Сергей – рокер, обожает мотоциклы и быструю езду. Лена, подруга Сергея, ненавидит мотоциклы, считая их опасными. Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может убедить Сергея ездить небыстро.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1 История изучения межличностных отношений в зарубежной психологии.
2 История изучения межличностных отношений в отечественной психологии.
3 Взаимосвязь общения и межличностных отношений.
4 Методы диагностики межличностных отношений.
Восприятие в межличностных отношениях
Сущность межличностного восприятия
В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание совместной деятельности.
Межличностное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:
а) восприятия внешних признаков других людей;
б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками;
|
|
в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.
Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия: познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей; познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении; установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.
На восприятие влияют различные факторы: внешность (не зря говорят, что по одежде встречают); речь, включающая также особенности невербального общения (мимика, жесты, поза); профессия человека (милиционеры прежде всего обращают внимание на внешний вид, педагоги – на речь, спортсмены – на физическую форму) и пр.
Существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком.
1 Аналитическая: о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика.
2 Синтетическая: проявляется склонность к обобщенному отражению явлений. Человек с таким типом восприятия кратко и обобщенно характеризует знакомых: дисциплинированный, добросовестный, не проявляя склонности к анализу причины поступков.
|
|
3 Эмоциональная: человеку приписываются те или иные качества личности на основе эмоционального отношения к нему. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола.
Эффекты восприятия
С особенностями межличностного восприятия связан ряд психологических эффектов. Наиболее распространенные среди них эффекты стереотипизации, новизны, первичности, ореола.
Феномен, часто встречающийся в восприятии, – стереотипизация. Стереотип – устойчивый образ какого-то явления или человека, складывающийся в условиях недостатка информации. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют сократить время на процесс узнавания человека.
Наиболее известны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев). Вторая разновидность – стереотипы по внешности (например, человек в очках обычно воспринимается, как интеллектуал). Распространенными также являются профессиональные стереотипы (точность математика, сердечность медсестры, целеустремленность спортсмена).
Один из наиболее известных стереотипов восприятия — эффект ореола. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением.
Близким к эффекту ореола является эффект проекции, когда приятному для нас собеседнику мы приписываем свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Существует два вида проекции: атрибутивная – когда в других мы находим свои черты и свойства, и защитная – когда свойства, неприятные для индивида, приписываются им другим людям (неграмотный замечает ошибки других).
С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильно влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая. Объяснение этого эффекта следующее: над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их.
Материал для обсуждения