. А. Галковская

 

         Компьютерная верстка                       Н. П. Полевничая

 

Подписано в печать. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл. печ. л.. Уч.-изд. л.    Тираж 56 экз. Заказ.

                                 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

Свидетельство о государственной регистрации издателя, изготовителя,

распространителя печатных изданий

№ 1/156 от 24.01.2014 г.

пр. Мира, 43, 212000, г. Могилёв.

                    

                                                                        © ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                                  университет», 2016 

 

Содержание

1 Информационное общество как жизненное пространство современного человека............................................................................................................. 4

2 Понятие техносферы, ее основные элементы. Техника и ее роль в жизни общества.............................................................................................................. 6

3 Трансформация деятельности, сознания, социальной жизни человека в контексте технической реальности..................................................................... 11

4 Антропологические проблемы информационного общества... 20

Контрольные вопросы и темы индивидуальных заданий........... 27

Темы рефератов............................................................................ 27

Философский словарь................................................................... 28

Список литературы....................................................................... 30


 


Информационное     общество     как  жизненное  пространство современного человека

 

Современное общество называют постиндустриальным, техногенным, информационным и т. п. Смысловое значение данных понятий во многом совпадает, но поскольку знание и информация составляют его существенную основу, наиболее подходящим представляется термин «информационное общество».

Данный термин используется начиная с середины XX века в Японии, а затем в США и Западной Европе в связи с так называемой компьютерной или информационной революцией, суть которой в преобразовании сферы производства, управления, коммуникации, образования, досуга на основе информационных технологий. Для компьютерной революции характерно бурное развитие информации, кибернетики, электроники, программирования и других наук.

Американские социологи Дж. Белл и Э. Тоффлер выделяют три стадии в развитии цивилизации: аграрную, где доминирует сельское хозяйство; индустриальную, где доминирует промышленность; постиндустриальную, где определяющим фактором становится сфера услуг. В информационном обществе – современном этапе развития постиндустриального – к указанным секторам экономики добавляется информационный как доминирующий и системообразующий, причем сфера услуг приобретает преимущественно информационный характер.

Одна из концепций информационного общества принадлежит японскому ученому Ё. Масуде (1983), который выделил его основные черты.

1 Основа нового общества – компьютерная технология с ее функцией замещать или усиливать умственный труд человека.

2 Информационная революция превращается в новую производительную силу, приводит к массовому производству информации, технологий, знаний.

3 Ведущая отрасль экономики – интеллектуальное производство.

4 Основной субъект социальной активности – свободное общество, а политическая система – «демократия участия».

По мнению Ё. Масуды, информационное общество будет функционировать на основе синтетической рациональности (нелинейного мышления), которая заменит принцип конкуренции и приведет к расцвету свободы, равенства, самоорганизации. Его концепцию называют утопией XIX века, сам он назвал ее «компьютопией».

Многие идеологи информационного общества идеализируют его, утверждая, что в нем будут решены социальные проблемы и достигнуто гармоничное, бесклассовое, бесконфликтное, неидеологическое сообщество людей [1, с. 691]. Предполагается, что изменится характер труда, сфера управления, образования, властные структуры, власть должна перейти от класса собственников к образованной элите, а собственность «рассеется», перейдет в акционерную форму; основным социальным конфликтом станет «столкновение между знанием и некомпетентностью». Подобные утверждения представляются недостаточно обоснованными, т. к. игнорируют реальные экономические отношения. Акционирование предприятий не гарантирует равного участия собственников в управлении и распределении доходов. Доля собственности акционеров неодинакова и потому среди равных всегда находятся более равные, которые фактически распоряжаются имуществом и доходами предприятий.

Некоторые современные философы не видят столь радужных перспектив информационного общества и полагают, что наиболее вероятный сценарий его развития – интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации и использование информационных технологий для тотального контроля над обществом и возникновения нового типа тоталитарного государства.

По мнению французского философа Ж. Бодрийяра, современное общество движется «в пустоту, потому что все конечные цели освобождения остались позади» [2, с. 8]. Оно погрузилось в мир «симулякров» – символов, которым не соответствует какая-либо реальность; происходит диффузия и дробление ценностей. «Провести расчеты в терминах прекрасного или безобразного, истинного или ложного, доброго или злого так же невозможно, как вычислить одновременно скорость частицы и ее положение в пространстве» [2, c. 11]. Ж. Бодрийяр назвал современное общество «состоянием после оргии». Оргия – освобождение в какой-либо сфере: политической или социальной, сил производительных и разрушительных, женщины и ребенка, бессознательных импульсов и искусства. «Всё освобождено. И все мы задаем себе главный вопрос: что делать теперь, после оргии?» [2, c. 7].

Итак, информационное общество – качественно новый этап в развитии цивилизации, отличающийся доминирующей ролью информации и информационных технологий, которые представляют основу его организации, а также ключевым источником инноваций и социального динамизма. В нем изменяются трудовые функции, возрастает важность высшего образования, к работнику предъявляются новые требования: гибкость, ответственность, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Э. Тоффлер сравнивает работника Третьей волны (так он называет постиндустриальное общество) с джазовыми музыкантами, которые в отличие от классических, играющих каждую ноту в партитуре, подхватывают «сигналы друг друга и свободно импровизируют».

«Работники, ищущие смысл, ставящие под сомнение авторитеты, желающие поступать по своему разумению или требующие, чтобы их работа была социально значимой, могут считаться смутьянами на предприятиях Второй волны. Но предприятия Третьей войны не смогут работать без них» [1 c. 610].

Многие авторы отмечают не только достижения, но и трудности, проблемы, противоречия, которые нарастают по мере утверждения и развития информационного общества. Среди противоречий выделяются в качестве главных: противоречие между стремлением к свободе и нарастающим манипулированием общественным сознанием, массовой и элитарной культурой, различными классами и социальными группами, объединением людей посредством Интернета и сужением традиционных социальных связей, рыночными и гуманистическими ценностями, ростом объема информации и неумением ее осмыслить, образованностью и склонностью общества к мистике и многое другое.

Основным противоречием информационного общества в сфере экономики продолжает быть противоречие между трудом и капиталом, общественным характером труда и частнособственнической формой присвоения, которое существовало и на индустриальной стадии, но в условиях информационных технологий модернизируется, приобретает новые формы и идеологически маскируется.

Информационное общество со всеми его достижениями и проблемами составляет жизненное пространство современного человека. Особенности, противоречия, кризисные состояния этого общество не могут не стать предпосылкой трансформации личностных свойств человека. «Изменяя глубинные структуры общества, мы также изменяем и людей» (Э. Тоффлер).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: