В результате изучения темы 1 студент должен:
· знать
- сущность права на социальное обеспечение и его значение среди социально-экономических прав человека; функции права социального обеспечения;
- основные направления политики российского государства в области социального обеспечения;
- содержание базовых понятий права социального обеспечения, таких как предмет, метод, система права социального обеспечения, система законодательства в области социального обеспечения, виды социального обеспечения, социальный риск, социально-обеспечительное отношение;
- особенности организационно-правовых форм социального обеспечения;
· уметь
- оперировать основными понятиями темы;
- толковать и правильно применять правовые нормы в точном соответствии с законом;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
· владеть
- юридической терминологией в области права социального обеспечения;
- навыками анализа правовых отношений, входящих в предмет права социального обеспечения;
|
|
- навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
1.1. Любой человек в течение своей жизни проходит этапы рождения и смерти. В большинстве случаев человек рождает детей и достигает преклонного возраста. Кроме того, в его жизни может быть кратковременная или долговременная болезнь, потеря кормильца, безработица, а также иные обстоятельства, при возникновении которых гражданин может нуждаться в поддержке со стороны. На современном этапе такую поддержку (социальное обеспечение) обязуется предоставлять государство.
Гарантии социального обеспечения для каждого в случаях, установленных законом, закреплены в Конституции РФ (ст. 39). Конституционный акт приводит примерный перечень таких случаев, который можно определить как приоритетный: возраст, болезнь, инвалидность, потерю кормильца, воспитание детей.Государством обеспечивается (ст. 7) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
При этом следует иметь в виду, что легальное определение понятия социальной защиты, как и понятия «социальное обеспечение» в настоящий момент отсутствует. Во многом это является следствием отсутствия до настоящего времени единого кодификационного акта в области социального обеспечения. Вместе с тем положения ч. 2 ст. 7 и п. ж) ч. 1 ст. 72 Конституции РФ позволяют сделать вывод, что понятие «социальная защита» более широкое по своему содержанию. Оно включает в себя, наряду с социальным обеспечением, также гарантии реализации иных социальных прав человека в целях его защиты от неблагоприятных жизненных обстоятельств или поощрения социально значимых действий гражданина.
|
|
Закрепление права каждого на социальное обеспечение в российской правовой системе основывается на нормах международного права. Всеобщая Декларация прав человека закрепляет, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах конкретизирует указанное право, указывая на необходимость государств признавать право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище. Как правопреемник советского государства, ратифицировавшего пакт, Россия осуществила важные мероприятия по выполнению взятых на себя обязательств для принятия надлежащих мер к обеспечению осуществлению этого права.
1.2. Право как регулятор общественной жизни имеет свое назначение, которое конкретизируется в его функциях.Социальную направленность права социального обеспечения выражают функции как собственно юридические (присущие всем отраслям права), так и специальные (характерные только для данной отрасли или нескольких отраслей права).
Собственно юридические функции права социального обеспечения выполняют регулятивное и охранительное направление правового воздействия, выражающееся в определении правил поведения и охране отношений в области социального обеспечения, урегулированных правом.
К специальным юридическим функциям права социального обеспечения относятся функции: социальная, политическая, экономическая, демографическая, профилактическая, реабилитационная, воспитательная.
Социальная функция права социального обеспечения исходит из особого социально-обеспечительного отношения между физическим лицом и государством, заключающегося в установлении государством гарантий социального обеспечения при наступлении социального риска.
Политическая функция проявляется в установлении в нормах права социального обеспечения правил справедливого распределения социально-обеспечительных благ, направленных на удовлетворение основных потребностей различных социально-демографических слоев населения, в целях поддержания социальной стабильности в обществе. Данная функция проявляется, например, в законодательном закреплении правовых норм, устанавливающих предоставление дополнительных детских пособий, государственной социальной помощи, бесплатного (льготного) социального обслуживания для малоимущих, а также бедных слоев населения.
Экономическая функция выражается в необходимости устранения неблагоприятных последствий действия рыночного механизма, влекущего за собой неравенство в распределении доходов, посредством активных действий государства в распределении части внутреннего валового продукта, в частности, посредством применения механизма государственных расходов на социальное обеспечение.
Демографическая функция реализуется посредством закрепления в нормах права социального обеспечения различных видов социального обеспечения с установлением их размеров, обеспечивающих достойную жизнь семьи, в которой ожидается появление ребенка, а также после его появления, достойную жизнь неработающего пенсионера и всего населения в целом.
Профилактическая функция имеет целью недопущение наступления неблагоприятного социального риска, а при его наступлении - неблагоприятных последствий, а также нарушения прав и законных интересов граждан в области социального обеспечения. Она выражается, в частности, в установлении детских пособий в целях предотвращения снижения прежнего (до рождения ребенка/принятия его в семью) уровня жизни семьи и поддержании его на достойном уровне, введении механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования на случай производственного травматизма и профессиональных заболеваний в улучшении условий и повышении безопасности труда – для профилактики несчастных случаев на производстве.
|
|
Реабилитационная функция направлена на обеспечение условий, необходимых для восстановления здоровья и нормального жизнеобеспечения лица пострадавшего от последствий социального риска. Она проявляется в предоставлении повышенного социального обеспечения работникам, получившим производственную травму (профессиональное заболевание), мер социальной поддержки жертвам политических репрессий и лицам, пострадавшим от радиационных (техногенных) катастроф.
Воспитательная функция выражается в поощрении положительных моделей поведения в социально-обеспечительных отношениях, например, посредством установления в законодательстве обязанностей получателей социального обеспечения, ответственности за нарушения установленных правил поведения. Данная функция находит свое проявление в нормативном закреплении правового статуса субъектов отношений в сфере социального обеспечения, определении видов и мер их ответственности.
1.3. Предмет права социального обеспечения составляют общественные отношения в области социального обеспечения, связанных с предоставлением государством или уполномоченным им органом физическим лицам определенных социальных благ в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие наступления неблагоприятных для них жизненных обстоятельств (болезни, потери кормильца и др.), или необходимости несения дополнительных затрат (расходов) при возникновении обстоятельств, поощряемых государством (например, при рождении ребенка).
|
|
Указанные вероятные жизненные обстоятельства называются социальными рисками, которые могут быть обусловлены различными объективными причинами (физиологическими, семейными, демографическими, экономическими, производственными, экологическими).
Так, физиологические причины могут приводить к наступлению трудоспособного возраста, старости и смерти. Производственные – к производственной травме или профессиональному заболеванию. Экологические причины – к заболеванию, вынужденному переселению.
Все социальные риски с точки зрения вероятности их наступления можно разделить на возможные, которые в свою очередь можно разграничить на неблагоприятные и благоприятные, и неизбежные. К неблагоприятным рискам относятся болезнь, потеря кормильца, безработица, неполная семья. К благоприятным – рождение ребенка, присуждение государственной награды или звания, завоевание высшей спортивного звания. К неизбежным социальным рискам – достижение старости, смерть.
К характерным признакам социально-обеспечительных правоотношений можно отнести:
- право физического лица при наступлении социального риска на предъявление требования о предоставлении социального обеспечения;
- безвозмездный характер социально-обеспечительного правоотношений. Это означает, что после получения социального обеспечения на законных основаниях получатель не обязан его впоследствии возмещать;
- обязанность государства или уполномоченного им органа предоставлять физическому лицу социальное обеспечение при наступлении социального риска с соблюдением установленных законом условий его предоставления;
- право физического лица в любое время отказаться от получения социального обеспечения.
1.4. Метод права социального обеспечения позволяет установить механизм регулирования отношений в области социального обеспечения. На современном этапе метод права социального обеспечения характеризуется сочетанием преимущественно диспозитивных и обязывающих норм: права требования гражданина при наступлении социального риска на предоставление ему социального обеспечения (диспозитивные нормы) при соблюдении гражданином определенных условий (нормы предписания) и обязанности государства предоставить гражданину такое социальное обеспечение (нормы предписания) на безвозмездной или льготной основе. Дополнительно в условиях рыночной экономики особенностью метода права социального обеспечения является подключение договорного механизма дополнительно к государственному регулированию. Таким примером может служить предоставление государственной социальной помощи малоимущим трудоспособным гражданам на основании социального контракта, уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию на основании заключения с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании. Договоры в сфере социального обеспечения носят публичный характер, поскольку свобода определения условий договора ограничена государством путем установления типовых форм таких договоров.
1.5. Российская государственная система социального обеспечения с точки зрения источников финансирования находит свое выражение в двух организационно-правовых формах: бюджетной (за счет средств федерального, регионального или местного бюджета) и обязательного социального страхования (пенсионного, социального и медицинского).
Только три вида социального обеспечения (пенсии, пособия и медицинская помощь) получают свое финансирование (за некоторыми исключениями) за счет, как бюджетных средств, так и средств обязательного социального страхования. Государственная социальная помощь, социальное обслуживание и меры социальной поддержки предоставляются на бюджетной основе.
1.6. Отграничение одной отрасли права от другой осуществляется на основе выявления характерных особенностей предмета и метода указанных отраслей. Применительно к праву социального обеспечения смежными отраслями права являются трудовое право, гражданское право, административное право, финансовое право. При этом до 60-х гг. XX в. социально-обеспечительные отношения рассматривались как часть трудовых, административных и ряда иных отношений. Лишь после обоснования В.С. Андреевым на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. критериев предмета и метода права социального данная отрасль получила свое обособление.
Так, предметом и методом трудового права выступают общественные отношения в сфере организации и применения наемного труда и иные непосредственно связанные с ним отношения в рамках реализации права на труд, которые регулируются на основе механизма сочетания государственного и договорного, императивного и диспозитивного. В то время как в предмет права социального обеспечения входит предоставление социальных благ (в рамках реализации права на социальное обеспечение) не только лицам, занятым в рамках наемного труда по трудовому договору, но и лицам, работающих в иных формах занятости (например, для военнослужащих, индивидуальных предпринимателей), а также незанятого населения (детей, инвалидов, пенсионеров по возрасту) на основе применения особого механизма – сочетания преимущественно дозволения (в отношении гражданина) и обязывания (для государства).
Предмет и метод гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные отношения с признанием за субъектами юридического равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности. Данная отрасль права регулирует отношения по предоставлению имущественных и неимущественных благ социального характера на возмездной основе (например, медицинских или социальных услуг за полную стоимость), в то время как особенностью социально-обеспечительных отношений является либо безвозмездный, либо льготный (т.е. безэквивалентный) характер предоставления социальных благ.
Предметом и методом административного права – выступают отношения в области государственного управления с применением преимущественно императивного метода регулирования (властных предписаний). В частности, такие отношения образуются между Правительством РФ и Минздравом России, фондами обязательного социального страхования (Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования) и их территориальными структурными образованиями (управлениями, фондами).
1.7. Система права социального обеспечения – это совокупность правовых норм, составляющих единое правовое пространство (отрасль), регулирующее социально-обеспечительные отношения, которое включает в себя самостоятельные структурные группы и подгруппы правовых норм (институты и подинституты). Вся система права социального обеспечения структурно имеет деление на общую и особенную части. Нормы общей части права социального обеспечения определяют цели, задачи, предмет, метод и принципы правового регулирования, субъектный состав участников социально-обеспечительных отношений, их правовой статус. Нормы особенной части детализируют особенности отдельных видов отношений в области социального обеспечения, обособляясь в институты (подинституты) по видам (подвидам) социального обеспечения.
Современная система права социального обеспечения в зависимости от укрупненных видов социального обеспечения включает в себя следующие институты: пенсий; пособий; социального обеспечения лиц в случае производственной травмы или профессионального заболевания; медицинской помощи, лекарственного обеспечения, протезирования и санаторно-курортного лечения; государственной социальной помощи; социального обслуживания; мер социальной поддержки.
В свою очередь система законодательства в области социального обеспечения, которая по отношению к предыдущей системе (выражающей содержание) выступает в качестве формы, представляет собой совокупность нормативных правовых актов в данной сфере.
Система науки права социального обеспечения включает в себя теории, учения, взгляды, гипотезы об отрасли права социального обеспечения, истории и закономерностях его развития, направлениях совершенствования законодательства в области социального обеспечения. Предмет исследования данной системы базируется на двух предыдущих системах и служит основой для формирования следующей системы – системы учебной дисциплины по теме «Право социального обеспечения».
Практикум