Древний амфитеатр в Дельфах

Северо-западный угол святилища занимает открытый театр, построенный в 4 веке до нашей эры и несколько раз перестраивавшийся. Амфитеатр, рассчитанный на 5000 зрителей, хорошо сохранился, но от здания сцены уцелел лишь фундамент.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12
1. План Персеполя.

2.б) Храм Афины Афайи на острове Эгина.

Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. генеральный план; 1 - пропилон; 2 — рампа; 3 — алтарь; 4 — базы; 5 — водосборная цистерна; 6 — храм Афайи

Храм Афины Афайи на острове Эгине стоит на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции, дошедшая до нас вместе с великолепными скульптурными группами своих фронтонов (ныне в музее в Мюнхене). Храм был заложен после 500 г. до н. э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н. э., восточный — к 480 г. до н. э.

Святилище богини, издавна почитавшейся на острове, впервые обрело определенную архитектурную композицию в самом начале VI в. до н. э., когда священный участок был несколько выровнен и обнесен стеной, построены пропилеи и храм в антах, который, несмотря на свои малые размеры, по-видимому, имел два ряда внутренних колонн, поставленных в два яруса (обнаружены капители колонн трех различных размеров, относящиеся к этому периоду, но реконструировать храм не удается).

При строительстве нового храма участок был значительно расширен и выровнен, причем были возведены великолепные подпорные стены, пропилеи получили свою классическую форму торжественного входа, всесторонне развитого затем на афинском Акрополе. Новый храм представлял собой периптер с числом колонн 6X12 и стоял на трехступенчатом основании размером 13,79x28,5 м по стилобату. Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной. Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры и сима фронтона.

Построенный в период обострения отношений эллинского мира с могущественной персидской державой и законченный практически уже в разгар греко-персидских войн, храм Афины Афайи в своем идейном содержании связан с этой героической эпохой греческой истории. Знаменитые скульптурные группы его фронтонов, изображающие подвиги эгинцев в Троянской войне, должны были служить в это опасное для Греции время ярким напоминанием об их былых победах над Востоком, одержанных, согласно легенде, под покровительством могучей и воинственной богини, которой был посвящен небольшой, но монументальный эгинский храм.
Вместе с храмом Зевса в Олимпии храм Афины на о. Эгине относится к числу немногих, сохранивших черты, указывающие на существование деревянных галерей над боковыми нефами. Эти галереи покоились на балках, опиравшихся непосредственно на абаки колонн первого яруса так, что их архитрав, увенчанный тенией и регулами, служил в то же время барьером. В отличие от первого яруса внутренних колонн второй ярус, возможно, завершался не одним только архитравом, но полным антаблементом.

 



В) Римские термы.

В первые годы после образования империи возводились термы, подобные помпейским, с односторонним расположением банных помещений относительно палестры. Таковы Центральные термы Помпей (рис. 92), освещавшиеся большими застекленными окнами, и плохо сохранившийся комплекс терм в Байях. Фригидарий терм Меркурия представлял собой купольную ротонду (диаметром 21,5 м), предвосхитившую Пантеон своей конструкцией и масштабом. Этого рода сооружения продолжали строиться и позже, во II в.: Суранские термы в Риме на Авентине и термы Нептуна в Остии. Но ведущим стал другой тип, выработавшийся на протяжении 1 в. н.э. в не дошедших до нас столичных термах Агриппы (25 г. до н.э.) и Нерона (64 г.) на Марсовом поле и в термах Тита, законченных Домицианом. Известно, что в термах Нерона усложнился состав помещений за счет расширения гимнастического сектора. Термы Тита, известные по рисунку Палладио (рис. 94), уже имели симметричный план с расположением по главной оси кальдария, тепидария и фригидария и с двумя группами одинаковых помещений (вестибюля, раздевальни, залы для омовения, массажа и сухого потения) по сторонам от них. Таким образом, посетители сразу разделялись на два изолированных потока, которые после прохождения предварительных процедур объединялись в главных залах в центре терм и оттуда возвращались в раздевальни и приемные. План определялся рациональным кольцевым движением посетителей, симметричным главной оси сооружения.

Термы Траяна, возможно, построенные Аполлодором (110 г.), были ориентированы не по странам света, а под углом к ним, что давало обращенному на юго-запад и сильно выступающему зданию кальдария наибольший дополнительный обогрев в часы максимальной посещаемости терм, а выходившему на северо-восток фригидарию — затененность. Эта ориентация станет обязательной для терм последующего времени. Меньшие помещения по сторонам от главных, к которым прибавился большой плавательный бассейн, сгруппированы здесь более компактно, чем в термах Тита. Банный комплекс выделился в почти квадратное здание с повышенной средней частью, примыкающее к входной стене ограды и занявшее середину территории терм. Главная ось всего комплекса четко обозначалась выступом кальдария, большим полукружием ограды напротив него и выступающими вперед вестибюлями, фланкированными экседрами ограды. По внутреннему периметру терм в многочисленных помещениях разных форм размещались библиотеки, залы для бесед и отдыха, палестры, бассейны, нимфеи. В зоне отдыха имелись беговые дорожки и цветники. Прекрасные условия для мытья, отдыха и приятного времяпрепровождения привлекали в термы огромное число людей из средних и низших слоев римского населения (богатые римляне предпочитали небольшие частные бани). Поэтому наряду с хлебом и зрелищами термы, также отвлекавшие толпу от политических проблем, играли важную роль во внутренней жизни империи, и их строительство предпринималось и поощрялось императорами и их наместниками в провинциях.

Наибольшим размахом и пышностью отмечены термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов.

В планировке колоссальных терм (450Х450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огромный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в банный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Склон участка послужил также опорой зрительских мест стадия для гимнастических игр, устроенного у подножия резервуара. По сторонам от стадия располагались библиотеки. Ниже простиралось парковое пространство, ограниченное банным корпусом и полукружиями боковых выступов терм. Оно предназначалось для спорта, развлечений и отдыха среди зелени, статуй и у фонтанов нимфеев, для встреч и бесед в смежных с нимфеями залах больших полукружий.

В главной северо-восточной половине терм были сосредоточены разнообразные помещения для омовения, начиная от маленьких номерных бань на одного человека (или на семью), находившихся наряду с конторами и магазинами вдоль стен ограды, и до огромных великолепных залов главного корпуса.

Рим. Термы Каракаллы. Реконструкция

Рим. Термы Каракаллы. Разрез

Вся эта часть комплекса была расположена на субструкциях, поднимавших на 6 м уровень терм по их северо-восточной границе. Все обслуживание (котельные, водопровод и пр.) было помещено внизу между субструкциями. Главный корпус (214X110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом. Оттуда через небольшой тепидарий с теплыми ваннами попадали в центральный зал терм — фригидарий (ранее ошибочно принимавшийся исследователями за тепидарий), расположенный на пересечении осей здания и открывавшийся в широкий бассейн для плавания. Фригидарий имел пролет 19 м и был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами, опиравшимися на восемь столбов с приставными колоннами. Распор свода воспринимался группой более низких сводчатых помещений, окружавших ядро здания. Огромные окна фригидария над уровнем их крыш ярко освещали зал. Разные по размерам и форме помещения были умело сопоставлены, оттеняя особенности друг друга. То же и в объемной композиции здания, где огромный купол кальдария и высокие крестовые своды фригидария выделялись среди более низких цилиндрических, коробовых и крестовых сводов.

В противоположность непритязательности оштукатуренных фасадов терм интерьер поражал роскошью отделки. Подогретые изнутри горячим воздухом стены, своды и полы были облицованы цветным мрамором, порфиром и украшены великолепными мозаиками. Колонны с фигурными капителями, статуи и красивые каменные чаши, игра воды в фонтанах и бассейнах дополняли пышное внутреннее убранство терм Каракаллы.

Обширный комплекс терм Диоклетиана (ок. 305 г. н. э.) представлял собой огромное прямоугольное здание с помещениями, перекрытыми куполами.

Часть помещений терм Диоклетиана в XVI веке была перестроена Микеланджело в церковь Санта Мария дельи Анджели, другая — сейчас занята коллекциями Национального римского музея, а остальное лежит в развалинах.

Возведение столь грандиозных сооружений стало возможным благодаря большому опыту, накопленному римскими архитекторами строителями в создании бетонных сводов и куполов. В строениях римских терм эти конструктиные формы образуют сложную пространственную структуру, взаимодействуя друг с другом. Один из центральных залов терм обычно проектировался круглой формы перекрытое куполом. Зачастую перекрытие центрального зала представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды. Длинные анфилады больших и малых залов, со сложным интерьером, роскошной отделкой, поражали посетителей. Благодаря ордерным элементам и членениям сводов достигался зрительный эффект легкости конструкции. Во многом благодаря широкому использованию в зданиях римских терм купольных покрытий, получило дальнейшее развитие композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей

Полное название самой необычной базилики Рима, расположенной на площади Республики, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Базилика посвящена Святой Деве, Ангелам и Мученикам. Она расположена на месте античных руин терм Диоклетиана. А уникальность её в том, что в ней воссоединились христианская вера, величие Древнего Рима и новаторство эпохи Возрождения. Колоссальные термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах. Название базилики хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве.

 

Комплекс Стабиевы Терм был построен вокруг центральной открытой площадке или палестры на котором была место для упражнений. Здесь люди могли заниматься борьбой. Здесь же была две небольших комнат для натирания песком и маслом, чтобы было легче выскользать из рук противника. К тому же на палестре была своя беговая дорожка и бассейн для плавания размером 15 * 8 * 1.5 метров. Здесь же находились статуи Зевса, Геракла и Сатира.

Стабиевы Термы были разделены на мужскую и женскую часть. В мужскую часть можно было зайти с площадки (палестры) через небольшую дверь или через большую парадную с улицы Виа делль Аббондаза. Вначале человек входил в аподитерий т.е. раздевалку бань. В стенах были расположены ниши для одежды и личных вещей. Стены и своды были покрыты красивыми фресками и фигурами мифических созданий. Обратите внимание на тела погибших, чьи гипсовые формы были сделаны здесь на этом месте. Удивительно, но эти ребята не захотели покинуть Помпеи, а решили попариться, видимо пользуясь тем, что народу было как то не до этого и посему бан были пустые. Судя по тому, что у них на ногах были тапочки то они в этот момент именно парились.

После раздевалки человек попадал в тепидарий (теплые бани). Здесь тепло происходило от горячей воды и горячего пола. Здесь приходилось надевать деревянные тапочки, чтобы не обжечь ступней. Опять же, если вы хотите узнать как они выглядели посмотрите на тела погибших в раздевалке. Под полом циркулировал горячий воздух от костров, подогреваю пол по которому ходили люди. После этого человек входил в фригидарий то есть зал с холодной водой.

В женских банях Стабиевы Термы не было отдельного фригидария. Бассейн для охлаждения находился в женской раздевалке. Здесь же были римские сауны- парилки известные как лаконик.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: