№ | Наименование | Всего | Аудиторные занятия (часов) | Самосто- | ||
п/п | тем и разделов | (часов) | в том числе | ятельная | ||
Лекции | Семинары | Практикум | работа | |||
1 | Введение | 4 | 2 | - | - | 2 |
2 | Строение атома. Периодический закон. Химическая связь | 10 | 4 | 2 | - | 4 |
3 | Учения о направлении химического процесса и скорости реакций | 18 | 6 | 6 | - | 6 |
4 | Растворы | 20 | 6 | 8 | - | 6 |
5 | Окислительно-восстановительные реакции | 16 | 6 | 4 | - | 6 |
6 | Химия элементов главных подгрупп | 20 | 10 | - | - | 10 |
7 | Химия переходных элементов | 12 | 6 | - | - | 6 |
Итого | 100 | 40 | 20 | 40 |
Формы контроля (стоматология)
Промежуточный – 2 контрольные работы.
Итоговый – экзамен в 1 семестре
Учебно-методическое обеспечение курса
I. Рекомендуемая литература (основная)
- Н.Л. Глинка «Общая химия», М., Интеграл Пресс, 2006
- А.В. Суворов, А.Б. Никольский, «Химия», СПб., Химиздат, 2001.
- Н.С. Ахметов, «Неорганическая Химия», М., Высшая школа, 1975.
- Л. Полинг «Общая химия», М. Мир 1974.
- Д.В. Корольков «Основы неорганической химии», М., Просвещение 1982.
- «Методические указания по общей и неорганической химии для студентов 1 курса медицинского факультета», Ч. I и II, СПб, 2008.
|
|
II. Дополнительная литература
- М.Х. Карапетьянц «Введение в теорию химического процесса», М., Высшая школа, 1970.
- Л.С. Лилич, М.К. Хрипун, «Растворы как химические системы», СПб, Химия, 1994.
Лабораторные работы
Работа №1. Соли.
ВНИМАНИЕ! ВСЕ РЕАКЦИИ ПРОВОДИТЬ В ПРОБИРКАХ, ПОЛЬЗУЯСЬ НЕБОЛЬШИМИ (0,5 - 1 мл) КОЛИЧЕСТВАМИ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ!!!
1. Осуществить реакции, используя полученный углекислый газ – установка в тяге.
Ca(OH)2 ® CaCO3 ® Ca(HCO3)2 ® CaCO3
2. Имея раствор соли хрома(III), получить гидроксид хрома(III) и убедиться в его амфотерности.
3. Исходя из оксида меди, получить сульфат меди(II), а затем перейти к гидроксиду меди(II).
CuO ® CuSO4 ® Cu(OH)2 ¯
4. В банках N1 и N2 находятся соли: Na2CO3 и NaHCO3. Определить, какая из этих солей находится в банке N1 и какая - в банке N2.
5. Из смеси твердых соединений трех металлов - ZnCl2, MgO, BaCl2 - выделить каждый металл в виде любого индивидуального соединения.
Для всех проделанных опытов написать молекулярные и ионные уравнения реакций.
Работа N2. Определение атомной массы металла по объему выделившегося водорода
Определение атомной массы металла по объему выделившегося водорода производится в приборе, изображенном на рисунке.
Две бюретки закрепляются в лапках штатива и соединяются друг с другом резиновой трубкой. К одной из бюреток резиновой трубкой присоединяется реакционная колба емкостью 50 - 100 мл. Чтобы приготовить прибор к работе, выньте пробку из колбы и в бюретку 2 налейте столько воды, чтобы обе бюретки были заполнены до половины своего объема.
|
|
Ход работы
Проверьте герметичность прибора. Для этого закройте колбу пробкой герметично, предварительно смазав шлиф вазелином, чтобы поверхность шлифа была зеркально гладкой (без белесых продольных полос). Установите объем воды в обеих бюретках на один уровень. Опустите бюретку 2 на 10-15 см вниз. Наблюдайте за уровнем воды в бюретке 1.
Если прибор герметичен, то уровень воды в бюретке 1 сначала несколько понизится, а затем останется без изменений. Убедившись в герметичности прибора, верните бюретку 2 в прежнее положение, чтобы вода в обеих бюретках была на одном уровне.
Получите у преподавателя навеску металла. В колбу при помощи длинной воронки налейте 20-25 мл кислоты, указанной на доске, в зависимости от навески металла.
Закрепите колбу почти горизонтально. Снимите с навески внешний слой бумаги, записав предварительно массу навески. Пакетик с навеской осторожно разрыхлите, но не разворачивайте. Поместите пакетик в сухое горло колбы. Закройте колбу пробкой и снова проверьте прибор на герметичность. Установите объем воды в обеих бюретках на один уровень, зафиксируйте V1 в мл по бюретке 1.
Подождите 2-3 минуты, если объем не изменился, значит, система герметична.
Наклоните колбу так, чтобы пакетик с металлом упал в кислоту, и закрепите колбу в штативе. Выделяющийся водород вытесняет воду из бюретки 1 в бюретку 2. Наблюдайте за реакцией. Бюретку 2 в течение реакции опускайте вниз, чтобы уровень воды в обеих бюретках был одинаков.
Когда весь металл растворится, и понижение уровня воды прекратится, дайте колбе постоять 1-2 мин. Затем приведите положение воды в обеих бюретках точно к одному уровню. Отметьте уровень воды в бюретке 1 и запишите его значение – V2. Разность уровней равна объему выделившегося водорода.
Запишите показания термометра, барометра и давление водяных паров при температуре опыта.
Давление паров воды при температуре от 15 до 26°С (мм.рт.ст.)
Температура | Давление | Температура | Давление |
15 | 12,79 | 21 | 18,65 |
16 | 13,63 | 22 | 19,83 |
17 | 14,53 | 23 | 21,07 |
18 | 15,48 | 24 | 22,38 |
19 | 16,48 | 25 | 23,76 |
20 | 17,54 | 26 | 25,20 |
Вычисления
1. Объем выделившегося водорода V H2 = V2 - V1.
2. Абсолютная температура Т = 273 + t.
3. Давление водорода P(H2) = Pатм - P(H2O).
4. На основании объединенного газового закона рассчитайте объем выделившегося водорода при нормальных условиях (760 мм рт.ст. и 273 К).
5. Рассчитайте эквивалент металла.
6. На основании величины полученного эквивалента и ваших знаний химии определите, какой это металл.