Пошла деревенька от добрых людей

Из истории деревни Старое Мартьяново

Из какого я роду – племени

Журавлев, И.А. Из какого я роду – племени / записала Мария Ишматова

// Пригородные вести. – 2002. – 16 июля.

 

Житель деревни Старое Мартьяново Иван Андреевич Журавлев уже три года в республиканском государственном архиве занимается поиском своей родословной. Исписал шесть общих тетрадей, нашел свое десятое поколение и историю родной деревни. Работает в архиве среди старинных бумаг с удовольствием. Когда школьники или родственники обращаются к нему с вопросами, Иван Андреевич дает ответы:

— Мартьяново в 1751 году относилось к Николаевскому приходу (1751-1787), который позже стал называться приходом Богоявленской (1787-1937) церкви. Сюда же относились с.Завьялово, деревни Тло-Чудзи, Воско-Чудзи, Сетег-Дзюи, Подборная, Тимошур-Чудзи, Кенешур-Чудзи, Старый Кен, Старая Козма, Козма, Якшур-Чудзи, Старый Чультем. Которая из этих деревень потом стала называться Мартьяново, я так и не узнал.

В 1721 году при Петре I была проведена перепись населения. В это время многие удмурты жили в лесах, поэтому в перепись попали не все. Деревня Мартьяново появилась примерно в 1750-е годы. Но этот факт подтвердить трудно, так как нет никаких записей, никаких очевидцев. Записи о бракосочетаниях, о рождении и смертях есть только с 1782 года. В церковной записи 1859 года нашел, что деревня Мартьяново находится при речке Динтемке. Деревня казенная (приписная к заводу), до уездного города Сарапула 60 верст, расстояние до станового квартала (имеется в виду Ижевск) 15 верст. Число дворов 36, жителей мужского пола 159, женского — 193, две мельницы и одна кузница.

Фамилий не было, был род (родство): зызы (бедный), тури (журавль), кочыш (кот), кеч (коза) и другие. Моих отцов, дедов называли журавлями.

В 1897 году прошла Всероссийская перепись населения (при Николае II) под руководством ученого Семенова-Тян-Шанского. Здесь уже записывались семьями (отец, мать, муж, жена, дети). В Мартьяново тогда было 74 дома, с населением 473 человека. В 16 домах проживали 25 человек, умеющих читать и писать. Среди грамотных не было ни одной женщины. Язык был вотский. Занимались земледелием, животноводством, единоличным хозяйством. Осенью, после окончания полевых работ — перевозкой материалов для Ижевского завода (с 1760 года — железоделательный, с 1807 года — оружейный). С пристани Гольяны за 40 верст привозили груз туда и  обратно на лошадях.

Крестьяне были удельные и непременные. Удельные принадлежали членам царской фамилии, то есть их доход (барыш) поступал членам царской фамилии. Непременные же крестьяне отрабатывали на заводе (приписанные к казенным заводам по царскому указу 1807 года для выполнения вспомогательных работ).

Все удмуртские крестьяне этого времени являлись государственными, за исключением непременных работников Камских казенных заводов: Воткинского (1759), Камбарского (1757),  Ижевского (1780).

В 1806 году принято Положение об освобождении от принудительного труда непременных работников и мастеровых Ижевского завода. Теперь они причислялись к сельским обывателям. С 1 января 1867 года могли сами наняться на завод или заниматься единоличным  хозяйством: пахать и сеять рожь, пшеницу, овес, гречиху, лен, коноплю.

Народ не учился: одну зиму ходили в церковно-приходскую школу, и на этом обучение заканчивалось.

Жил давным-давно Степан, были у него сыновья Кондратий и Максим, у Максима - Пантелеймон, у Пантелеймона сыновья Никифор, Андрей, Федор, у Федора дочь Антонина — это моя мама. Они все мартьяновские. Все Мартьяново — это наш род…

 

Записала Мария Ишматова

* * *

 

Краше деревни моей не найдешь

Зеленина, Светлана. Краше деревни моей не найдешь [отрывок]

// Пригородные вести. – 2004. – 2 ноября.

… Существует легенда о том, как появилось Старое Мартьяново. Однажды путешествовал человек по свету, чтобы пообщаться с разными людьми и найти живописный и плодородный уголок для своего народа. У него был большой выбор, но остановился он именно здесь, в этом лесном краю. Поселившись на этом месте, путешественник назвал его Мартьяново в честь своего умершего сына Мартьяна. И по этой легенде должно сбыться предсказание старика, что наступит день и по прозрачному высокому небу пролетит его сын и осмотрит землю своего отца. А если ему что-то не понравится, то разнесет он это место на мелкие кусочки. Если наоборот – будет ее «ухажером»: поливать дождями, светить ярким солнцем, дарить богатые урожаи …

 

* * *

Пошла деревенька от добрых людей

 

Зверева, Е. Пошла деревенька от добрых людей

// Ленинец. – 1989. – 28 января.

 

Было это давным-давно. Там, где стоит деревня Старое Мартьяново, рос густой лес. Поля, на которых в наши дни выращивают хлеб, имели совсем другой вид. Там. росли могучие деревья. А самым большим лесом был Тыло. Если он и сейчас велик, то трудно представить, какую территорию он занимал тогда, какое там было обилие растений и зверей.

И вот среди этой дикой природы поселились люди, которых называли аррами. Неведомо мне, из каких далеких краев добрались они сюда. Но одни облюбовали себе место на окраине леса Тыло. Поставили там две-три избы и назвали селение Такмыш Серег.

А другие продолжали свой нелегкий путь. Устали, сели отдохнуть у лесной реки. Ах, и прекрасна она была. Какая чистая бежала в ней водица, много лесных родников питало ее. Понравилась путникам красота здешней природы, и поставили они на берегу реки свои избы.

Время шло. Умирали одни, рождались другие. В селении Такмыш Серег осталась без мужа женщина с маленьким сыном. Трудно им было жить. Рассказали той вдове, что недалеко есть маленькая деревенька, и посоветовали идти туда. Я думаю, что тот, кто посоветовал, знал жителей деревеньки. Ведь, не пошла бы женщина с маленьким сыном к плохим и злым людям. Значит, о них говорили как о добрых, трудолюбивых, приветливых, незлопамятных и гостеприимных.

Удмурты называли ту деревеньку Тяма. Я не знаю, что означает это слово. Но думаю, что в нем скрывается какая-то общая - особенность моей деревни.

Не оставили жители вдову в беде. Поселилась она с сыном у доброй старушки. Познакомилась с местным мужиком. — Полюбили они друг друга и поженились. Новый отец очень любил мальчика, потому что был добрым, умным, сильным. Да и мальчишка рос смышленым. А подрос — стал красивым молодцем. Женился на здешней девушке, которая была и собой хороша, и душою добра. Много у них было детей.

Шли годы. Постарели родители, выдали дочерей замуж, поженили сыновей. Каждой молодой семье избы срубили. А у тех свои дети подросли и в новые избы вселились.

И стала наша деревня совсем большая. Сейчас она называется Старое Мартьяново. Но так бы хотелось узнать, что скрывает в себе слово Тяма. Придумал ли его один человек, или оно было в обиходной речи людей, живших в те далекие-далекие времена?

А рассказала мне все это моя бабушка Серафима Николаевна Зверева. Родилась она в августе 1908 года и всю жизнь прожила в Старом Мартьянове…

 

Е.Зверева

 

* * *

О деревне Мартьяново можно прочитать в книге Дмитриева В.П. «История заселения сёл и деревень Завьяловского района». - Завьялово, 2010. – С.51.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: