Пока будут государства друг от друга отдельными, с независимыми своими целями, средствами и правительствами – до тех пор будет надобность в таможнях.
Д.И. Менделеев
Тема 1.1
Сущность и содержание таможенного дела
Лекция – 2 ч.
Практическое занятие – 2 ч.
Рассматриваемые вопросы:
- Становление и развитие таможенного дела в России |
- Таможенная служба Российской Федерации |
- Таможенное регулирование в Российской Федерации |
Становление и развитие таможенного дела в России
По состоянию на 2019 год в мире насчитывается 251 страна, среди которых только 195 суверенных государств. По существу, государство отличается от страны тем, что имеет свои органы власти, национальную символику, валюту, центр управления, законы. Государство всегда самостоятельно и суверенно. Одним из важнейших инструментов управления государством при этом являются таможенные органы.
Таможенное дело в России существует более 1000 лет. Возникнув в силу объективного исторического процесса, таможенное дело развивалось вместе с экономикой и торговлей Древней Руси и затем Российского государства. История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре киевского князя Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.
|
|
С развитием торговых путей и государственных связей Руси накапливался опыт таможенной обрядности (совокупности действий), формировались первичные принципы таможенного дела, складывалось само понятие торговых пошлин и сопутствующих им сборов за право купли и продажи товаров, формировались обычаи, правила и процедуры их взимания.
Монгольское нашествие ускорило этот процесс и дало торговой пошлине тюркское (тюркско-татарское) имя и оболочку. Именно от тюркского слова «тамга» (знак, клеймо, тавро) произошел глагол «тамжить» – т.е. взыскивать пошлину – «тамгу». Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар, стали называть таможней. Служивый человек, бывший «мытником», становится «таможником» или «таможенником»[1]. В обиход входят словосочетания «таможенный голова» (старший таможенник), «таможенная грамота» (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину).
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что в широком смысле речь идет о деятельности, осуществляемой таможенной и взаимодействующими с ней структурами по реализации таможенной политики государства, проведению контроля за соблюдением таможенного законодательства и обеспечению своей дееспособности.
|
|
Таможенная политика – система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач, представляющая собой самостоятельную отрасль государственной политики, тесно связанную с ее внутренней и внешней составляющими, и охватывающая те сферы деятельности, которые не могут быть охвачены другими государственными структурами.
Как категория государственных отношений она является предметом пристального внимания институциональных структур и в плане определения ее функций и содержания, и в плане воздействия на экономику и финансы.
Используя разнообразные формы, методы тарифного и нетарифного регулирования, в условиях рыночной экономики и наличия государственного сектора таможенная политика:
- осуществляет функции государственной защиты торговли, регулируя ввоз, обеспечивая конкурентоспособность национального товаропроизводства и стимулируя создание и развитие новых производств;
- обеспечивает регулирование взаимоотношений между предпринимательскими структурами и потребителями внутреннего рынка;
- предполагает государственное регулирование экономики и, в частности, внешнеэкономической деятельности (ВЭД) путем властной регламентации отношений государства с участниками ВЭД и создания организационных, материально-технических и других условий для контроля за соблюдением установленных правил и процедур;
- строится на сочетании групп инструментов – экономических и административных. Будучи по своей природе принципиально различными, они тем не менее на практике взаимно дополняют друг друга и образуют единое целое;
- совершенствуется за счет существующих и разрабатываемых нормативных актов, регламентирующих порядок применения защитных мер, что позволяет систематизировать и законодательно закреплять административные меры регулирования ВЭД.
С 1 января 2015 г. таможенная политика России формируется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС или Союз) на основе Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Договор о Союзе).
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС), и актами, составляющими право Союза (международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Союзе.
Правоотношения в сфере таможенного регулирования, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, регулируются Федеральным законом от 3.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 289-ФЗ).
При таможенном регулировании в Союзе применяются меры таможенно-тарифного регулирования (далее – ТТР), запреты и ограничения (далее – ЗиО), меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты РФ в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации (далее – ТД) или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС (п. 1 ст.6) и (или) в соответствии с Договором о Союзе и (или) иными международными договорами в рамках Союза.
Таким образом реализуются два взаимосвязанных, но относительно автономных блока:
первый – определяет характер и содержание мер ТТР внешнеторговой деятельности, применяемых в отношении ввозимых на таможенную территорию товаров, включающие применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот;
|
|
второй – включает в себя запреты и ограничения внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, меры нетарифного регулирования.
Актуализация проблемы таможенного регулирования применительно к деятельности таможенных органов ЕАЭС, включая таможенные органы РФ, обусловлена: особенностями геополитического и геоэкономического положения Союза, увеличением контролируемых товарных потоков, вызванных экспортно-импортными операциями, проблемами организации и регулирования внутренней деятельности таможенных структур, необходимостью вхождения государств – членов Союза в международные торговые и таможенные организации и проч.