Осмысление рациональности с исторических позиций выходит за рамки представления о ней как внутринаучной технологии мышления. Многообразие и богатство реальной действительности требует существования различных форм духовного и практического освоения мира. В свете такого рассмотрения наука предстает в качестве одной из форм рациональности, также требующей, в свою очередь, историко-культурного анализа.
Долгое время наука обозначала просто знание о чем-либо, затем - знание, характеризуемое системой дискурсивного мышления, и т. д. Необходимо помнить о том, что большинство из них являются идеологемами, обусловленными потребностями конкретной культурно-исторической ситуации. Более приемлемым нам представляется анализ того, насколько сама научная деятельность и ее результаты соответствуют методологической рефлексии о ней и культуре эпохи в целом.
В науковедении существуют несколько подходов к описанию и объяснению исторического развития науки. Первым и относительно долгое время господствующим в определении закономерностей развития науки был так называемый кумулятивистский подход (основывается на том, что каждое последующее научное открытие опирается на предыдущие знания и возможно только на фундаменте прежнего опыта). В соответствии с этим развитие науки представлялось как поступательный процесс накопления все более истинных и совершенных знаний о мире.
Эволюция науки определяется как интерналистскими, так и экстерналистскими параметрами. Необходимо заметить, что при всех исторических модификациях научное познание все-таки остается таковым, то есть отличается от других видов но знания.
Наука ориентируется прежде всего на объективное постижение действительности. Она нацелена на поиск истины, законов, того, что скрыто от непосредственного восприятия. Для достижении этой цели необходимо преобразование реальных объектов в идеальные сущности.
Помимо когнитивных параметров на развитие науки воздействуют социальные факторы. Характерным примером выявления социальной обусловленности науки служит исследование научной рациональности К. Хюбнером. Задачей своей книги «Критика научного разума» он считает, аналогично Канту, выявление структур, определяющих возможности научного познания.
Его основная идея состоит в том, что научный разум и рациональность принципиально историчны и не могут быть поняты вне конкретного социального и культурного контекста.
Историческая изменчивость среды предполагает смену одного исторического контекста другим. Они возникают из прошлого, вбирают элементы настоящего и образуют иерархию в соответствии с конкретными социальными отношениями. Хюбнер предлагает некоторые модельные представления социальной динамики науки. Он выделяет две стадии ее развития: нормальную (экспликация научной системы) и революционную (ее мутация).
Причиной научных революций является дисгармония системных ансамблей. При этом основания науки служат опосредованным звеном между социальной средой и теорией. Они непосредственно контактируют с социальной средой и одновременно регулируют теоретический поиск.
Основания науки включают в себя нормативные постулаты, онтологические принципы (определяющие содержание понятий причинности, пространства, времени, объекта) и мировоззренческие принципы эпистемологического характера (определяющие цель познания и понимание истины).
Таким образом, для анализа исторически изменяющейся научной деятельности необходимо рассмотреть ее двустороннюю детерминацию: внутреннюю – со стороны характера исследуемых объектов, и внешнюю – со стороны социокультурных условий.
Вопросы для самоподготовки:
1. Исторические типы научной рациональности.
2. Разум и культура.
3. Детерминанты развития научной рациональности.
Литература
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Высш. шк., 1995. – 324с.
2. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Гардарики, 2001. – 310 с.
3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с.
4. Зегет В. Элементарная логика. – М.: Высш. шк., 2005. – 256 с.
5. Ильин В. В. Критерии научности знания. – М.: Мысль, 1989. – 156 с.
6. Ильин В. Философия науки: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360с.
7. Исторические типы рациональности. – М.: Гносис, 1995. – 193 с.
8. Йолон П.Ф. Рациональность в науке и культуре. – К.: Слово, 2003. – 175 с.
9. Малахов В.П. Основы формальной логики. – М.: Изд-во „Щит-М”, 1998. – 304 с.